180
ШЖУО том, как устроены и каким нормам должны отвечать автомобильные зеркала.Иван ЯКОВЛЕВВнутрисалонное призматическое зеркало с переключателем "день-ночь".Поле зрения человеческого глаза вовсе критерии при выборе места установки не такое, как у стрекозы или крокодила (все зеркал на автомобиле, их размеры. 360°), - гораздо меньше. Так что остается Вариантов расположения зеркала в только позавидовать "братьям меньшим" и салоне не так много: посредине в верхней уповать на зеркала заднего вида, если части ветрового стекла, реже - внизу, пеиметь в виду безопасное вождение автоморед стеклом, на панели приборов. С наружбиля. Ведь в условиях все возрастающей инными зеркалами значительно сложнее, потенсивности движения и роста скоростей воскольку их размеры влияют на габариты и дитель всегда должен иметь достоверную аэродинамическое сопротивление автомоин4юрмацию не только о том, что происхобиля. Расстояние от зеркала до глаз водидит перед его машиной, но и сзади-сбоку. теля (от этого параметра зависит угол обСовременные автомобили наряду с зора, а значит, и размеры зеркала), как повнутрисалонным оборудованы наружными зеркалами. Причем их может быть и намного больше одного (привычного нам левого, водительского) - вспомните магистральные грузовики и автобусы. Кроме внутренних и внешних, там ставят дополнительные зеркала для наблюдения за обстановкой в салоне, за посадкой и высадкой пассажиров, для движения задним ходом и т. д. Устройство зеркала хорошо известно: на стекло с одной стороны наносится тончайший слой светоотражающего вещества. Когда-то это было только серебро, которое дает самое реальное изображение. Но серебро - покрытие весьма нежное, поэтому его предохраняют защитным слоем. К тому же оно и дорогостоящее. Со временем его стали заменять алюминием, никелем, хромом или нержавеющей сталью. Отечественная промышленность в основном (на 80%) для зеркал использует алюминий. Но нас, наверно, должно больше интересовать другое. Скажем, каковыТонированное наружное зеркало.искажает расстояние до движущихся сзади транспортных средств. Поэтому рекомендуется радиус кривизны зеркала около 1200 мм для легковых автомобилей и не менее 1800 мм - для грузовиков. Современная технология гарантирует высокую точность изготовления панорамных зеркал. За рубежом встречаются конструкции подобных зеркал с так называемой асферичной поверхностью, но на отечественных автомобилях они распространения пока не получили. Под асферичной понимает-Зеркала со сферической поверхностью.казывает практика, колеблется в небольших пределах (от установки наружных зеркал на передние крылья давно отказались). Если зеркало сделать со сферической поверхностью или панорамным, можно, не увеличивая его размеров, значительно расширить поле обзора. Причем применение панорамного зеркала тем более необходимо, чем дальше оно расположено от глаз водителя. Не зря Правила ЕЭК (Европейской Экономической Комиссии) ООН оговаривают, что боковое наружное зеркало, установленное с "пассажирской" стороны, должно быть сферическим (это особенно важно при широкой кабине). Плоское зеркало позволяет точно определить удаление идущего сзади транспорта, но имеет недостаток - "мертвый угол", который таит в себе постоянную опасность дорожно-транспортного происшествия. Если сделать поверхности стекла выпуклыми, то можно избавиться от "мертвого угла", но чрезмерная кривизна зеркалася двухрадиусная сферическая поверхность, которая позволяет расширить обзор со стороны водителя до 50%. От обычного сферического такое зеркало отличает большой постоянный радиус кривизны у двух третей его поверхности - оставшаяся треть имеет уменьшающийся переменный радиус. Благодаря этой "более изогнутой трети" устраняется "мертвый угол", причем большая часть изображения передается почти без искажений. И что очень важно, расстояния до обгоняющих и догоняющих можно оценить совершенно реально. Водители знают, как тяжело ездить ночью, когда следующие сзади автомобили слепят вас дальним или неправильно отрегулированным ближним светом. Конструкция внутреннего зеркала, как правило, предусматривает два положения, из них одно - "ночь", когда отражение преломляется через двойное стекло. Такие зеркала часто называют призматическими. В наружных зеркалах, как правило,180ЗР 7/98