80
81
82
РЫНОК ГалереяГРУППОВОЙ ПОРТРЕТсМы различаемся возрастом и профессиями, пристрастиями и доходами. И все-таки у нас много общего. Мы - покупатели...Сергей КАНУННИКОВ . Антон ЧУЙКИН Создавая новый автомобиль, конструкторы и маркетологи ориентируются на определенные группы потребителей, изучают их запросы и возможности. Мы тоже увлеклись "живописью". Портреты, представленные ниже, написаны по материалам базы данных 'За рулем". Нам позировали более полумиллиона читателей, приславших свои анкеты в редакцию. Осталось добавить толику воображения, вспомнить собственные наблюдения, призвать музу и... ПРАГМАТИКИ Примерно 80% представителей этой группы трудятся на крупных и средних промышленных предприятиях, на транспорте, в строительстве. Меньшинство составляют селяне, военные, часть госчиновников. Это самое многочисленное подразделение армии автомобилистов и, в известном смысле, фундамент общества. Сегодня деятельность инженеров, технологов, квалифицированных рабочих, управленцев и служащих среднего звена позволяет получать небольшой, но стабильный доход. Спокойную размеренную жизнь особенно ценят те, кому за сорок - резко менять что-либо уже не хочется. Однако в группе стабильных немало молодежи, из тех, кто выбрал простой и ясный путь - работу на одном из градообразующих предприятий. При этом вечерами и выходными можно где-нибудь подрабатывать. Зарплаты хватает на недорогую одежду и простую сытную еду (то и другое приобретено на "оптовках"). Впрочем, овощи и соленья на семейном столе - домашние, 80 7/2000 ЗР39,9%до 29 30-39 4ГР 28,9% 28,6% 28,6%1,7% Г ТбгТдо 29 30-39 40-4' 40,8%23,7%% Иномарки 5,2%* ШШ J £ iдо 29 30-39 40-49 5Ш "отТо'Распределение автомобилей по возрасту владельцев. Относительно дорогие переднеприводные ВАЗы, тем более иномарки, в основном попадают в руки тех россиян, кому легче заработать - в возрасте до 40 лет. Парк "волг" распределен более равномерно. Их покупают и солидные по возрасту люди, и достаточно обеспеченная молодежь.честно выращенные на шести сотках. Труд и расчетливость позволяют понемногу откладывать из "совокупного дохода семьи". Покупка недорогого импортного телевизора вместо мучителя "Рубина" становится заметным событием. А уж автомобиля... Фамильная марка российского нижнего среднего класса - "Жигули". Те, кто постарше, скопили на новую "шестерку" или "четверку" (она идеальная дачная помощница). Часть необходимых для покупки денег выручили за старенькую "классику". Молодежь начинает с "секонд-хэнда" и чаще отваживается на приобретение "Самары" или даже иномарки. Эта группа - залог стабильной работы отечественного автопрома. Кстати, именно с ним непосредственно связан достаток многих. Новая должность не увеличит зарплату в разы, да и вся отрасль копит по копейке. При выборе по принципу "цена - качество" главенствует всегда первое. Поэтому в планах семьи - новый "жигуленок", возможно, самый недорогой "Москвич", намного реже - "Самара" (если получится). Кое-кто не прочь продолжить рискованные эксперименты с неновой зарубежной техникой, рассчитывая на ее долголетие. На резкий скачок вверх здесь особо не рассчитывают - не было бы хуже... С другой стороны, именно из этой, самой мой. Необходимо только время и... экономическая стабильность. Потребителей этой группы волнует не только приобретение самого автомобиля (они уже привыкли к машине как к бытовой технике и относятся к ней без фетишизма), но ив большой степени рынок услуг. У компьютерщиков и менеджеров нет ни времени, ни желания осваивать "смежные" профессии слесаря, моториста, жестянщика. НОВЫЕ СРЕДНИЕ Самый многочисленный на Западе класс в России, увы, пока очень тонок. Это - мужчины "в самом расцвете" и женщины, которым всегда "около тридцати" - квалифицированные высокооплачиваемые специалисты, менеджеры, владельцы и совладельцы небольших, но прибыльных