224
225
РЕМОНТМЕНЯЕМ ВЕДОМЫЙ ДИСК СЦЕПЛЕНИЯ ЗИЛ-130Владимир АРБУЗОВ. Технический центр ЗР "Можайский" Вся полезная мощность двигателя, приводящая автомобиль в движение, проходит через сцепление. Поэтому от работоспособности этого узла во многом зависит возможность нормальной эксплуатации машины. Наиболее нагруженная деталь сцепления - ведомый диск - одновременно самая "капризная". На со ­ временных автомобилях при грамотной эксплуатации диск может прослужить столько же, сколько двигатель. Но это в идеале. На практике же, бывает, его приходится менять гораздо чаще. Причин тому много - недостаточная квалификация водителя, тяжелые условия эксплуатации автомобиля, низкое ка ­ чество изготовления запчасти. Л ю ­ бое из этих зол приводит, тем не менее, к одинаковым последствиям: изнашиваются фрикционные на ­ кладки диска или разваливается га ­ ситель крутильных колебаний демпфер. Износ накладок ведет к уменьшению свободного хода педали сцепления, оно неполностью включается, пробуксовывает, и накладки окончательно сгорают. Начало этого процесса легко уловить по характерному зловонию, исходящему от сцепления, и опытный водитель старается до этого не доводить. Новичок же ездит "до победного кон ­ ца", когда от диска с накладками ос ­ танется голая железка и машина не въедет на очередной подъем. Развалившийся демпфер ко ­ варнее - он, как правило, выходит из строя неожиданно, и только чуткий слух водителя и его многолетний опыт позволяют вовремя заподозрить неладное. Замена ведомого диска в этих случаях неизбежна, но сначала все-таки проверим свободный ход педали и толщину диска. Диск тоньше 5 мм нужно обязательно заменить - его накладки полностью из ­ ношены. Для этого:Головкой "на 14" отворачиваем восемь болтов ...и отодвигаем его вправо по ходу автомобиля. поддона картера сцепления и снимаем его.Раздвижными пассатижами отворачиваем наШтангенциркулем измеряем зазор между накидную гайку троса спидометра от коробки пежимным (ведущим) диском сцепления и махоредач. виком - он соответствует толщине ведомого диска.Ключом "на 22" отворачиваем четыре гайки крепления карданного вала к фланцу коробки передач.Расшплинтовываем и вынимаем палец тяги выключения сцепления.Расшплинтовываем палец тяги стояночного Головкой "на 19" отворачиваем два болта креппривода комбинированного тормозного крана ления промежуточной опоры карданного вала... и, вынув его, отсоединяем тягу. !имичилами224ЗР 7/98 Взявшись за барабан ручного тормоза, раскачиваем коробку передач и, помогая монтажкой, снимаем ее со шпилек.Сборку ведем в обратной последовательности. В опорный подшипник, расположенный в заднем торце коленчатого вала, закладываем смазку "Литол-24"Снимаем резиновый коврик кабины, головкой "на 10" отворачиваем десять болтов съемного попика... Поворачивая вилку выжимного подшипника, чтобы не растянуть его возвратную пружину, окончательно выдвигаем коробку передач из При установке на место ведомого диска ориенкартера сцепления и опускаем ее лебедкой на тируем его маспоотражательным кольцом к маховику. пол. Прежде чем затягивать болты крепления корзины к маховику, для соблюдения соосности вставляем в шлицы ведомого диска первичный вал или оправку аналогичных размеров. Если оправки нет, то болты корзиВ дороге, используя ремень вентилятора, коны сначала только наживляем. Уста...и снимаем его. робку передач оставляем висеть, уперев пернавливаем коробку передач. Используя свободу ведомого диска, надеваем вичный вал в отверстие картера сцепления. его на первичный вал коробки. Вставляем носок вала в подшипник коленчатого вала и лишь после этого окончательно затягиваем болты корзины. Перед установкой коробки передач целесообразно проверить состояние выжимного подшипника и оттяжной пружины муфты. Негодные детали Ключом "на 14" отворачиваем два болта муфты нужно заменить, а поверхность крышвилки выжимного подшипника и вынимаем ки-фланца, по которой скользит муфКоробку передач удобнее снимать специальной вилку вместе с муфтой так, чтобы ее противота выжимного подшипника, смазать ручной лебедкой, установив ее в кабине (фото положный конец вышел из гнезда в картере консистентной смазкой. Иногда после установки нового повернуто). сцепления. диска не удается добиться полного В дорожных условиях можно выключения сцепления обычной регуобойтись ремнем вентилятора, убелировкой - диск слишком толстый. дившись, что он без трещин и разрыЧтобы не регулировать положение лавов. Ремень заводим за барабан ручпок корзины, между нею и маховиком ного тормоза, продеваем в отверстие на каждый болт крепления можно подсъемного полика и закрепляем, продев ложить шайбы одинаковой толщины в него подходящую папку или лом. (1,5-2 мм). Когда новый диск обомнется и приработается, при очередном ТО Ключом "на 14" отворачиваем восемь болтов следует вынуть их и еще раз отрегуликрепления корзины сцепления к маховику двировать свободный ход педали. гателя.Ключом "на 22" отворачиваем четыре гайки крепления коробки передач к картеру маховика. Поворачиваем вилку выжимного подшипника по часовой стрелке так, чтобы его лапки распоВынимаем корзину и ведомый диск сцепления ложились горизонтально. из картера маховика.Ключами "на 30" и "на 19" устанавливаем упор рычага вилки так, чтобы свободный ход педали сцепления составлял 35-50 мм.39СвоимиСиламиЗР 7/98225