52
53
ИспытанияПоявление на рынке новой отечественной шины сейчас вряд ли можно назвать событием - многие шинные заводы активно расширяют гамму своей продукции. А вот решение автомобильного завода комплектовать, то есть устанавливать на выпускаемые автомобили данную шину, - это уже весомо. Она прошла не один круг испытаний, одобрена специалистами-шинниками и автостроителями. Последняя отечественная шина, принятая ВАЗом, - БИ-391, была лишь коротко представлена журналом (см. ЗР, 1995, № 10, с. 17). Специалисты НИИ шинной промышленности Геннадий МИШНЕВ и Сергей ТРОФИМОВ рассказывают о ее испытаниях.НОВАЯ ШИНА: ПОРТРЕТШина разработана НИИШПом прежде всего под новую, "десятую" модель ВАЗа. Автомобиль мощный, скоростной (особенно будущие его модификации), и его "обувь", конечно, должна соответствовать предъявляемым высоким требованиям. Она имеет категориюскоростиН (впервые на серийном российском автомобиле), то есть способна работать при скоростях до 210 км/ч. Самая распространенная сегодня Бл-85 относится к категории S (до 180 км/ч). Рисунок протекторадорожный (напомним, что шины бывают дорожные, всесезонные и зимние - "M+S" - с м . ЗР, 1995, №11). Новинка успешно прошла испытания и на заднеприводных моделях ВАЗ - многие "пятерки" и "семерки" уже сходят с конвейера на шинах БИ-391. Их выпускают в Бобруйске (БШК "Белшина") и в Нижнекамске (АО "Нижнекамскшина", под обозначением И-391). Это лишь первая модель целого семейства - для модификации "десятки" ВАЗ-2112, например, испытывают шину Л-5 с таким же рисунком протектора, но 14-дюймовую. Летом прошлого года 13-дюймовую БИ-391 испытывали на автомобиле ВАЗ2110, где она показала себя весьма достойно. Испытания шин - всегда сравнительные, результатом их бывает вердикт - лучше или хуже новая шина, чем эталонная (или старая). В данном случае БИ52 ЗА РУЛЕМ 4/96391 сравнивали с известной Бл-85 (изготовитель - АО "Нижнекамскшина"), а эталоном послужила шина MXV фирмы "Мишлен". Все три шины радиальные, с дорожным рисунком протектора, одного размер а - 175/70R13, категории скорости S для Бл-85 иН для двух других. Нижнекамская шина по конструкции восходит к модели РЗ фирмы "Пирелли" начала 80-х годов, "Мишлен" MXV разработана пять - семь лет назад, а НИИШП испек "триста девяносто первую" совсем недавно. Результаты лабораторно-дорожных испытаний НИИШПа и ВАЗа на автополигоне представлены в таблице; рассмотрим их внимательно. Устойчивость и управляемость автомобиля, оснащенного разными шинами, оценивают маневрами "имитация обгона" и "поворот" на сухой и мокрой дороге. "Поворот" показывает, насколько хороши сцепные свойства шины, прежде всего в боковом направлении. На полигоне резиновыми конусами размечают траекторию (рис. 1). Автомобиль разгоняется, на определенной скорости входит в поворот и на нейтральной передаче без торможения проходит траекторию. Намеренно ставить его в занос нельзя. Скорость входа в поворот увеличивают до тех пор, пока машина не начинает сбивать конусы, не вписываясь в коридор. Как видно из таблицы, предельная скорость прохождения "поворота"для всех шин примерно одинакова. Кстати, по мере роста скорости автомобиль все-таки входит в занос - но испытания продолжаются, пока им можно управлять. Например, на шинах БИ-391 занос задней оси начался при скорости на входе 68,5 км/ч, но до 77,7 км/ч "десятка" еще подчинялась водителю. "Имитация обгона", пожалуй, самое зрелищное испытание из всего комплекса (оно запечатлено на заставочных снимках), показывающее жесткость шин, их сопротивление боковому уводу. Разметка траектории представлена на рис. 2. 120-метровый участок надо пройти за минимальное время. Отмечают также скорость при входе на траекторию - она с 60 км/ч постепенно возрастает к концу испытаний до 100-115 км/ч. Представьте, что на такой скорости надо попасть в 180-сантиметровый створ в начале коридора (по бокам автомобиля остается зазор 10-15 см), а потом пролететь за несколько секунд сто с лишним метров в узком кривом коридоре - тут уж больше работает интуиция водителя-испытателя, а не расчет. Думать-то некогда. Во время "имитации обгона" можно пользоваться и тормозами, и газом (что предпочтительнее), лишь бы автомобиль как можно быстрее "прописал" траекторию, оставив конусы на своих местах. Конечно, с увеличением скорости (а шаг ее изменения к