125
йоимийламиДЮЙМ В АВТОМОБИЛЕДля начала - немного истории. В отличие от искусственно созданной 200 лет назад метрической системы, так называемая английская дюймовая система мер известна с древнейших времен, когда самой Англии ив помине не было. Основные линейные единицы этой системы были известны еще в Древнем Египте, после чего последовательно прижились в Греции, Древнем Риме, а затем и во всей Европе. Нас в данном случае интересует именно дюйм - мелкая линейная единица, ставшая по мере развития ре ­ месел и промышленности основной в технике. Как и все старинные меры, дюйм был связан с размерами частей человеческого тела, соответствуя ширине большого пальца руки, то есть около 25 мм. Называлась эта мера у разных народов по-разному. Немцы называли ее "цоль" (Zoll), англичане - "инч" (inch), испанцы - "пульгада" (pulgada) и т. д., но величина ее везде была примерно одинакова и всегда составляла 1/12 основной древнейшей линейной единицы - фута (стопы ноги). Англия, как исторически наиболее правовое, управляемое государство, раньше всех остальных стандартизировала меры с помощью эталонов и точного измерительного инструмента. Это отчасти и определило ее интенсивное техническое развитие. В России до Петра I единицы, аналогичной дюйму, не было. Русский вершок был почти вдвое больше, да и точность его годилась только для работы с деревом. Скажем, вершок в Новгороде мог запросто быть на пару миллиметров больше, чем в Астрахани... Какая-либо стандартизация отсутствовала даже там, где мы привыкли ее видеть безупречной, например в калибрах огнестрельного оружия. Поэтому воины-стрельцы сами отливали ружейные пули индивидуально для каждого мушкета. Петр I навел в этом деле порядок, заимствовав на Западе точные международные меры. Ну а поскольку сам царь еще в молодости учился плотницкому делу у голландца Ф .Тиммермана, то не удивительно, что в русский язык вошел именно голландский вариант названия этой У российского автолюбителя отношение к термину "дюйм" примерно такое же, как к "лошадиной силе", то есть как к старинной мере, которая исключительно в силу традиции используется для измерения каких-то конкретных и немногочисленных параметров, вроде посадочного диаметра шин или проходного сечения водопроводных труб. Между тем дюймовая система мер, которая была в свое время основной не только в автомобиле, но ив технике вообще, оставила след в самых современных "метрических" автомобилях. Это интереснейшая тема для истинных любителей машин и полезная для практиков, которым приходится сталкиваться с взаимозаменяемостью деталей. Расширить их кругозор в этом вопросе поможет Антон УТКИН.единицы - "дюйм" (от голл. Duim, буквально - большой палец). При этом дюйм и фут на удивление удачно вписались в русскую систему мер. Аршин, в котором оказалось примерно 27 дюймов, слегка удлинили, стандартизировав в размер 28 дюймов (71,12 см). При этом получилось весьма экзотическое сочетание, поражающее людей, привыкших к десятичному исчислению. А именно: с а ­ жень (2,13 м) делится либо ровно на 3 аршина, либо ровно на 7 футов. То есть вершок (1/16 аршина) стал равен 1 3/4 дюйма. После проведенной реформы традиционные меры ничуть не утратили своего значения, и, скажем, в торговле по-прежнему мерили аршинами и вершками (а кое-где даже локтями и пядями), а в технике, промышленности и ремеслах стал безраздельно царить дюйм. Первой от дюймовой системы отошла Франция. В период Великой Французской революции, в 1790 году, был предложен "метр" (одна сорокамиллионная часть парижского меридиана). В 1837 году метр был введен во Франции законом, а в последующие 30 лет распространился в Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Голландии и, соответственно, во всех колониях этих стран. В 1868 году метрическая система мер была принята законом в Пруссии, а затем и во всей Германской империи. В России этот процесс затянулся еще на полвека. Официальный переход на метр состоялся 14 сентября 1918 года, но и после этого дюйм упорно сопротивлялся еще несколько лет, пока с1 января 1927 года в СССР было категорически запрещено использование любых мер, кроме метрических. Соотношение метра и дюйма несколько раз уточнялось международными съездами и конгрессами. Например, в 1895 году были установлены три разных дюйма: английский промышленный, английский научный и американский дюймы, различающиеся на десятитысячные доли миллиметра. В 1924 году германский стандарт DIN установил размер дюйма, равный 25,40095 мм. В 1960 году состоялась Генеральная конференция по мерам и весам, принявшая Международную си ­ стему СИ. Тогда же был принят волновой эталон метра, а дюйм установлен равным точно 25,4 мм. Основным же и главным обстоятельством в истории дюйма для нас, автомобилистов, является то, что две наиболее исторически значимые в промышленном и техническом отношении державы - Англия и Америка всегда были и остаются "дюймовыми". Лучшие в мире, а когда-то и просто единственные в своем роде металлообрабатывающие станки, как правило, были английскими, а значит, дюймовыми. А массовые автомобили, конструкцию которых заимствовали во многих странах, в основном были американские. Кроме того, специализированные фирмы, выпускающие комплектующие изделия для автомобилей разных марок, впервые появились именно в Англии и США. Дюйм традиционно делится поЗА РУЛЕМ 4-95 125