50
51
ГРУЗОВИКС наступлением эры свободного предпринимательства парк развозных грузовиков в России стремительно растет. За "Газелью" пришел "Бычок", сопровождаемый напористой рекламой...Владимир АРБУЗОВ. Фото Виталия ТитоваВ погоне за конкурентом с Волги ЗИЛ выдвинул свою модель развозного грузовика - ЗИЛ-5301. Лукавый сидит уже в самом индексе модели. Цифра "5" согласно отраслевой .нормали по классификации npeflnonaraet полную массу автомобиля от 14 до 20 тонн - у "Бычка" только семь. Но это так, к слову. Гораздо интереснее воплощение конструкции в металле. На фирме, торгующей автомобилями, продавец-консультант вытащил из кучки ключей, лежащих перед ним, один комплект наугад и протянул его мне: "Не беспокойся, все они (ключи) одинаковые, подходят к любому". Не обманул. Двери всех стоявших во дворе машин открывались одним и тем же ключом. Такая унификация Деточкину и не снилась! Автомобиль, судя по записи в талоне для покупателя, абсолютно исправен и готов к эксплуатации. Подпись г-на Семова из отдела сбыта и печать ЗИЛа - тому гарантия. Но я еще помню времена развитого социализма, когда читаешь одно, а видишь другое, и по привычке решил убедиться, что запись соответствует истине. Открываю капот. Остатки весеннего снега, подтаявшего на солнце, проворно соскользнули с него в моторный отсек, застряв в проводах электрооборудования. Они хоть в изоляции, но вряд ли вода им полезна. Излишки снега пришлось выметать веником - не хватало еще сжечь проводку на новой машине. К сожалению, резиновый уплотнитель капота оттаять после морозной ночи не успел и остался примерзшим к кабине. Кое-как отодрал его и вернул на место - на задний срез капота. Пока возился с уплотнителем, мои брюки и куртку украсили яркие голубые пятна, под цвет кабины - пластиковая облицовка радиатора, похоже, миновала термосушку, краска не затвердела и легко переносится на одежду. Одно утешение пластик не ржавеет. Под капотом сразу же нашлось несколько жемчужин технической мысли ЗИЛа. Например, для замены или чистки элемента в воздушном фильтре придется демонтировать его корпус - иначе к нему не доберешься. Сделать это непросто - конструкция, видимо, защищена патентом. Центрифуга масляного фильтра упрятана в недра подкапотного пространства. Чтобы ее очистить, а это необходимо при каждой смене масла в двигателе, - извольте снять патрубки турбокомпрессора. Так минутные операции ТО-2 на "Бычке" превратились в часовые. Для проверки натяжения ремня генератора и водяного насоса, если следовать картинке из инструкции, - снять радиатор и его облицовку: без этого ведомую ветвь не пощупаешь. Не слишком ли хлопотно затевать раз в месяц столь трудоемкую разборку? Таких нюансов в машине немало, но о них чуть позже. Сейчас главное - проверить воду-масло в двигателе, комплектность машины и спрогнозировать возможность перегона ее своим ходом домой. Я заглядываю куда только могу - все положенное на месте, но скомпоновано и собрано... Как здесь не вспомнить пионерское детство! На станции юных техников мы тоже строили автомобили. К старой железной50ЗР 7/98 кой: предусмотренные конструкцией зажимы не действуют. И сиденье, и руль позже пришлось разбирать и вновь собирать как надо. Между тем день близится к концу. Пора трогать - до дома полторы сотни километров. Пускаю двигатель - работает устойчиво, хоть и подозрительно грохочет. Выделяется стук компрессора, но с ростом давления воздуха в пневмосистеме его досаждающий шум исчезает. Продавец успокаивает: мол, все они гремят, а в дороге "образуется". Что ж, заткнем уши ветошью и не будем придираться: наверное, сказыЧтобы залить воду в расширительный бак системы охлаждения, нужны лестница и специальвается тракторное происхождение дизеля. ная воронка. Едва выбрался за город, как стала угрожающе расти температура двигателя, кровати приделывали колеса от самоката, при том, что из "печки" веет холодом. Промоторчик от мопеда и лавочку-сиденье. Поверили ремень водяного насоса - на месте, "Тосол" - в норме. Может, термостат заклилучалось так же "надежно" и бесхитростно. ЗИЛ, конечно, организация посерьезнил? Но тогда бы "печка" грела. На всякий нее. Раму соорудили сами, дизель Д-245 случай слил ведро "Тосола", снял термовзяли от трактора "Беларусь", коробку пестат и собрался было вновь заполнить сисредач и кабину - от своего полноразмернотему охлаждения. Увы, эта процедура го грузовика ЗИЛ-433100. От него же присродни искусству канатоходца и ее просто годились и другие комплектующие. Собрав так не осилишь. Заливная горловина расс миру по нитке, конструкцию водрузили на ширительного бака находится на переднем маленькие колесики - атрибут городского щите кабины. Открытый капот своей задавтомобиля - и скорее в пробег, явить миней кромкой располагается точно над ней. ру чудо. Старт - из сердца России, от мавИ все это так высоко, что воронка с изогнузолея. Вокруг атмосфера праздника - тым носиком оказывается выше головы. пресса, телевидение, цветы. Поодаль групПришлось кое-как взгромоздить ведро на па технической поддержки - передвижной крышу кабины и оттуда заливать через филиал автозавода. Так страна познакомишланг. Значит, эксплуатация на воде нежелась с новой "антилопой". Сегодня настал лательна - зимой, прыгая по машине с полным ведром кипятка, можно и шею сломой черед. мать. А как же еще разогреть промерзший Забираюсь в кабину и пробую размесза ночь двигатель? Пусковые подогреватетиться на водительском сиденье. Заводом ли, к сожалению, есть не на всех машинах. оно установлено с заметным наклоном впеОдна надежда - теплый бокс или мягкая ред и шатается, как табуретка на одной зима. ножке. Механизм регулировки собран коекак, придать сиденью нормальную ориенНо - зря старался. Через несколько тацию не удается: все время сползаешь километров стрелка температуры вновьСмена воздушного фильтроэлемента и чистка центрифуги (показана стрелкой) весьма трудоемки.подползла к красному сектору, а из "печки" по-прежнему холод. Значит, нет циркуляции жидкости в системе охлаждения. Получается, виноват водяной насос. Затевать в дороге серьезный ремонт, да еще на ночь глядя, не стал - так и двинулся дальше короткими перебежками. Едешь - мерзнешь, а мотор греется. На остановках наоборот, пока двигатель стынет, отогреваешься у открытого капота. Однако давно известно, что лучший способ не окоченеть - побольше двигаться. Возможность вскоре представилась - спустило переднее колесо. Домкрат, которым укомплектован "Бычок", от полноразмерного ЗИЛа и под балкойЩW|^Ш 'Wmt\Iл'^:1ш;'-vШША куда же ставить домкрат? В теплом и чистом боксе снять запаску очень просто, а на дороге? Новое слово в эргономике: рычаг ручного тормоза под сиденьем.под руль. А упереться в него нельзя - рулевая колонка "плавающего" типа. Наклон и высоту рулевого колеса можно изменять в широком диапазоне. Зафиксировать же удается деревянными клиньями и проволо-ЗР 7/9851