210
211
212
но-алкидные эмали МЛ-197; МЛ-1110 и МЛ-12 ярославского завода "Победа рабочих" Они хороши для ремонтной окраски отечественных автомобилей, но иномаркам противопоказаны - их заводское покрытие, как правило, отличается химическим составом, а потому бывает несовместимым с нашим. Еще один недостаток этих эмаРемонтные материалы для окраски автомобилей - это "высший пилотаж" лей - скудная цветовая гамма и необлакокрасочной технологии, и их производство по силам только npodpecходимость подколеровки (подгонки сионалам. Рассказывает Борис КУДРЯВЦЕВ. цвета), если автомобиль перекрашикрасочной палитры. Сначавается не целиком. ла вспомним, как окрашиБолее доступна окраска эмалями с вают автомобиль на завопониженной до 80°С температурой дском конвейере. На чиссушки. Это "Одихел" "Мобихел" и МЛтый, обезжиренный кузов в 1226. Отличие их от предыдущих в электростатическом поле другом, смешанном механизме отвернаносят антикоррозионный ждения. При нагреве полимеры, вхогрунт и сушат (отверждают) дящие в состав эмали, образуют прочего в термокамере при ную сетчатую структуру, а дополни150-200°С. Затем - прометельная "сшивка" пленки обеспечиважуточный грунт, обеспечиется при окислении кислородом воздувающий надежное сцеплеха. Пластмассовые и резиновые детание первого с последуюли автомобиля при 80°С не разрушащим слоем покрывной эмаются, поэтому нет нужды их демонтили и прочность всего мноровать, а для прогрева поверхности гослойного покрытия. Этот достаточно обычного рефлектора. слой сушат при 140-160°С. Механическая прочность и заИ наконец, верхний, декощитные свойства такого покрытия ративный слой эмали. Он значительно выше, чем у эмалей низтвердеет при температуре котемпературной (20°С) или воздуш100-130°С. ной сушки, но и технология окраски Для "металлика" класложнее: 80° хоть и не 130, но тоже дут базисный лакокрасоч"на дороге не валяются" без подогреный слой, поверх него - ва - никак! Поэтому появившиеся в последВсего десять лет назад покраска лак и снова в 130-градусную сушилку. Температура отверждения очень ние годы такие эмали снискали себе автомобиля после кузовного ремонта представляла весьма трудную задачу. важна для получения высокой прочвсенародную любовь. Отечественных Специальных лакокрасочных маности покрытия. Дело в том, что сосреди них нет и на рынке продукция териалов для домашнего ремонта - став грунта и эмали подбирается так, фирм "Тиккурила", "Садолин" (Финшпатлевок, грунтов, покрывных эмачтобы при нагреве образовалась сетляндия), "Хелиос" (Словения), "Хролей - в нашей стране не выпускали. чатая структура пленки с максимальмое" (Хорватия), Тлазурит", "ХерИмпортные же были большой редконой твердостью, прочностью к истибертс" (Германия), "Сиккенс" (Голланстью и составляли предмет спекуляранию, удару, изгибу и другим невзгодия) и других, менее известных. ции. Микробаночки подкрасочных нитдам. Но то, что доступно авроэмалей НЦ-11, которыми комплектотозаводу, далеко не всегда вались новые советские автомобили, по силам домашнему умельпроблему не решали. Нитроэмаль цвецу или небольшой мастерта хаки не в счет - ее в нашей стране ской. всегда хватало с избытком. Любители Для высокотемпературдругих цветов искали альтернативу на ной сушки машину нужно 12 прилавках хозмагов и красили свои "раздеть" - снять боящиеся ' 3 4 средства передвижения веником, окужары детали, а это довольно ная его в то, что удалось достать. хлопотно. Да и сама камера Сегодня рынок заполнен десяткапо