96
97
ЭКСПЕРТИЗАфонарь комплектуется лампами. Для ГАЗ31029, 3102 попадается продукция сходного "качества", но без ламп. Владельцы "жигулей", "самар", "москвичей" могут спать спокойно: для этих моделей "поддельной" светотехники практически нет. Подфарники и указатели поворота. "Поворотники" для "восьмерки", "Волги" ГАЗ-31029, "сорок первого" "Москвича" должны иметь зеркальный отражатель, как правило, уплотнительные прокладки между корпусом и рассеивателем, лампочку мощностью 21 Вт (некоторые упорно ставят пяти- или десятиваттные "габаритные" лампочки). В "поворотниках" с белыми стеклами лампа должна быть обязательно желтой. На продукции кустарной сборки все это обычно отсутствует. Относительно недавно в продажу поступили подфарники на "шестерку" в пластмассовом корпусе вместо металлического. Это не подделка, а действительно продукция вязниковского завода. Но довольно часто на прилавках появляются такие же, только с матовым рассеивателем и надписью 'Татария". В них есть лампы, но амальгама на отражателе отсутствует. Заводские - с блестящими стеклами, где большими буквами красуется название завода "Освар". Повторители указателей поворота (их еще называют "дублирующие поворотники"). В заводскую комплектацию не входит резиновая прокладка между повторителем и кузовом. Зато должна стоять лампочка, опять-таки, под белым рассеивателем - обязательно желтого цвета. Патрон плотно сидит в корпусе, а стекло блестит. "Кооперативных" пока в продаже нет, но есть турецкие и прибалтийские, как правило, без ламп. Их недостатки жесткие резинки, которые зачастую лопаются на морозе или просто не обеспечивают нормального уплотнения, а матовые рассеиватели выгорают буквально за полгода. Патроны этих маленьких указателей поворота непрочно сидят в корпусе, а потому о надежности и герметичности соединения говорить не приходится."ТОСОЛ" или "АНТИФРИЗ"?Мы уже провели экспертизу высоковольтных проводов, свечей зажигания, крышек распределителя, подступили к "подкапотной химии". Теперь - охлаждающие жидкости, коими пользуются все, кроме разве что владельцев "порше" и "запорожцев".Александр БУДКИН Вопросов, на которые предстояло ответить нашей экспертизе, предостаточно: "все ли отечественные "тосолы" одинаковы?", "чем отличаются отечественные от дорогих импортных?", "все ли импортные антифризы одинаково хороши и хороши ли они вообще?" и так далее С той или иной периодичностью подобные вопросы возникают почти у всей мотори зованной части нашего общества. Как, впрочем, и другие. Стоит ли сегодня переплачивать свои кровные ради того, чтобы потом, Бог даст, сэкономить на ремонте. А вдруг не даст - зря деньги тратили? В экспертизе было задействовано шесть ные ОЖ колеблются в диапазоне 90-160 руб. за канистру, в зависимости от ее объема и от того, где покупать. Два отечественных Тосола" и ОЖ от Texaco продаются полностью готовыми к применению. Остальные препараты - это концентраты, которые надо разбавлять дистиллированной водой в определенной пропорции. Так можно получить ОЖ с разной температурой замерзания. Несмотря на важность таких параметров, как температура кипения и температура замерзания, на них мы подробно останавливаться не будем. Здесь у всех ОЖ оказались близкие значения. Исключение - Тосол" от Техно-21", показавший температуру замерзания минус 33°С при норме минус 40°С и температуру кипенияКонечно, заводские запчасти всегда были и будут дороже, чем "левый" товар. I Покупая дешевую светотехнику, убедитесь, что с ней все в порядке. Не слушайте тех, кто зубоскалит: мол, фара или фонарь на скорость не влияют. Подумайте: насколько трудно ездить с "мутными" фарами. А если в дороге из-за низкого качеохлаждающих