КОМУ MO.^i:P,/li,!)fi),/li)»M:i '/Ul'/I САМОМУ <>:»)•.?Двигатель иномарки - агрегат весьма надежный, но довольно сложный. Чтобы восстановить утерянную бодрость такого мотора, обычных знаний и ключей, с коими разбирают "Жигули", порой недостаточно.Владимир ХРУЛЕВ технический директор московской фирмы "ИНОМОТОР" Часто мы восстанавливаем моторы, заклинившие от перегрева. В таких полностью вытекает охлаждающая жидкость или ее выбрасывает при закипании, а хозяин, не предприняв ничего - даже не долив воды решает дальше ехать потихоньку своим ходом. Застучавших моторов из-за потерь масла пруд пруди. Обычно бьются картером двигателя о выступ дороги. Если поддон из алюминиевого сплава (а таких куда больше, чем стальных), достаточно легкого удара, чтобы появилась трещина и масло вмиг оказалось на дороге. Стальной не расколется, но помнется и перекроет доступ масла к маслоприемнику. В обоих случаях - масляное голодание и разрушение вкладышей коленвала.Замена изношенных или сломанных большие площади для хранения машин без деталей трансмиссии и ходовой части инодвигателей. А наши клиенты из числа вламарок трудностей для наших умельцев, как дельцев массовых моделей иномарок вмеправило, не представляет. Конструкция сто того, чтобы получить уже готовый двигаэтих узлов не сложнее "жигулевских". Да и тель со склада, вынуждены по месяцу истис запчастями к ходовой попроще, к тому же рать обувь (а не покрышки), пока мотор проможно найти искомый узел целиком - мноходит все стадии ремонта. Процедура эта гие фирмы нынче торгуют агрегатами, снянепростая: надо снять двигатель с машины, тыми с аварийных или нерастаможенных помыть, разобрать, измерить износ деталей, иномарок. К сожалению, это не относится к двигателям - номер мотора занесен в техпаспорт. Весной и осеТак что его замена пробнью - в пору паводка ^^Щ'А™ ^ лематична. Ведь скольи дождей - волокут к . ко справок нужно сонам машины, моторы брать, в очередях в ГАИ Помятый на проселке поддон картера - вроде бы ерунда, но маслоприемник оказался перекрыт, и которых разрушены настояться! Словом, одот недостатка смазки в первую очередь "кончились" кулачки распредвала и вкладыши коленвала. водой. Лихой наездна морока. Поэтому реник, демонстрируя монта двигателя избежать не удастся. заказать запчасти, расточить блок, отшли- отменные ходовые свойства автомобиля,Хотя, казалось бы, зачем нужен номер фовать коленвал и т. д. Остается надеяться, влетает на полном ходу в глубокую лужу. мотора в техпаспорте, если вполне достачто здравый смысл когда-нибудь восторжеВолна под капотом поднимается до уровня точно номера VIN (Vehicle Identification ствует и ГАИ позаимствует рациональный воздухозаборника, и вода засасывается во впускной тракт. Если мотор четырехцилиндNumber)? В цивилизованных странах лишь опыт своих западных коллег. он и фигурирует в документах на машину. А теперь о самом ремонте. По каким ровый - ничего страшного, он просто заглохнет, а его последующая Например, в Америке, где все моторы безпризнакам можно опредеограничится номерные, повсеместно развит их агрегатлить, что мотору пора в каМотор нахлебался воды, и вот реанимация результат: шатуны стали чуть продувкой цилиндров через ный капитальный ремонт, что чрезвычайно питалку? Если речь идет о короче... свечные отверстия и замеудобно. Скажем, в дальней поездке, где-ни"Жигулях", "Москвиче" или ной масла. А скажем, восьбудь в Техасе стуканул движок на "Крайсле"Волге", то это обычно огмицилиндровый продолжает ре". На ближайшем сервисе за пару часов ромный расход масла на отлично тянуть, даже если поставят заблаговременно отремонтироугар, падение его давлепару цилиндров зальет. И есванный, и вы, ничего не оформляя в полиния, снижение мощности. ли один из них "выпьет" ции, возвратитесь своим ходом в Бостон... То есть речь идет о норбольше, чем помещается в Кстати, когда американская машина помальном износе мотора, его камере сгорания, то такт падает в Россию, гаишники тщательно ищут пробежавшего немногим сжатия не состоится, ведь, на двигателе любые цифры (например, личболее 100 тысяч километкак известно, жидкость неров. То же и для двигатеный номер сборщика конвейера), чтобы навеки вписать их в техпаспорт. Теперь замелей иностранных машин, но с большим просжимаема. Произойдет гидроудар, и шатун нить мотор на заранее отремонтированный бегом. Как это ни удивительно, но в России согнется, как пластилиновый. можно, только разыскав его прежнего вламоторы иномарок в руках беспечных или, Немало пострадавших двигателей, в дельца и убедив его провести день в очеренаоборот, излишне заботливых владельцев систему смазки которых льют что ни попадях, снимая агрегат с учета. Вот почему мы, обычно умирают внезапно, не прожив полодя. Масла низшего качества, всевозможмотористы, никак не можем перейти на агреженный им век. Причины распространенных ные добавки и присадки: загустители, восгатный ремонт и вынуждены арендовать поломок типичны. становители мощности, герметики, оста-ЗР 7/98171 навливающие течи масла, и т. п. Порой в таком коктейле образуются сгустки, закупоривающие каналы. Или отваливаются смолистые отложения и забивают масляный приемник. Умоляю, не экспериментируйте со своим мотором. Все что ему нужОтсюда вывод: если нет настоящих специалистов, то лучше перебрать мотор самостоятельно - во-первых это будет, как говорят, на совесть, а во-вторых, в случае неудачи и ругать некого, сам виноват! Разумеется, определенный опыт работы, например пара отремонтированных "жигулевских" моторов, быть должен. Необходима хорошая книга по ремонту автомобиля - за ней, как и за деталями к мотору, возможно, Но если все же предстоит ремонт - с придется ехать в крупный город. Например, чего начинать хождения по мукам владельв Москве литература по ремонту самых цу зарубежного авто? Самый беспроблемраспространенных у нас иномарок есть в ный, но и дорогой путь - обратиться на фирмагазинах "За рулем". менный сервис. Правда, большинство из них Особый разговор о запчастях. Они быкапремонтом двигателей не занимается. вают двух категорий - "оригинал" и "автоАвтомобильные компании порой просто не маркет". Первые несут эмблему самого аврекомендуют своим представителям делать томобиля и стоят дорого - их ставят на фирэто (дескать, россиянам нельзя доверить менном сервисе, а в магазинах, ими торгуюремонт - напортачат). Поэтому там меняют щих, тихо и безлюдно. Более популярные ив сборе так называемый "шорт-блок", то почти вдвое более дешевые запчасти "автоесть блок цилиндров в сборе с коленвалом, маркет" ничуть не хуже: ведь их производят шатунами и поршнями. Это обходится влате же фирмы на том же оборудовании, что и дельцу в 3-4 тысячи долларов (а за много- "оригинал", но только маркируют их своимино - хорошее (рекомендованное) масло. Оно содержит все необходимое, чтобы смазывать, очищать, охлаждать. Это нетрудно проверить - залейте "синтетику" в грязный мотор и через 10 тысяч снимите клапанную крышку. Увидите, насколько все внутри будет чисто. Бывает частенько, что убитому горем владельцу иномарки удается помочь и вылечить его мотор всего за час-другой. Ведь грохочущий двигатель может быть вполне работоспособным. Как правило, связано это с отказом гидротолкателя клапана. Его замена займет один час, а ремонт обойдется в сотню долларов. Еще одна причина беспочвенного страха - стук поршней при том же прогреве мотора. Поршни современных двигателей очень короткие и поэтому работают в цилиндре с минимальным зазором. При увеличении последнего (изнашиваются юбки) поршень начинает покачиваться вокруг пальца и стучать юбкой по стенкам цилиндра. После прогрева, через пару минут стук, как правило, исчезает, а стало быть, и паниковать рано - еще тысяч пятьдесят мотор отходит.