178
179
№Эдуард КОНОП. Рисунки автора Был ли Валерий Чкалов первым, кто пролетел под мостом? Этот факт не раз оспаривался. Дело в том, что к подобным трюкам летчики в разных уголках планеты пришли сразу же, как только появились надежные, по-настоящему летающие самолеты! И люди со спортивной жилкой тут и там стали вытворять подобные штуки, совершенно не зная друг о друге. Даже сегодня, в конце рационалистического XX века, романтики продолжают под мостами летать - и самыми жестокими карами вытравить их "фокусы" не удается. Обыватель воскликнет: "Зачем это нужно?" И будет удивлен простым - и по сути верным ответом: люди лихачат только потому, что им это нравится. Как магнит, притягивает человека могучая машина, которая сильнее в миллионы раз, а послушна как пальцы рук. Немало поездив на своем веку и всякого насмотревшись, попробую высказать некую "крамолу". Среди моих друзей нет людей, равнодушных к автомобилю, и все они в значительной степени лихачи, потому что иначе и быть не может, если человек влюблен в движение. Но эти "злостные нарушители" всего и вся (с точки зрения ГАИ) почти никогда не бывают виновниками ДТП! Участниками - да, ведь никто не застрахован от чьей-то глупости, а каждый из нас на дороге не один. Впрочем, и в этих ситуациях опытный водитель, способный чуть ли не жонглировать машиной, имеет больше шансов увернуться от удара, чем любой сверхдисциплинированный, "законопослушный" тихоня, для которого даже езда под дождем - пытка, не говоря уже о гололедице. Давайте только отделим тех лихачей, которые умеют профессионально подчинить себе машину, от всем нам досаждающих "отморозков". У этих нехватка извилин восполняется опасным азартом и высокой скоростью где ни попадя.J JJАварии на дорогах происходят с завидной регулярностью. Кто-то подсчитал: авиационный, водный и железнодорожный транспорт вместе взятые уносят в сумме в десятки раз меньше человеческих жизней, чем любимый нами автомобильный.Конечно, случается, что виновниками аварий становятся и самые выдающиеся водители (Шумахер на трассе формулы 1 тому яркий пример), но погоду делают не они, а водительская масса - миллионы людей, которым медали стоит выдавать только за то, что они сумели получить "права", а через некоторое время - и худо-бедно ездить! Какова квалификация тех, кто вчера закончил типичную автошколу, хорошо известно - никудышная. А много ли у нас школ повышения водительского мастерства, где действительно можно осваивать это ремесло во всех тонкостях? На всю Россию - несколько. Молодой водитель, сев за руль, настоящим "премудростям" учится на собственных ошибках, подобно малому ребенку. Но не забывайте существенной детали: в отличие от малыша, расквасившего нос, что-нибудь не рассчитавший водитель может расквасить чью-то голову. Как еще повысить свое мастерство начинающему? Уверен, у вас есть на это готовый ответ: нужно учиться у более опытных товарищей! (В конце-то концов само слово "наставник" - исконно русское.) Беда лишь в том, что у нас немало водителей - даже с очень солидным стажем - не умеющих правильно вести машину в экстремальных ситуациях. Это подтверждается даже "идеологией" многочисленных пособий для водителей, методиками, принятыми в большинстве автошкол, и т. д. В обычной автошколе мастерства не обретешь: там внушают новичку, что ему следует избегать любых сложных ситуаций - и только. А их порой не избежать, и нужно выкручиваться. Приемы есть, но им не обучают. Впрочем, это в духе действующих у нас Правил! Что бы на дороге ни случилось, ГАИ непременно скажет, что водитель не справился с управлением. А в чем заключается, например, задача дорожных служб или самой ГАИ, когда те и другие проспят приход очередного циклона?ks-Рис. 1. Движение автомобилей на повороте: а - в обычном стиле; б - в "спортивном". Для чего водителю владение приемами "высшего пилотажа"? Для меня этого вопроса не существует! Как бы осторожно ни ехал, ситуация зависит не только от себя самого. Вообразите: дождь, скользко - и вдруг впереди вас сталкиваются две машины. Предвидеть такое сложно - и занос вашего автомобиля при энергичных попытках спастись неизбежен. От того, сумеете ли вы грамотно отрулить куда-то в сторону, может зависеть не только ваша судьба. Словом, работа мастера за рулем - очень тонкая. И уж точно: "лихач" - вовсе не тот, кто бездумно гнет педаль газа, лишь бы быстрее ехать. Кстати, нельзя быть мастером руля, если садишься за него лишь изредка, от случая к случаю. По этой причине я не верю в мастерство тех, кто не ездит зимой, какими бы благородными целями это ни объяснялось! Можно иметь (формально) 20-30-летний стаж, но, исключив зиму из своего послужного списка, водитель не только лишает себя возможности чему-то стоящему научиться. За четыре-пять месяцев простоя он и свои скудные летние навыки теряет. Что это за навыки? Давайте понаблюдаем за участком шоссе с серией приятных, неутомительных, хорошо просматривающихся поворотов Здесь легко, не нарушая Правил, поддерживать скорость до 80-90 км/ч. Но в том случае, если правильно распорядиться дорогой. Как едут убежденные "нелихачи"? Их траектория - неоптимальна. Взгляните на рис. 1, а. Словно привязанные к обочине, они "вымучивают" все изгибы дороги! Конечно, ехать тяжело: и руки намозолите (особенно если ваш автомобиль класса "Волги", а гидроусилителя руля не имеет), и178ЗР 7/98 жинерционным силам ("центробежным") накланяетесь. Здесь важно понять физику происходящего. Если автомобиль движется прямо, то инерционных сил, действующих на него сбоку, нет. И он наиболее