концу испытаний может быть 1-2 км/ч) маневр удается все труднее, а за разлетающимися конусами приходится ходить все дальше. С автомобиля даже снимают бамперы, чтобы не повредить их при многочисленных ударах о "разметку". На сухом асфальте все шины оказались практически равноценны, а вот на мокром Бл-85 уступила конкурентам. Лучшее время выполнения "обгона" показала "десятка" на шинах MXV, чуть хуже - на шинах БИ-391, но по существующей оценке испытаний эти шины признаны равноценными. Интересно мнение водителейэкспертов. Они отметили, что на бобруй-расходах 5,5%, при 40 км/ч - 7 , 1 % по сравнению с "Мишленом". При 140 км/ч расход практически одинаков у MXV и БИ391, а Бл-85, как менее скоростная, отстает. Замечание "по поводу": указанный расход топлива не служит эксплуатационным показателем для данного автомобиля. Объективные результаты испытаний говорят сами за себя: новая шина удалась, она ничуть не хуже (иногда даже немного лучше) эталонного "Мишлена". Но не в этом изюминка новых шин и не в том, что они "побили" старые Бл-85, даже индекс скорости Н отходит в наших условиях на второй план. (В самом деле, покажите Результаты сравнительных испытаний шинПоказатель Бл-85 Скорость при выполнении манеэра "поворот": на сухом покрытии, км/ч 77,7 77,7 77,2 99,5 71,9 Модель шиныдорогу, где разрешается ехать хотя бы со 150 км/ч, не говоря уж о 200 км/ч!) Дорожные шины, предназначенные для асфальта, очень хорошо показали себя на дорогах с низким коэффициентом сцепления, то бишь в зимних условиях. Далеко не все автолюбители могут позволить себе иметь два комплекта шин - дорожных для лета и зимних ("M+S"). Для наших условий предпочтительнее всесезонные шины. Именно такой получилась БИ-391. И если летом'она не имела ошеломляющего преимущества перед "Мишленом" MXV, зимой опережала эту сугубо дорожную шину по всем статьям.А ФОНЕских шинах ВАЗ-2110 не так резко входит в занос, как на "Мишлене", и его проще контролировать. Скоростные качества - оценка выбега, разгона и максимальной скорости автомобиля. И здесь новая шина на высоте судя по длине выбега и пути разгона, потери на качение у нее меньше, что косвенно подтверждается данными топливной экономичности и максимальной скорости. Тормозные свойства. Влияние шин на них оценивалось по длине тормозного пути в режиме экстренного торможения на грани блокировки колес, то есть наиболее эффективного. Замеров было много ив результате перед вами данные, доказывающие преимущества шин современных, а Бл-85 здесь явный аутсайдер. Это, конечно, не значит, что ездить на "бэ-элках" нельзя - в норму тормозного пути по ГОСТу (39,5 м ) они укладываются с запасом. Топливная экономичность оценивается по осредненному расходу топлива в диапазоне скоростей от 40 до 140 км/ч. Заезды проводят на четвертой передаче, увеличивая скорость раз за разом на 20 км/ч. Как видите, по этому показателю шины БИ-391 превосходят конкурентов, причем это особенно заметно на небольших скоростях. Так, при 60 км/ч разница вMXVБИ-391 0.9 j© sэ© ®.©®1.8%на мокром покрытии, км/ч10071,910071,9%Время маневра "имитация обгона": на сухом покрытии, с100100100изТ^-^е©е©4,7244.714 99,8 4,751 95,54,7245аt=J%на мокром покрытии, с1004,9741004,645 97.4%Длина пути разгона с 40 до 120 км/ч. м100 864 100163,7875101.382295,1%Максимальная скорость, км/ч163.7165,7 101,2Рис. 1. Так размечают траекторию для "поворота".%Выбег со скорости 80 км/ч, м100 980 100100 96298,21022 104,3%Тормозной путь со скорости 80 км/ч: на сухом покрытии, м33.631,8 94,6 35,0 98.931,8 94,6 34,6 97,7%на мокром покрытии, м10035.4%Средний расход топлива, л/100 км1006.296.296,10%10010097Объекты испытаний шины Бл-85, "Мишлен" MXV и БИ-391.Рис. 2. 120-метровый участок "имитации обгона".Но у зимних испытаний своя специфика: из-за "изменчивости" снега (его просто-напросто укатывают) они часто основаны на экспертной оценке нескольких водителей, ставящих отметки поведению автомобиля на разных шинах (см. ЗР, 1995, № 12, с. 24). Шкала - пятибалльная, по ней БИ-391 заработала в общем 3,24 очка - на 1,2 больше, чем "Мишлен". На новой шине можно уверенно ездить и зимой. Об этом мы еще расскажем позже и поделимся собственными впечатлениями - БИ-391 стоит на редакционном автомобиле и вместе с другими распространенными моделями шин будет испытываться и дальше. ЗА РУЛЕМ 4/9653