цилиндровые агрегаты и дороже). Предлагают, разумеется, заменить мотор целиком. Последнее оправданно только на новом, дорогом либо редком автомобиле, представляющем особую ценность. На обычной 6-10-летней иномарке, будь то "Ауди", БМВ или даже "Мерседес", замена двигателя на новый невыгодна. Затраты в 10-30 тысяч долларов вряд ли удастся вернуть при продаже машины. Второй вариант - обратиться на фирму, специализирующуюся на ремонте моторов иномарок. Такие есть в тех городах и районах, где много зарубежной автотехники (например, в Москве - "Иномотор"). Ремонт обойдется втрое дешевле, чем в фирменном автосервисе, при равном качестве и той же гарантии. Если поблизости нет специализированной фирмы, не стоит доверять ремонт двигателя иномарки дяде Васе из соседнего гаража или местному авторемзаводу. Большинство "отремонтированных" там двигателей, как показывает практика, рано или поздно поступает в специализированные мастерские. В лучшем случае после неумелой переборки мотор просто не заведется, в худшем - заклинит. Если моторист всю жизнь перебирал тепловозные дизели или "волговские" движки, то это вовсе не значит, что он с первого раза и без книжек сможет правильно собрать мотор БМВ. В иномарках иные зазоры и натяги в сопряжениях деталей, нежели на привычных нам отечественных автомобилях. Отличаются моменты затяжки крепежа (часть метизов недопустимо использовать повторно), методы и схемы сборки.собственными именами, которые для специалистов звучат не менее громко, чем, скажем, "Опель" или 'Тойота". Например, "Кольбеншмидт" (Kolbenschmidt) - поршни, кольца, вкладыши готовит как на продажу (оригинал и автомаркет), так и на конвейер; "Ма ле" (Mahle) - поршни; "Глико" (Glyco) - вкладыши; "Гастингс" (Hastings) - прокладки, поршневые кольца; "Федерал Могул" (Federal Mogul) - многие детали для ремонта двигателей. Большинство магазинов, торгующих запчастями к иномаркам, работают по следующей схеме. Покупатель называет марку машины, год ее выпуска и номер VIN, а продавец находит нужные детали в каталогах и делает заказ. Клиент его оплачивает и ждет 7-15 дней, пока детали доставят. Быстрее всего запчасти приходят из Финляндии со складов Arvidsson и Koivunen - практически все продавцы запчастей из Москвы и Питера пользуются их услугами, а доставляют детали самые надежные курьеры всех времен - проводники поезда "Хельсинки-Москва".Но будьте блительны! Среди торговцев запчастями попадаются и мошенники. Как правило, у таких нет собственного магазина, а лишь комнатка в общем офисном здании, куда они заманивают доверчивых клиентов рекламой и объявляемыми по телефону сверхнизкими ценами. Когда детали приходят, клиента все равно заставят доплатить до нормальной (а то и завышенной) цены, и, поскольку большая часть суммы уже уплачена, никто не отказывается. А могут подсунуть детали от другой модели, что обнаружится уже дома, за тысячу километров от Москвы.И вот, когда все куплено, блок цилиндров расточен, коленвал прошлифован, инструмент подготовлен - можно присту-Запчасти к иномаркам тоже могут быть "левыми". Зубчатый ремень привода распредвала прослужил всего 3000 км - лопнул корд, а ремень генератора через 500 км выглядит так, как будто его жевала корова...пать к сборке. Тут уместно вспомнить поговорку. "Поспешишь - людей насмешишь". Не смешно будет только тому, кто, сломав второпях поршневое кольцо, поедет за новым комплектом. Но, надеюсь, чаша сия вас минует, и мягкий шелест лично собранного мотора еще несколько лет будет ласкать слух.172ЗР 7/98