жидкостей (далее ОЖ): две ства фар погаснет свет или из-за "ерундоотечественные - от "Агат-Авто" (фото 1) и от вой" прокладки выйдут из строя лампы 'Техно-2Г (фото 2), две американские - от стоп-сигнала или указателей поворота? Prestone (фото 3) и от Texaco (фото 4), английДело может обернуться покупкой не тольская British Petroleum (фото 5) и Quaker State ко "стекляшек", но и "железа". (фото 6). Все препараты были приобретены на рынках или в магазинах. Цены на импорт-Наша справка яТОСОЛ " ИЛИ ВОДА. Еще недавно самой распространенной охлаждающей жидI костью была вода. Ее основное преимущество перед ОЖ, содержащей этиленгликоль, - несколько большая теплоемкость: 4,2 кДж/кг-°С против 3,2-3,8 кДж/кг°С (теплоемкость этиленгликоля - 2 , 9 кДж/кг°С). Но есть у воды и недостатки: более низкая температура кипения, более высокая температура застывания, склонность к образованию накипи в системе охлаждения. При увеличении концентрации этиленгликоля в ОЖ с 26 до 66% температура ее замерзания снижается с -10 до -68°С, дальнейшее увеличение концентрации этиленгликоля до 98% приводит к повышению температуры замерзания до -20°С (у чистого этиленгликоля - 11,5°С), температура кипения стандартного 'Тосола А40-М" должна быть не ниже 108°С (у чистого этиленгликоля - 197°С).107°С при норме 108°С. Очевидная причинанедостаточная концентрация этиленгликоля, о чем свидетельствует плотность этого продукта -1,066 г/см3 при норме 1,100-1,150 г/см3. Под понятием "норма" здесь и далее имеется в виду ГОСТ 28084-89, регламентирующий требования к ОЖ.96ЗР 7/98 Основное внимание мы решили уделить сравнению коррозионной активности всех ОЖ по отношению к металлам и резинам, применяемым в нашей стране в качестве конструкционного материала. Какие именно марки металлов и сорта резин следует использовать, опять же регламентирует ГОСТ JM | А 28084-89, так что особого выбора у нас не было.Первый и самый важный вывод, который можно сделать ЫВОДЫ. В начале экспертизы мы глядя на таблицу: все сформулировали несколько вопросов. проверенные ОЖ моПопробуем теперь ответить на них. "Все ли гут применяться по своотечественные "тосолы" одинаковы?" ему прямому назначенет, не все. Разница между двумя купленнию и подделкой не явными канистрами оказалась существенной. ляются. Здесь бы, ка"Чем отличаются отечественные ОЖ от дожется, и вздохнуть с оброгих импортных?" - даже по отношению к легчением, но... единстнашим конструкционным материалам лучвенным препаратом, который полностью удовНаша справка летворил требования ТЕРМИНОЛОГИИ. Иногда на рынках можно услышать: вам'Тосол" или антифриз? нашего ГОСТа, оказался В переводе на русский это означает: вам отечественную охлаждающую жидкость один из двух наших же или импортную незамерзающую? Ведь именно как "незамерзающая жидкость" можно "тосолов" от "Агат-Авто". Его свойства часперевести надпись на канистре "Antifreeze". Этим словом "у них" принято называть охто достигали "критической" отметки, но ни лаждающую жидкость, хотя иногда могут написать более конкретно "Cooling Water" (охразу не опустились ниже. Со всеми остальлаждающая жидкость), просто антифриз - это более общее понятие: то, что не замерными ОЖ хоть в чем-то, но возникали "прозает. У нас препараты, используемые в качестве охлаждающих жидкостей, называютколы". Почему же тогда можно "вздохнуть ся "тосолами". Поэтому педантичный продавец на рынке должен спрашивать: вам охлас облегчением"? Дело в том, что даже в ждающую жидкость отечественного производства или импортного? старые советские времена, несмотря на существование упомянутого здесь ГОСТа, задававшего требования к абстрактной проверке коррозии чугуна СЧ-25. Зато с решие