64
65
ИЗ ПЕРВЫХ УСТКЛЮЧИ, БРОШЕННЫЕЗакрыв свой бельгийский филиал, "Рено" создает завод в российской столице...Никита ШЕВЦОВНадпись на теле демонстранта:' откройте "Рено"Мы ждем, как спасения, прихода на наши автомобильные заводы иностранных стратегических инвесторов. Надеемся, что известные западные производители помогут решить проблемы российского автопрома. Наивные, мы забываем, что инофирмы ищут в сотрудничестве одного собственной выгоды. Тема закрытия бельгийского филиала "Рено", прошумев в ших на нем людей оссредствах массовой тавалась неизвестинформации, бесследной. Не без труда отыно исчезла. Между скав на одной из узких тем, здесь есть о чем центральных улиц здазадуматься. Напомние местных профсоним эту историю. 27 юзов, беседую с Карфевраля прошлого голом Гакомсом. Он, секда президент - генеретарь федерации меральный директор таллистов и машино"Рено" Луи Швейцер Луи Швейцер: "Я сделал то, что мне казастроителей провинции неожиданно для всех лось нужным делать". Северный Брабант, объявил в брюссельском отеле "Хилтон", был одним из тех, кто возглавил борьбу прочто через пять месяцев - 31 июля 1997 года тив закрытия завода. в Вилворде, предместье бельгийской столи- Наконец-то у нас появился российцы, навсегда остановится конвейер. Переский журналист, - заметил в начале разживаемые концерном финансовые трудноговора мой собеседник. - Я встречался с сти заставляют сократить европейскую корреспондентами из США, Японии, евросеть филиалов "Рено". Требовалась реструпейских стран, но только не из России. А ктуризация. В первую очередь закрывался ведь то, что произошло у нас, имеет самое филиал в Вилворде, где себестоимость пропрямое отношение к производству автоизводства была более высокой, чем на замобилей в вашей стране. водах компании во Франции или в Испании. Как рассказал К. Гакомс, после объявЗавод в Вилворде считался одним из ления о намерении закрыть предприятие в самых современных у "Рено". В 1993 году Вилворде акции "Рено" на бирже сразу подпредприятие было полностью модернизиронялись на двадцать проценвано. Вместо двух конвейеров установили тов: крупный капитал одобрил один, позволявший одновременно выпусход администрации. Но без кать автомобили разных моделей - "Меган" работы оставались 3100 завои "Клио". Ежегодно здесь собирали 160-170 дчан. За последние годы ни тысяч легковых машин. Казалось бы, заводу одна из западноевропейских компаний не производила таработать и работать. И вдруг - закрытие... Я приехал в Вилворде после того, как ких масштабных увольнений. страсти понемногу улеглись. Но судьба как Поэтому персонал завода ресамого завода, так и большинства работав- шил защищаться. Борьба длилась пять месяцев. Первым делом рабочие заняли площадку готовой продукции, где стояло примерно 5300 машин на общую сумму около 30 миллионов долларов. Потом объявили забастовку, которая продолжалась деОколо 10 000 забастовщиков идут в Брюссять недель. Интесель, к правительству. ресно, что вместе с рабочими из Вилворде участие в мощной манифестации протеста в Париже приняли их коллеги с "Рено" из Франции и Испании. Число ее участников по разным оценкам составило от семи до десяти тысяч человек! Они буквально взяли в осаду штаб-квартиру концерна в парижском пригороде Булонь-Бийанкур. Жалоба на хозяев "Рено" была подана вЧерез металлическую ограду перебрасывают "подарок от фирмы" для французского посла.64ЗР 7/98 НА АСФАЛ ЬТЕстественно, в разговоре с К. Гакомсом я не мог не затронуть тему открытия в Москве совместного предприятия с "Рено", где будут собирать "меганы". Получается, вместо бельгийского "Рено" создает завод в российской столице. Надо ли говорить, что это решение особых восторгов в бельгийской печати не вызвало. - Конечно же, мы понимаем стратегию французского концерна, - сказал профсоюзный лидер из Вилворде. - Выгодно открывать филиалы в странах, где рабочая сила дешева, а следовательно, низка себестоимость В возникший производства, да к тому же есть перспекконфликт было вытивные рынки. Ведь точно так же поступануждено вмешатьют "Форд" или "Фольксваген", которые нася и французское много превосходят "Рено" по объему прогосударство - садаж. Да и сам французский концерн уже мый