сути, большая духовка ми наименований лакокрасочных мавещь громоздкая и дорогая. териалов самых разных фирм и комЕсли затраты не в счет, а паний, в основном зарубежных. Но, к главное - высокое качество сожалению, не всегда в ярких и изящпокрытия, полноценной альСистема покрытий после испытаний: 1 - ГФ-021, эмаль ных баночках находится продукт вытернативы материалам высо"Садолин" (20°С); 2 - грунт и эмаль "Тиккурила"; 3 - ГФ-021, котемпературной сушки нет. сокого качества. эмаль "Хелиос" (80°С); 4 - грунт ГФ-021 эмаль "Садолин" Наиболее широко из них (80°С). Попытаемся объективно выбрать наилучшие материалы из огромной в России известны мелами-ОКРАСКАЭМАЛИ, ГРУНТЫ, ШПАТЛЕВКИ - ВЫБИРАЙ!210ЗР 7/98СвоимиСилами24 Табпица 1 Результаты испытаний грунтовок для ремонта автомобилей^Грунтовки Показатели *--..«>>1^ Цвет пленки грунтовки Внешний вид пленки ГФ-021 (НПО "Колооит") серый Мираремонт' ГТиккуоила") серый "Мобихел" S-10099 ("Хелиос'1 серый ГФ-021 (Белгород) "Евролюкс" MB 524 ("Меок")серый светлосерый матовая, матовая, матовая, матовая, сорное, шероховатое ровная, без ровная, без ровная, без ровная, без включений включений включений включений покрытие и кратеров и кратеров и кратеров и кратеровСтепень разбавления растворителем.% Степень перетира, мкм Время высыхания до степени 3 при 20С. ч Твердость пленки по маятниковому прибору М-3. усл. ел. Прочность пленки при растяжении на приборе "Эриксен". мм Прочность пленки при ударе по прибору У-1А. ш Адгезия, балл с липкой лентой без липкой ленты иена за 1 кг. руб. Общая оценка качества15 65 2420 25 2420 30 2414 50 24 0.2 8 50 1 19хорошо25 40 240.250.250.250.369 303 19 201 110 10отслаивание отслаивание3.5 45 1 51хорошо24неуд.50хорошо55неуд.Наилучших результатов при исплохо прилипает к металлу, легко пользовании материалов воздушной откалывается, а нанесенная толстым сушки достигают оптимальным подслоем - коробится.) бором всех компонентов покрытия, Третий слой - повторная грунтовсостоящего из нескольких слоев. Первый - адгезионный грунт воздушной сушки. Наносится по Результаты испытаний ремонтных автоэмалей обезжиренному металлу и обеспеМЛ-127 "Мираремонт" 233 "Мобихел" "Садолюн" - « ^ ^ Эмали чивает его защиту от коррозии и (Тиккуп.1 от 02 98 гост 0,12 Показатели -^^^ оила") СХелиосТ ("Садолин") 23640-79 прочное сцепление последующих Внешний вид глянцевая, сыпь и гладкая, сыпь и сорслоев. Это отечественная грунтовпленки однородсорность ровная ность по всей ка ГФ-021, импортные "Мобихел" и ная по всей поверхповерхности, "Садолин". пленка поверхность требует ности фильтрации Второй слой - шпатлевка для за ­ Степень разбавделки дефектов металлической поления эмали. % 30 20 32 30 Степень пеоетиоа. мкм верхности. Лучшие из них - двухком10 10 15 20 64 Блеск пленки по ФБ-2. % 65 64 66 понентные полиэфирные. РоссийВремя высыхания/ ские предприятия их не производят, при температуре. С° 30 мин/100 30 мин/80 24 4/20 24 4/20 Твердость пленки по поэтому выбирать приходится из им ­ маятниковому прибопортных. Это "Хелиос", "Хромое", "Вору М-3. усл. ед. 0.5 0.27 0.6 0.3 ди" (Греция), "Тиккурила", "Садолин", Прочность пленки при 10 ударе по У-1 А. см 40 10 10 "Сиккенс". (Использовать нитрошпатПрочность пленки при левку нежелательно. Она хоть легко растяжении на приборе шлифуется и быстро твердеет, но "Эоиксен". мм 6989Адгезия к металлу, балл Цена за 1 кг. руб. Общая оценка качестваэксперименты, посмотрим на результаты испытаний, проведенных в лаборатории автомобильных