образцы импортных ОЖ, пожалуй, даохлаждающей жидкости, как эталонному зинами все без исключения препараты, и дут фору лучшим образцам наших "тосопрепарату, "тосолы" представляли собой наши и не наши, отработали хорошо. лов", но, учитывая неясность с "кислотносоставы, которые выпускались по своим Две последние строчки в таблице - вощелочным балансом", в этом вопросе недотехническим условиям (ТУ) и которые мождородный показатель и щелочность харак- сказанность все же останется. Если счино было использовать в качестве ОЖ. Потать, что повышенная коррозия припоя Результаты испытания охлаждающих жидкостей этому даже "Тосол" от самое большее из зол, кото"Техно-21", "проваливший" рые можно ожидать от некос Iпять показателей ГОСТа ei i торых импортных ОЖ, эти ы и. •* (включая температуры Показатель препараты окажутся в рейfl._ кипения и замерзания), не 11 тинге чуть выше или на уров11а мог бы считаться "плоне "хороших" отечественных < -z s. Коррозионное воздействие хим", если бы... на его ка"тосолов". Во всяком случае Л^-сут: нистре было указано, что 0,01 001 0,01 0,03 медь Ml 0,01 0,01 застывают они не при минус ГОСТу он соответствует. 0,03 0.01 0,01 0,04 латунь ЛИ 0,02 0,01 33°С и хотя бы по одному это0,92 0,06 0,19 0,26 припой ПОС-35 0,23 0,05 Второй важный выму показателю уже выиграют 0,01 0,01 0,01 0,00 сталь 20 0,00 0,01 вод, который можно сде0,01 0,01 0,01 0,01 чугун СЧ-25 0,01 0,00 у некачественной отечест0,02 0,10 0,07 0,18 алюминий АЛ9 0,03 0,10 лать, глядя на таблицу: одвенной жидкости. Кстати, 0,05 0,10 0,04 0,11 алюминий АК-62М 0,00 0,10 нозначно утверждать, что Набухание резин при температуре 100"С один из двух наших "тосолов", любой фирменный препав течение 72 ч, изменение объема, %: выступавший в роли "плохообразцы резины марки рат будет заведомо очень го", может оказаться не сане более 5 7-57-5006 1,6 2,0 1,3 хорошим или очень плохим образцы резины марки 57-7011 не более 5 0,6 0,8 0,7 0.7 0,6 1,0 мым худшим из того, что мопри работе со всеми нашиобразцы эталонной резины гут изготовить российские марки УИМ-1 не более 5 0,6 0,8 1,2 1,3 1,2 ми конструкционными ма"предприниматели". Вывод: Водородный показатель (рН) 7,5-11,0 8,95 7,95 териалами, нельзя. На12,8 Щелочность, CM 6,6 20,1 5,8 10,3 5B . граждане, будьте бдительны! поРЕЗУЛЬТАТЫ.глядный тому пример: отечественный припой ПОС-35 пришелся не по нраву ОЖ от Quaker State и British Petroleum. В случае с последним коррозия оказалась выше требований ГОСТа почти в пять раз. Но в то же время этот факт не может служить основанием для тотального недоверия, ведь такие же фирменные ОЖ от Prestone и Texaco (обе американские) оказали коррозионное воздействие на тот же припой в четыре раза меньшее, чем того требует наш ГОСТ. Еще один пример. Только что упоминавшиеся добрым словом ОЖ от р» f^m Prestone и Texaco отработали Wс алюминием АК-62М на гра, нице требований ГОСТа (в 1 требования уложились), тогда как попавшая только что в немилость ОЖ от British Petroleum дала коррозию вдвое меньше, чем допустиf мо, а ОЖ от Quaker State пог казала в этой графе нули. Такие же нули выдал Prestone притеризуют способность ОЖ нейтрализовать действие кислот, которые могут образовываться при работе двигателя. И если с водородным показателем все ОЖ "справились", то со щелочностью - полная неразбериха: заниженное значение этого показателя у трех фирменных препаратов может навести на мысль, что "у них" просто другие нормы. Но у оставшейся фирменной ОЖ этот показатель почти в два раза выше, чем у наших "тосолов", и в три с половиной раза, чем у его "коллег-иностранцев". Быть может, за границей этот показатель вообще не нормируется?ВОill§s-if silJЗР 7/9897