76
77
шшпшишАлександр КРАСНОВ. Рисунок автора"КРАЙСЛЕР-ВОЯДЖЕР IIIДо начала 80-х годов многие европейцы, да и американцы считали легковой автомобиль с кузовом универсал неким полугрузовым транспортным средством, которым пользуются в основном большие семьи, фермеры или заядлые путешественники.ЗР 7/98Прошло меньше двух десятков лет - и теперь все крупные автомобильные фирмы имеют в программе мини-вэны (общее название этого класса автомобилей, как видите, несколько изменилось: раньше они именовались УПВ - универсалами повышенной вместимости), а те, кто еще не "сподобился" на их выпуск, наверняка готовят проекты и ждут подходящего момента для выхода на рынок. Уже невозможно представить автосалон без очередной премьеры однообъемника (так их тоже называют) или концепта на эту тему. Сегодня разговор пойдет об американцах, точнее, о корпорации "Крайслер", которая когда-то одной из первых открыла эту нишу, да и теперь не собирается покидать этот сектор автомобильного рынка. В начале следующего столетия на суд покупателей будут выставлены четыре однообъемника "Крайслер", перекрывающих сразу несколько подклассов автомобилей этого вида. Два из них продолжат сегодняшнюю ветвь "Вояджера", а два других расширят гамму и "вверх", и "вниз". Кодовые названия "продолжателей" таковы: мини-вэн с короткой базой - GSR-52, а с длинной - GSR-53. Внешне "Вояджер III" будет отличаться от сегодняшнего поколения очень сильно.Уменьшение переднего свеса и увеличение базы придадут автомобилю несколько иной характер. Кроме того, больший наклон ветрового стекла и "активная" дуга (на виде сбоку) задней стенки обеспечат ему зрительную стремительность, динамику. Изменится и "мордочка" - облицовка радиатора, а ее рисунок будет зависеть от того, под какой маркой выпущен данный экземпляр однообъемника. Как и прежде, он может быть "Крайслером", "Плимутом" или "Доджем" разных модификаций. Несмотря на внешние отличия, подход к конструированию машины во многом останется прежним. Сохранится принцип открывания дверей: передние - распашные, обе задние - сдвижные. Такая схема вполне оправдала себя на нынешнем поколении "вояджеров". За дополнительную плату установят электропривод сдвижных дверей. Успех любого автомобиля на рынке в немалой мере зависит от цветовой гаммы кузовов. Так вот, автомобиль будут окрашивать только "металликом" различных оттенков. Подход к оборудованию салона также не претерпит изменений - отдельные кресла с интегрированными ремнями безопасности и массой индивидуальных регулировок. В за- висимости от планировки предусмотрено пять-семь мест для сидения. О двигателях нового "Вояджера" пока известно следующее: покупателям предложат 2,5-литровый дизель мощностью до 160 л. с. или шестицилиндровый V-образный бензиновый - 200 л. с. Ходовая часть сходна с нынешними легковыми - передняя подвеска независимая пружинная типа "Мак-Ферсон". По поводу задней окончательное решение еще не принято - о ней пока ведутся дискуссии Естественно, в гамме будут как переднеприводные, так и полноприводные варианты. Сегодняшний полноприводник внешне практически ничем не отличается от переднеприводного "Вояджера", а вот на следующей модели их уже не спутаешь: у "4x4" увеличится дорожный просвет, а дополнительные навесные элементы придадут машине более "мощный" вид. Кстати, проработка внешности новинки позволила добиться весьма низкого коэффициента аэродинамического сопротивления - Сх=0,33. