71
72
ТЮНИНГперепланированы примерно так же: под электроника командует насос-форсункаодного жильца-водителя и, возможно, его ми. Результат - рост мощности до 420 л. с, великолепная "полка" крутящего могостя-пассажира. "Что касается двигателя, следует мента (1950 Нм при 1050-1450 об/мин) и ожидать внедрения насос-форсунок..." по-прежнему отменные экономичность и Предсказанное в ЗР, 1996, № 1 при помоэкологичность. Мы уже как-то упоминали щи специалистов фирмы сбылось. Собст"типичное ощущение двигателя "Скании", венно, этот шаг двигателистов "Скании" отмеченное испытателями. Так вот, и это доброе "семейное" качество сохранено, напрашивался. Почему? Потому что насос-форсунка обеспечичто наверняка оценят приверженцы вает подачу топлива в камеру сгорания шведской марки. под большим давлением, нежели ТНВД Мало того - семья новых моторов рас(топливный насос высокого давления) и ширилась. Напомню - на смену грузовикам традиционная форсунка. А это, безусловпредыдущего, третьего поколения с "традино, способствует лучшему распылению тоционными" двигателями 9, 11 и 14 л пришло плива, воспламенению и горению. четвертое, с прежними дизелями объемом 9и 14 ли новинПотому что индивидуальные, обслужикой 12 л. И вот вающие каждая свой 11-литровая "шесцилиндр насос-форКонструкция 11- и 12-литровых терка" вернулась, сунки, работающие тавные двигателей. Соспоршни, привод но теперь уже в под началом электраспредвала и компресобразе "сокрароники, позволяют сора со стороны маховика, раздельные 4-клапанщенного" 12-литточнее регулировать ные головки цилиндров и, конечно, насос-форрового мотора. подачу топлива. Ведь сунки - маленькие ТНВД Собственно, условия в каждом цина каждый цилиндр. главное, что их линдре хоть чутьотличает, - разчуть, а различаются; ные ходы поршня; новая схема позволяосновные детали ет это учесть и додвух агрегатов биться лучшего сгоидентичны. Корания в каждой канечно, новый мере, а значит, и двигатель осболее эффекнастили нативной работы сос-форсункадизеля. ми, чем добиПотому лись весьма высочто при поких характеристик (чистый добной схеме выхлоп, тяговитость и т.д.). топливоподаА весь ряд "средних", 11- и 12-личи нет как такотровых моторов разбит по мощности вых магистралей на интервалы с очень небольшим шагом: высокого давления 340, 360, 380, 400, 420 "сил"... Выбирайте - к самой насос-форименно тот дизель, который наилучшим обсунке топливо поступает под небольшим разом соответствует условиям конкретной давлением. Следствие - меньший риск работы - не переплачивайте за лишние и утечек. не жалейте о недостающих "лошадках". Наконец, потому что на сегодня именно электронные насос-форсунки позволяют Естественно, все электронные систедостичь почти рекордной экономичности мы от "Скании" совместимы между собой. двигателя и, самое главное, приблизиться кА это значит, что с новыми моторами легстандарту по вредным выбросам "Евро-3". ко сопрягаются устройства, с которыми В общем, такая система питания - шажизнь приятнее: и "Оптикруиз", ведающий выбором и переключением передач обычжок в будущее, и "Скания" его сделала. Благо, "носитель" для новой технолоной механической коробки, и "Ретардер", гии выпускают уже два с половиной года. помогающий тормозить, и "Диагноз", опреРечь, конечно, о гордости фирмы, 12-литделяющий неисправности. ровой рядной "шестерке" передовой конВ эту статью вошла далеко не вся инструкции. Поначалу ее предлагали с формация по модернизированным "еканиобычными механическими ТНВД и форям" - этого просто не позволяют объемы сунками (они обеспечивали мощность 360 журнала. Ну что ж, тем интереснее вам л. с.) или с системой EDC, где ТНВД упрабудет листать очередной каталог "Мир влялся компьютером (400 л. с). Теперь грузовиков" нашего Издательства..."ГАЗЕЛЬ": ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫФирма "Техносервис" оснащает "Газель" дизелями "Тойота" и ИВЕКО.Ивон ЯКОВЛЕВ. Владимира Фото КнязеваОдин из основных конструктивных недостатков "Газели" - архаичный "волговский" двигатель ЗМЗ-4026. Изъяны мотора, который "совершенствуется" вот уже три десятка лет, хорошо известны водителям: высокий расход бензина и масла, склонность к детонации, снижающей и без того невеликий моторесурс, а то и вообще способной в считанные минуты угробить двигатель. Еще одна "головная боль" - малоэффективная система охлаждения, из-за чего летом в городских пробках мотор не всегда спасает от перегрева даже включенный на полную мощность отопитель... Ныне рынок насытился, появилось немало иномарок - конкурентов нашей "Газели", таких, например, как прообраз отечественной полуторки "Форд-Транзит", покупатели стали куда требовательнее. Не случайно на ГАЗе созданы модификации с "шестнадцатиклапанником" ЗМЗ-406 и лицензионными дизельными двигателями "Штайр" (ЗР, 1997, № 3). Еще три варианта дизельной полуторки готова предложить нижегородская фирма 'Техносервис", работающая в тесном сотрудничестве с заводом. "Техносервис" взял на вооружение моторы ИВЕКО - атмосферный ис турбонаддувом, а также "Тойоту-ЗЬ". Последним - атмосферной рядной "четверкой" - и была оборудована "Газель" семиместный грузопассажирский фургон, предоставленный для знакомства. Двигатель объемом 2,8 л установлен на штатных креплениях через промежуточные кронштейны и укомплектован японским навесным оборудованием: генератором, стартером и вентилятором охлаждения с ременным приводом и вискомуфтой автоматического включения. На видном месте красуется топливный фильтр с подогревом - очень полезная вещь при зимнем пуске мотора. Еще больше порадует покупателя эффективный "тойотов-ЗР 7/8871 ский" радиатор. По словам специалистов "Техносервиса", он вкупе с мощным вентилятором не дает перегреваться мотору. На этом список импортных комплектующих завершается. Выпускная система стандартная, газовская, только приемная труба для соединения с коллектором минимально изменена. Воздухофильтр - тоже, однако для снижения шума и улучшения наполнения цилиндров подобрана длина ведущих к нему впускных патрубков. Благодаря измененным картеру сцепления и первичному валу к японскому двигателю удалось присоединить и коробку передач, и механизм сцепления от "Волги" ГАЗ-3110. Садимся в кабину и пускаем мотор. Работает он мягко - уровень шума на холостых оборотах невысок. Однако на этом фоне выделяется стрекочущий звук, который пропадает, стоит выжать педаль сцепления. Так напоминает о себе гаситель крутильных колебаний ведомого диска сцепления от "Волги", отнюдь не рассчитанный на неравномерность работы,свойственную дизельным двигателям. Тяговитый мотор - 185 Нм при 2400 об/мин - позволяет легко и плавно тронуться с места на I передаче, почти не увеличивая оборотов. Пожалуй, низшая передача нужна только при полной загрузке автомобиля или на подъеме. При менее сложных условиях можно стартовать со второй. Вторая передача тоже показалась "коротковатой". А вот после разгона на третьей можно переключиться через одну ступень - сразу на пятую. Плавная характеристика крутящего момента, присущая дизелям, позволяет продолжать ускорение на высшей передаче, пока стрелка спидометра не замрет около отметки 115 км/ч - срабатывает ограничитель оборотов. При полной нагрузке мотор мощностью 91 л. с. (4000 об/мин) позволяет развить около 110 км/ч. Причем шум восьмиклапанного двигателя с распредвалом в головке цилиндров, приводимым зубчатым ремнем, и вихревыми камерами сгорания сравнительно невелик даже на больших оборотах. Комфорт водителя и пассажиров улучшен благодаря установке амортизаторов "Кони" взамен серийных. Оговоримся: автомобиль с "волговским" сцеплением иПод капотом "Газели" двигатель "Тойота-31.".Эта дизельная "Газель" работает техничкой на родной фирме.коробкой, предоставленный нам по весрийной возрастет приблизительно на не, - из первых, экспериментальных. Уже $5500. Например, грузопассажирский нынешним летом "газели", подготовленфургон модели 2705 обойдется заказчику ные в Техносервисе", стали комплектооколо $15 000. вать сцеплением фирмы "Тойота". После Много это или мало - судить покупаиспытаний опытных образцов подобрано телю, который за свои кровные получит передаточное отношение редуктора глававтомобиль с экономичным, надежным и ной передачи: вместо 5,125 - 4,55, как долговечным силовым агрегатом, не устураз под коробку передач "Газели". Так удалось оптимизироКраткая техническая характеристика автомобилей "Газель" ГАЗ-2705 вать передаточные числа с двигателями "Тойота-31." и 3M3-4026 (результаты испытаний АО Техносервис") трансмиссии - вспомним об оказавшейся "лишней" IV переДвигатель Тойота-31." ЗМЗ-4026 даче - и снизить расход топлиРабочий объем, см 2779 2445 ва. Более того, по желанию за4Р Число и расположение цилиндров 4Р казчика может быть установ92 Диаметр цилиндра, мм 96 лена коробка, применяемая на 92 Ход поршня, мм 96 пикапах "Тойота", которая по 8,2 Степень сжатия 22,2 своим параметрам и надежноМеханизм газораспределения SOHC OHV сти как нельзя лучше подходит Максимальная мощность, л. с. для дизельного варианта "Гапри об/мин 91/4000 100/4500 зели". Учитывая, что стоиМаксимальный крутящий момент, мость отечественной коробки Нм при об/мин 18572400 182/2500 передач вместе с механизмом Время разгона с места до 100 км/ч, с 39 43 сцепления составляет примербензин АИ-93 Топливо ДТ но $900, а японской лишь на Расход топлива при скорости 90 км/ч $100 больше, выгодно приоби полной загрузке, л/100 км 13,8 17,6 рести заморский силовой агреМаксимальная скорость, км/ч 110 115 гат в сборе. Разумеется, таковым может быть оснащена "ГаПримечание. Р -рядное; SOHC - распредвал а головке блока цилиндзель" любой модификации. При ров; OHV - верхние клапаны с приводом от распредвала этом ее цена в сравнении с сев блоке цилиндров.3пающим по этим параметрам "Форду-Транзит". В остальном ему придется довольствоваться качеством до боли знакомой "Газели". Впрочем, если учесть, что цена новенького с иголочки 'Транзита" - около 20 тысяч долларов, сэкономленные на покупке отечественной полуторки $5000, возможно, помогут смириться с этим обстоятельством.72ЗР 7/98