устойчив. Чем круче траектория движения, тем сильнее действие инерционных сил: машина кренится, грозя опрокидыванием, если везете большой груз на крыше, увеличиваются и нагрузки на узлы и детали подвески, кузова, колеса, шины. Но главная опасность подстерегает водителя на скользкой дороге - чем усерднее он вертит руль, тем больше шансов срыва в занос. Именно поэтому опытный водитель выберет более спрямленную траекторию (рис. 1, б) - в пределах своей полосы движе-4*ния, разумеется. Кстати, понаблюдайте (хотя бы по телевизору) за гонщиками формулы 1, - наверняка увидите, насколько отточена у них техника прохождения поворотов. Здесь неосторожное движение руля недопустимо: ненужная "рулежка" провоцирует срыв машины с траектории движения. Напротив, экономно работая рулем, удается создать некоторый запас силы сцепления с дорогой и при необходимости разумно его использовать. Судите сами. Реальные дороги имеют, мягко говоря, не те качества, что трасса % формулы. Типичный случай - на рис. 2: покрытие разбито в самом неудобном месте. Как вести машину? Грамотный водитель обычно схватывает картину всех ближайших и отдаленных ям и выбоин как целое и сразу выбирает оптимальную траекторию проезда, чтобы поменьше корректировать ее уже в процессе поворота. Ясно, что криСкептики скажут: а как же насчет привая 1 неприемлема. Она опасна: есть риск зывов к мастерству, умению управлять завылететь на встречносом? Поясню. ную полосу движеуметь, если не удания (особенно зилось избежать - это мой, при гололедиодно, а злоупотреблять этими приемаФ це). Лучше всего пеми - другое! Как изред поворотом смевестно, даже трезститься еще левее вому факиру фокус и пройти его по криудается не всегда. вой 2. А то и по обоНе стоит оттачивать чине - если она очеприемы вождения видно более гладтам, где полно друкая (кривая 3). Рис. 2. Возможные траектории движения на поКстати, об вороте с разбитым покрытием: 1 - неудачная; 2 - гих автомобилей выберите место поошибках в поворооптимальная; 3 - запасная, по обочине. тише! те. Едва ли не воДвигаясь по незнакомой дороге, водитель, если он в здравом уме, действует в соответствии с тем, что подсказывают ему глаза, а также его опыт, знания. И скорость выберет, руководствуясь здравым смыслом. Она редко оказывается в точности той, что нужна - ее приходится корректировать уже в повороте: тут слегка притормозил, там добавил газу. Снова крамола, скажете? В учебниках сказано по-другому? Но вернитесь с небес на землю, то есть на реальную дорогу! Она может быть разбита, заляпана грязью, полита соляркой, поРис. 4.Спортивный стиль прохождения правого крыта льдом и снегом и т. д. Сама дорога заповорота улучшает обзор дороги впереди: А-А и ставит корректировать режим вашего двиБ-Б - правые границы обозреваемой зоны. жения. Вот эти-то дополнительные действия и требуют соответствующего запаса силы ный". Двигаясь же по спрямленной траектосцепления с дорогой. Приведу пример (рис. рии (б), можно заглянуть за угол гораздо 3). На середине поворота водитель увидел дальше - это позволит вовремя увидеть длинное пятно льда! встречного, а то иВ этом случае - если напомнить ему о возможно - непосвоем присутствии средственно "каток" светом фар. Послучше пройти почти ледние лучше не по прямой (1). Или по выключать на просильно вытянутой дутяжении всей дороге (2). И здесь может ги со сложными повыручить обочина (3). воротами: проблеск Значит, на входе и света за стволами выходе со льда понадеревьев заметить добится умелая рулегче, нежели саму лежка! В целом траеРис. 3. Оптимальная траектория проезда поворомашину, хотя бы и ктория на повороте та с пятном льда: 1 - лучшая; 2,3 - приемлемые; очень яркую. (Разуполучится "хитрой", 4 - неудачная (срыв!). меется, то, что на иногда ломаной, зато рисунке машины "а" более безопасной, нежели самая примитиви "б" показаны одновременно - не более чем ная-4. условность!) Кому-то эти приемы покажутся спорными. Но именно так ездят те, для кого безопасность - не самый пустой звук, - это гонщики. Что касается правил движения, то они требуют от водителя держаться как можно правее, но пока еще никто не додумался указать, насколько. Очевидно, что "Оку" легче "вписать" в поворот, чем 24-метровую "фуру". •. Значит, указанное требование довольно растяжимо, на самом деле водитель прежде всего руководствуется здравым смыслом. Добавим: если он у него есть. "Отморозки" запросто ездят и по встречной полосе, как по своей собственной, для них не препятствия ни красный свет светофора, ни яркий, в метр диаметром "кирпич"! Помнить об этих ребятах - составная часть вашего здравого смысла. Поэтому приемы, о которых мы рассказали, неприемлемы... во многих ситуациях на улицах города! Здесь "спортивную" траекторию кто-то может истолковать по-своему - и, увидев образовавшуюся щелку, попытаться в нее проскочить. Но о поведении "лихача" в городе стоит поговорить отдельно.всех учебниках написано, что водитель должен снизить скорость до поворота и проходить его равномерно. Боже упаси тормо™ зить, ведь это провоцирует занос! Конечно, для "чайника" это хорошее наставление. За исключением одной маленькой детали: каким способом неопытный водитель угадает, с какой скоростью нужно войти в поворот?Максимально сглаженная, спрямленная траектория движения более выгодна еще по одной причине. Как правило, на наших дорогах, особенно горных, лесных, неприятен закрытый правый поворот (см. рис. 4). Если перед ним заранее прижаться к обочине (а), то можно и не узнать о том, что "в лоб", по вашей полосе, мчится господин "отморожен-ЗР 7/98179