эмалей отраслевого института лакокрасочной промышленности НПАО "Спектр ЛК" Сначала определим терминологию, используемую в малярном деле. Степень перетира - мера измельчения составляющих красочной композиции, характеризует гладкость поверхности после окраски. Чем меньше степень - тем лучше декоративные свойства. Степень разбавления определяет количество разбавителя, которое нужно ввести в краску для доведения ее до рабочей вязкости. Чем больше степень разбавления, тем меньше сухой остаток, а также толщина слоя краски, хуже укрывистость, а значит, больший расход краски. Время высыхания до степени 3 время, необходимое для того, чтобы пленка эмали могла подвергаться дальнейшей обработке, например полировке. Адгезия - способность пленки прилипать к предыдущему слою или окрашиваемой поверхности. МиниТаблица 2233 "Мобихел" ("Хелиос") гладкая, ровная без шагрени отдельные включения20 15 6624 4/200.2310 8.5 3 60удов.2 30отлично160.6 . хорошо180-90 отлично2 65удов.Шпатлевки: 1 - "Води"; 2 - "Мобихел"; 3 - "Саflonnacf; 4 - "Коломикс".ка алкидным или двухкомпонентным грунтом, обеспечивающим хорошее сцепление с последующим слоем эмали. И последний, четвертый слой - покрытие эмалью. Выбор ее зависит от возможностей сушки и требований к качеству покрытия. Так что же купить для окраски своего автомобиля? Чтобы не ставить на нем трудоемкие и дорогостоящиемальный балл соответствует максимальной адгезии. Прочность пленки при ударе и растяжении характеризует механические свойства покрытия. Чем выше показатель, тем прочнее пленка. Таблица 1 посвящена грунтовкам воздушной сушки. ГФ-021 фирмы "Колорит" очень грубой дисперсности (степень перетира 65) и, естественно, образует при нанесении сорное шероховатое по-25СвоимиСиламиЗР 7/98211 Таблица 3 Результаты испытаний комплексных систем покрытий на основе импортных эмалей и грунтов ^v. ^^v. Показатели Эмали и грунтовка ^ ^ \ ^ ГФ-021 "Мираре- "Мобихел" "Мираре"Мобихел" (НПО монт" ("ТикS-10099 монт"("Тик- S-10099 курила") ("Хелиос") "Колорит" курила! ("Хелиос") Сушка при 20"С - 24 часа Блеск пленки по ФБ-2, % Прочность пленки при ударе по У-1А, см Прочность пленки при растяжении на приборе "Эриксен". мм Адгезия с липкой лентой, балл Общая оценка качества ГФ-021 "Евролюкс" ГФ-021 "Мобихел" ГФ-021 Мираре (НПО монт" ("ТикS-10099 (Белгород) (НПО ("Хелиос") "Колорит") "Колорит") курила") Сушка при 80'С - 30 мин "Мираремонт" ("Тиккурила") "Садолюн 012" ("Садолин") "Одихел-Хелиос"60 30 10 2хорошо60 10 10отел. неуд.61 30 10отел. неуд.65 10 8,5 2хорошо64 10 7,5отел. неуд.64 207отел. неуд.66 10 10 2хорошо66 10 10отел. неуд.66 20 10 1-2хорошо63 309 1отлично65 209 2хорошокрытие. На таком высоких декоративных свойств эмали не добиться. Грунтовка "Мобихел" S-10099 фирмы "Хелиос" явно уступает другим материалам по механическим показателям - прочности пленки при ударе и отслаивается при испытании на адгезию. Наиболее хорошие результаты показали грунтовка ГФ-021 АО "Квил" (Белгород), грунт "Мираремонт" фирмы "Тиккурила" и грунт "Евролюкс" (Голландия). Им-то и следует отдать предпочтение. Результаты испытаний эмалей приведены в табл. 2. Как и следовало ожидать, лучшие механические качества у МЛ-197 высокотемпературной сушки. Среди эмалей 80-градусного отверждения предпочтительнее "Мобихел" и "Тиккурила". Отметим, что все импортные эмали, за исключением последней, - повышенной сорности и перед использованием их обязательно нужно фильтровать через несколько слоев капронового