крупный акциостроит завод в бразильском городе Куритинер "Рено". По его ба, на котором будут работать четыре тысянастоянию в Вилчи человек. Планируется также открытие ворде приехали его филиалов в Индии и Малайзии. Понятэксперты. В резульно стремление компании завоевывать нотате был найден вые рынки, но не ценой же увольнений без компромисс. За всякого предупреждения сотен людей, как один - символичеэто произошло на нашем заводе. ский - бельгийский Возможно, кто-то из читателей подуфранк любая коммает: нам-то какое дело до чужого завода и пания может приобрести территорию и корего рабочих! Головной боли ис российским пуса завода "Рено-Вилворде", но с условиавтопромом хватает. И слава Богу, что у ем, что на работу будут приняты все остаюнего появился, наконец, солидный партнер. щиеся на нем люди. - Весьма опасаюсь, как бы в вашей Главное, пожалуй, в том, что никто из рабочих не может быть уволен до 1 августа 1999 года. Да, конвейер остановлен. Но получение заработной платы чередуется с выплатой пособий по безработице. Кроме того, учреждена компания по переподготовке тех, кто решил сменить профессию по причине закрытия завода. На февраль нынешнего года ситуация выглядела примерно так: 172 рабочих ушли с завода еще до окончания конфликта. Еще 1359 человек покинули его после того, как была достигнута договоренность. На заводе оставались 1556 человек. Примерно 640 из них ждали, когда им исполнится 50 лет, чтобы уйти на досрочную пенсию.Во главе демонстрации "Рено". рабочиебельгийский суд. И он принял решение взыскать со Швейцера примерно 300 тысяч долларов за невыполнение коллективных договоров, заключенных с профсоюзами! Правда, эти деньги будут выплачены не самим Швейцером, а компанией "Рено", поскольку, как заявили адвокаты президента - генерального директора концерна, он лично такой суммой не располагает. Еще на 300 тысяч долларов, но с выплатой в рассрочку, был, в соответствии с постановлением суда, оштрафован директор филиала "РеноБельгия" Бернар Герсмер. Интересно, что действия руководства "Рено" осудили как бельгийское правительство, так и собравшиеся на свою сессию в Страсбурге депутаты Европейского парламента, причем и левые, и правые.ь.iКлючи от "Рено" брошены на асфальт. "Этот день — самый грустный из всех".стране лет через десять, а может, и раньше, не произошло то же самое, что иу нас, - говорит Карл Гакомс. - Представьте: вы построите завод, вложите в него деньги, а однажды, решив завоевать новые рынки, "Рено" пойдет на закрытие московского филиала. И снова на заводе возникнут проблемы, как сегодня. Поэтому я хочу приехать к вам и предупредить своих российских коллег, призвать их к то-му, чтобы сохраняли бдительность в отношении намерений "Рено" в России. Поделюсь нашим невеселым опытом... По словам К. Гакомса, в Бельгии доверие к "Рено" снизилось даже у покупателей машин этой марки. Если в 1996 году фирма "Рено" на местном рынке занимала второе место по продажам после "Фольксвагена", то в прошлом году, когда возник конфликт, она оказалась отодвинутой на третье место маркой "Опель". - Заметьте - мы никогда не призывали к бойкоту автомобилей "Рено", - говорит мой собеседник, - зная, что этим можем нанести удар по интересам наших коллег, которые работают на заводах концерна во Франции, Испании, Словении. Кстати, я не уверен, что "меганы" найдут широкий спрос в России, где покупательная способность населения значительно ниже, чем в Западной Европе. Богатые, как и раньше, будут отдавать предпочтение более дорогим моделям, а для основной части населения "меганы" окажутся недоступными. Наконец, не исключено, что московские "рено" уступят в качестве сборки тем, что выпускались в Бельгии. Ведь наши рабочие приобрели большой опыт и квалификацию, собирая такие машины. Поэтому может случиться, что проект не принесет ожидаемых вами результатов... Незадолго перед тем, как конвейер на заводе в Вилворде был остановлен, рабочие, охранявшие паркинг с готовой продукцией, уходя совсем, бросили на асфальт ключи от "Мегана". Этим жестом они дали понять, что точно так же поступило с тружениками предприятия руководство "Рено", выбросив их на улицу. Ключи подобрали мы, россияне. На удачу ли? ЗР 7/9865