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ Начало широкому распространению УПВ положила модель "Эспас" французской фирмы "Рено". Другие производители поначалу отреагировали на новое явление довольно вяло, как бы наблюдая со стороны, что будет дальше... Одним из немногих, кто разглядел перспективы однообъемников, был глава "Крайслера" Ли Якокка - именно он в начале 80-х годов первым на Североамериканском континенте предложил для серийного производства автомобиль новой концепции. Но чтобы не шокировать покупателя революционными новациями, его идея сводилась "просто" к изменению посадки водителя и пассажиров на более вертикальную. А вот капот он оставил, чтобы всегда можно было сказать, в зависимости от ситуации, на чем ездит тот или иной потребитель. В одном случае почти на легковом автомобиле, в другом - почти на модном, чисто американском фургончике, в третьем почти на автобусе... Именно эти "почти" обеспечили быстрый и ошеломляющий успех новинки. Каждый выбирал для себя, какой экипаж он "оседлал", хотя речь шла об одном и том же. Строго говоря, первые модели "Крайслера" не были однообъемниками - капот вырисовывался слишком явно. Один из ранних автомобилей этого класса - "Плимут-Вояджер". Он, а также идентичный "Додж-Караван" с внешней отделкой "под дерево" выходили только на американский рынок. На экспорт концерн поставлял машину под именем "Крайслер-Вояджер".Это был переднеприводный автомо биль с довольно традиционными для Америки техническими решениями подвески и привода. Не совсем обычной была компоновка измененная посадка позволила сместить водительский ряд сидений вперед, освободив пространство для большого салона, в котором размещалось еще два ряда сидений диванного типа. Передние двери - распашные, правая задняя сдвигалась назад, как у простого американского фургона, а слева пассажирской двери не было! "Вояджер" делали с двумя размерами базы, в зависимости от которой в салоне с чисто американским комфортом размещались пять - восемь человек. На первых порах он оснащался 2,5- или 3-литровыми двигателями, максимальная скорость достигала 150 км/ч, а большей, в общем-то, и не требовалось. В 1989 году провели первую незначительную модернизацию и небольшой рестайлинг: изменилась светотехника, облицовка радиатора. В общем, "Вояджер" стал гораздо симпатичнее. Кроме того, в гамму двигателей добавили 2,5-литровый с турбонаддувом, а чуть позже и V6 объемом 3,3 л, так что и любителям "помощнее" нашлось, из чего выбрать... Как мы уже говорили, автомобиль имел два варианта базы. "Длинный" получил название "Гран Караван" и в исполнении LE отличался более мощным двигателем, расширенным списком дополнительного оборудования и накладками на боковины, которые придавали ему более гармоничный внешний вид. В этом исполнении второй ряд сидений (как и первый) составляли отдельные роскошные кресла с индивидуальными регулировками, а диван остался только сзади. Если его сложить, появлялась возможность перевезти внушительный багаж. 1995 год преподнес любителям минивэнов отличный подарок - совершенно новое семейство со старым названием "Вояджер". Выпустили его опять под теми же марками, что и предшественника. В "экстерьере" этой машины прежде всего обращает на себя внимание силуэт. Другой наклон ветрового стекла и капота делал автомобиль более "активным": при взгляде сбоку эти две линии выстраивают фактически одну образующую с едва заметным сломом. Автомобиль приобрел черты современного легкового, демонстрируя зрителю все тонкости тщательной работы над пластичной формой. Можно сказать, образ держится на "чуть-чуть": незначительные акценты над колесными нишами, легкая подштамповка на капоте, фактически ни одного острого ребра по всей поверхности... Все это присуще в значительной степени ма-Полноприводный "Крайслер-Вояджер 4WD" 1989 года.леньким, нежели большим экипажам. Но "нарисован" он очень красиво! Даже при длинной базе автомобиль не кажется искусственно вытянутым. Для удобства входа-выхода кузов теперь имеет левую пассажирскую дверь. Возросли комфорт и безопасность: в стандартное оборудование включены передние подушки безопасности, система АБС, центральный замок, кондиционер. Нынешний "Вояджер" можно заказать с одним из четырех двигателей - от 115 л. с. до 166 л. с, среди которых один дизельный. Базовая комплектация включает многоклапанный бензиновый -150 л. с. Выпускают автомобиль на предприятиях "Крайслера" в США и Канаде, а также на заводе фирмы "Штайр" в австрийском городе Граце.ЗР 7,98