чулка. У "Мобихела" воздушной сушки мала твердость пленки (0,23) после 24 часов выдержки. В целом все "воздушные" эмали (сушка при 20°С) заметно уступают МЛ-197 и "Мобихелу" (80°С). Но испытания отдельно грунтов и эмалей хотя и позволяют сравнить качество материалов различных фирм, однако не дают полного представления о поведении покрытия на кузове автомобиля. Только испытания комплексного покрытия металл-грунтэмаль позволяют дать объективную оценку применяемым материалам. О них - в таблице 3. Наилучшие результаты среди покрытий воздушной сушки дает система грунт-эмаль фирмы "Тиккурила". Эмаль "Садолин" показала приемлемый результат только по грунту "Тиккурила". Грунт "Мобихел" S-10099 слабТаблица 4по механической прочности и сцеплению с подложкой во всех системах покрытий. Лидеры "многоборья" среди грунтовок - "Тиккурила" АО "Квил" (ГФ-021) и "Евролюкс" И наконец, о шпатлевках (табл. 4). "Мобихел ПЕ-КИТ' и "Коломикс" полностью соответствуют техническим требованиям."Боди"наносится с трудом и после отверждения дает шероховатую неровную поверхность. И "Боди" и "Садопласт" крайне неудобны в работе - их жизнеспособность после смешения компонентов всего 3,5 минуты. За это время очень сложно успеть обработать поверхность шпатлевки схватываются "на лету" Они же засаливают шкурку при шлифовке, сколько воды ни лей. Теперь, имея представление о достоинствах и недостатках различных материалов, можно более уверенно подходить к их выбору перед ремонтом. Так, для полной перекраски отечественного автомобиля наиболее эффективна и экономична следующая система покрытия: - для заделки дефектов кузова шпатлевка "Мобихел ПЕ-КИТ" фирмы "Хелиос" и "Коломикс" фирмы "Колор" (Словения); - для антикоррозионной защиты грунтовка ГФ-021 (серая), производства АО "Квил" (Белгород) и грунтовка "Мираремонт" фирмы "Тиккурила"; - для верхнего покрытия - эмаль МЛ-197 высокотемпературной сушки завода "Победа рабочих" (Ярославль) или "Одихел" ("Мобихел") 80° сушки. Если доступна только низкотемпературная (20-60°С) воздушная сушка, отдадим предпочтение системе покрытия грунт-эмаль "Мираремонт" фирмы "Тиккурила" Отметим, эмали МЛ-197 и "Одихел" требуют обязательной подколеровки, что может сделать только очень опытный мастер. СвоимиСллами 26Результаты испытаний импортных шпатлевок для ремонта автомобилей " ~ * — . . ^ ^ Шпатлевки Показатеш~~--...«ч,1|_^ Особенности нанесения "Шпахтелкит" "Садоппаст" ("Супер Садолин") Мобихел ПЕ КИТ ("Хелиос") "Коломикс' ("Колор")("Бодалшероховатая неровная поверхность. невозможно нанесение 2-го слоя удовлравномерное нанесение шпателем, 2-й слой наносится удовлетворительноСпособность удерживаться на вертикальной поверхности жизнеспособность при 20±2 С. мин шлжруемость Время высыхания при 20±2 (J. мин внешний вид шпатлевочного слоя после отверждения 1еплостоикость при 135±&"С. ч и далее при 175±5°С. мин I юявление трещин при ударе грузика Высота падения, см' цена за 1 кг. руб иощая оценка качестваудовл.удовл.удовл.шкурка не засаливаетсяа.ь303,5засаливание шкурки оолееви6 7 шкурка не засаливается30неровное с царапинамиоднородное без царапин и трещин1 40 Нет трещин и отслоения от металла20 Кнеуд.20 40неуд30" 35 хорошо10 отслоение40удовл.Примечания: 1. Шпатлевки перед употреблением смешиваются с 2-3% отвердителя (паста перекиси бензоила в дибутилфталате) 2. Для сравнения, шпатлевки "Сиккенс" и Тиккурила" стоят 120 и 90 руб. соответственно. ' Измеряется после испытания на теплостойкость.212ЗР 7/98