предприятий. Здесь уже достигли стильности не только в одежде (многие начинали с малинового пиджака), но ив оформлении квартиры; покупают еду, не особенно глядя на цены, и стараются отдыхать за пределами родины. Эти россияне пересаживаются из "фелиций" и "нексии" в "алмеры", "лансеры", даже "ауди" и "фольксвагены", и уже никогда (по крайней мере, по своей воле) не купят отечественную машину, разве что выпущенную раскрученным СП. Их будущий автомобиль на ступеньку-полторы выше нынешних. За такими покупателями, надеясь, что число их все-таки вырастет, охотятся дилеры крупнейших мировых производителей. ДОРОГИЕ НАШИ Нефть, газ, алюминий, шоу-бизнес и... еще некоторые сферы деятельности служат источником приобретения крутых джипов, изящных "ягуаров", солидных "мерседесов". Когда счет доходам идет на сотни тысяч долларов, автомобиль (один, а то и сразу несколько) можно выбирать, исходя исключительно из моды, собственных пристрастий и даже причуд. Производители супердорогих авто могут спать спокойно - их клиентов в России немного, зато им и кризисы нипочем, и инфляция побоку. ОСТАЛЬНЫЕ Научные сотрудники, инженеры, учителя и врачи, крестьяне, особенно те, кто перешагнул пенсионную грань или приблизился к ней, решают совсем другие задачи. Их скудные доходы съедают самые элементарные продукты и лекарства. Необходимость починить телевизор "ГориЗР 7/2000 81перспективной группы стартуют будущие бизнесмены и высокооплачиваемые специалисты. АКТИВИСТЫ Жители больших городов, из тех, кто поактивней (хотя бы в силу возраста), сумели найти работу в солидных частных компаниях, банках, совместных предприятиях. Некоторые даже открыли небольшое, но собственное дело. Многим нет еще и тридцати, но они уже знают толк в продвинутых компьютерах, текиле и качественной аудиовидеоаппаратуре. Они пытаются одеваться стильно и стараются не ходить в окраинные продмаги, предпочитая европеизированные супермаркеты.Те, кому электроника заменила почтовый ящик, уже не хотят ездить на стариковских "жигулях". Они уверенно выбирают более современные "самары", пусть для начала и подержанные. Дальше - каждые два-четыре года новая "девятка", "десятка" или... "Волга". Теперь последнюю нередко покупает молодежь. Этот удивительный факт можно, конечно, объяснять обновленным дизайном и новым мощным мотором. Но все-таки есть в любви к "Волге" что-то мистическое, заложенное в молодежи, видимо, на генетическом уровне. Уже можно серьезно приглядываться к "шкодам", "дэу", "рено", подержанным, но относительно свежим "немцам" и "японцам". Покупка не кажется неосуществи-Автомобиль "Жигули" "Самара", ВАЗ-2110 "Нива" "Волга" "Москвич-2141" Другой отечественный автомобиль Иномарки ВсегоПромышленность, Сельское транспорт хозяйство 39,2 38,1 12,2 17,9Финансы, Образование, Государственная Пенсионеры, бизнес здравоохранение служба, армия незанятые 39,0 32,9 37,6 42,0 16,3 20,0 26,3 11,94,8 6,7 4,716,87,4 53 2,827,34,7 5,0 4,010,8 16,35,5 6,7 4,3 19 9,2 1003,9 6,4 4313,9 13.763 6,2 5,318,79,9 1006,7 1001001009,4 100В группу "Другой отечественный автомобиль" попали старые, снятые с производства модели, и (за малочисленностью) "Ока" и УАЗ. Интересно, что по числу "самар", "десяток" и иномарок на втором месте - государственные служащие, включая сотрудников МВДи МО. "Отстающие" - работники сельского хозяйства и пенсионеры. РЫНОК Галерея зонт" или холодильник "Минск" подрывает бюджет на несколько месяцев. А уж поддерживать в рабочем состоянии старенький "Запорожец", "жигуленок", некогда престижную "24-ю" "Волгу" можно только благодаря умелым рукам и гаражному запасу деталей времен дефицита. Цена многочасовой возни с автомобилем - торжественный ежегодный выезд на дачу на Первомай. Некоторые уже отчаялись продали "старушек" за копейки молодым начинающим автомобилистам. Те, кому удается зарабатывать, всетаки рассчитывают на покупку машины поновей и покрепче, а если дети помогут даже новых, но самых дешевых отечественных машин. Для этой группы продукция российского автопрома желанна, но часто недоступна так же, как в доперестроечные времена.29,9% Возраст машин и возраст владельцев. Из 100% автомобилей выделены самые старые, "средних лет" и новые. Последними чаще всего владеют те, кому за тридцать. "Секонд-хэнд" достается молодым, но тех, кто уже "дорос" до свежей машины, немногим меньше.