Право на защитувидцев происшествия , в том числе и самого водителя. Часто, сбив человека, водители находятся в шоковом состоянии и неправильно оценивают скорость машины, расстояние, на котором появился пешеход, и т. д., не придавая этим мелочам какого-либо значения. А напрасно. Например, автомобиль ВАЗ движется по сухому асфальтобетонному покрытию со скоростью 50 км/ч. Остановочный путь - 31 метр. Если установлено, что пешеход появился в 30 метрах, водитель не нарушил Правила. А если до пешехода оставалось 32 обстановка возникает в момент пересечения им границы проезжей части, то есть как только он сойдет с тротуара на дорогу. При движении пешехода слева направо границей опасной зоны считается осевая линия. Если пешеход на проезжей части изменил скорость и направление движения (сначала двигался шагом, а затем побежал или шел вдоль дороги, а затем метнулся в сторону), то опасная дорожная обстановка возникла в момент изменения пешеходом характера движения. Нужно знать также ско-ПЕШЕХОДОВ НАДО ЛЮБИТЬ... НО ХОТЕЛОСЬ БЫ ВЗАИМНОСТИПоздним вечером водитель М. на своей " д евятке " возвращался домой по одной из тихих улочек в центре Москвы. Как водится, фонари уличного освещения горели через один. То, что он сбил человека, М. в первые секунды даже не осознал. Легкий толчок в правую стойку, машину несильно отбросило влево... Только услышав крик кого-то из прохожих, М. инстинктивно нажал на тормоз. Выйдя из машины, он увидел лежащее невдалеке тело мужчины. Далее как в кошмарном сне: приезд ГАИ, "скорой", протоколы, объяснения... М. не был взят под стражу. Свидетели дали показания, что машина ехала медленно, а очень пьяный пешеход брел, шатаясь, по тротуару и неожиданно рванул через улицу - прямо под автомобиль М. Тем не менее водителю "светила" 211 статья УК РСФСР, предусматривающая до 15 лет лишения свободы. ГАИ, проведя дознание, передает такие дела следствию, по завершении которого суд принимает решение о степени вины водителя и назначает наказание. Скажем сразу: суд оправдал М. Но поскольку статистика утверждает, что в 80% случаев наезды вызваны недисциплинированностью и невнимательностью пешеходов (переход дороги в запрещенном месте, в непосредственной близости от автомобиля, игнорирование сигналов светофора и т. д.), рассмотрим материалы следствия и экспертизы, для наглядности обобщив несколько подобных случаев. В соответствии с требованиями ч. 2 п. 10.1 Правил дорожного движения, "при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства". Таким образом, чтобы ответить на вопрос, виноват водитель или нет, нужно знать, располагал ли он технической возможностью предотвратить наезд на пешехода. Важно помнить, что время реакции водителя не совпадает в разных дорожных ситуациях. В зависимости от того, появился ли пешеход на переходе или вне его, случился наезд в дневное или ночное время, произошло столкновение на освещаемом участке дороги или нет, в светлую или темную одежду был одет человек и т. п., оно будет различным - от 0,3 до 2 секунд. Диапазон широк, особенно если учесть, что машина со скоростью 60 км/ч проходит за секунду почти 17 метров! Как скоро остановится автомобиль, зависит от его типа, начальной скорости, технического состояния, дорожного покрытия (асфальтобетонное, гравийное и т. д.) и его состояния (сухое, мокрое, обледенелое и т. д.). В слагаемые остановочного пути входит и начальная скорость автомобиля. Ее определяют либо по длине следов юза шин на дорожном покрытии (если они зафиксированы), либо на основании показаний очеметра - может быть привлечен к ответственности. Итак, ответ на главный вопрос, располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд на пешехода, зависит от многих факторов. Если не располагал, то его действия соответствовали требованиям Правил и за наезд на пешехода водитель не несет ответственности. Именно такой ответ дала экспертиза, рассмотрев ДТП с участием водителя М. Темная одежда пешехода, ближний свет фар, неосвещенная улица, а самое главное - непредсказуемые действия пьяного человека на дороге вне зоны разрешенного перехода лишили водителя "девятки" возможности предотвратить наезд. А что же пешеход? Какова мера его ответственности в случившемся дорожнотранспортном происшествии. Ведь если действия водителя можно оценить, вычислив по следу юза шин скорость движения автомобиля, тормозной путь, проверить исправность автотранспортного средства (тормозной системы, приборов световой сигнализации, звукового сигнала), то восстановить картину действий пешехода подчас совсем не просто. Прежде всего, важно определить, когда именно пешеход стал источником опасности и потребовалось принимать экстренные меры, чтобы предотвратить наезд. Это тоже целая наука. С кажем , если пешеход идет справа налево (по отношению к автомобилю), опасная дорожная рость, с какой идет пешеход, а она зависит и от возраста, и от состояния опьянения, и от того, идет ли он под руку с кем-либо или несет громоздкие вещи. Приняты даже специальные нормативы скорости движения пешеходов в зависимости от различных факторов. Правда, на эти показатели не всегда можно полагаться, они носят вероятностный характер, поэтому, чтобы получить более достоверный результат, нередко проводят следственный эксперимент. С Правилами дорожного движения обычно знакомятся дважды: сначала в школе, а позже — при получении водительских прав. Те, кто не намерен их получать, обычно вспоминают о ПДД, лишь став свидетелями или участниками трагедии на дороге. О том же, что в Правилах есть целый параграф требований к пешеходам, помнит далеко не каждый. А ведь в этом разделе установлены и достаточно серьезные меры наказания вплоть до привлечения к уголовной ответственности по статье 213 УК РСФСР. Кстати, ныне действующие Правила не предусматривают для водителя альтернативы "объезда опасности для движения". Иными словами, увидев неожиданно выбежавшего на дорогу пешехода, водителю достаточно... лишь начать тормозить. И если тормозной путь машины окажется больше расстояния до пешехода, будет наказан последний. Если, конечно, останется жив. Алексей РЕУТ, адвокатЗА РУЛЕМ 4/9689