от 60 1985-1995 г. •1999 г.Конечно, мы не могли охватить весь спектр потребительских групп. Однако вленным видно, что, несмотря на сильнейшее расслоение общества по дохода часть потребителей ориентирована на российские товары. Это не означает, ч достоинством отечественного автомобиля должна быть низкая цена! Перспек тели ждут от машины не просто способности передвигаться - им нужны и комф вующий сервис, и современные технические решения. Это плацдарм для будущ конкурентов, где в качестве приза выступаем мы - потребители, во всем своемВЗГЛЯД ИЗ-ЗА ПРИЛАВКАЛюбопытно, какими покупатели предстают в глазах проПодобный случай - не единственный. Правда, до колдовдавцов. Торговые работники выделяют из массы клиентов хадело не доходило, но случалось, обеспеченный клиент ства рактерные группы. Слово менеджеру одного из автосалонов манкировал подробным осмотром машины, обязательным для (специализация Михаила - модели ВАЗ). всех других категорий покупателей. Чего на них глядеть, цвет устраивает, а в остальном автомобили, как в рекламе: все оди"Деревня". Трое - семейная пара и сопровождавший наковые! Выделиться старались в другом - сигнализацию заее родственник, "большой автомобильный специалист", казывали посложнее (а то и две сразу), музыку подороже. приехали из подмосковной деревни за "шестеркой". ДолКстати, после кризиса эта группа клиентов сильно поредела. го ходили вдоль машин, наконец выбрали одну для детального осмотра. Тут ситуацией завладел спец - под уважи"Халява". "Позвольте представиться, - вошедший протятельными взглядами спутников он буквально обнюхал автонул удостоверение, - сотрудник налоговой полиции... (послемобиль. Въедливо проверил моторный отсек, салон, покодовали полные данные). Хотел бы купить у вас "десятку" (мнопался в багажнике и минут через 20 выдал: "Пожалуй, гозначительная пауза). Подешевле!" И ведь не откажешь в здесь мы машину покупать не будем. Она не вазовская!" скидке- ни ему, ни милиционеру, ни муниципальному чиновниОстолбеневший механик только и спросил: "А чья же?" и в ку - станет себе дороже, если они, обиженные, возьмутся за ответ услышал: "Барнаульская". Что имел в виду многомудсвои рычаги и надавят... Расплачиваясь "баксами", господа рый знаток - гадаем до сих пор. изволят шутить: "У нас валюту брать не бойся!". Слава Богу, Обычно, правда, после весьма придирчивого осмотра они немногочисленны... но очень заметны в своей наглости. клиент из этой группы решается на покупку. Платит только Смежная группа клиентов - государевы люди в зеленом. некрупными купюрами (один достал увесистую пачку 50- Военные часто берут недешевые машины, оснащают их, осорублевок, пардон, из-под белья...) и почти никогда не закабо не экономя. Однажды продали "шестерку" даже генеразывает дополнительные работы. Сигнализация, антикор - лу! Сопровождавший его прапорщик осуществлял непосреддорого, да и зачем они в деревне: "У нас все свои, а доственный выбор: сняв ремень, мерил им расстояние от пола роги солью не посыпают". Такому покупателю и скидку до бампера в поисках... самой высокой "шахи". Представьсделать не грех. Один воронежский, помнится, сначала те, нашел! С тех пор мы воспринимаем анекдоты про прапопытался оставить запаску, потом обещал в следующий виров всерьез. Широте души военных можно позавидовать: для зит в столицу подвезти остаток - 30 долларов. Два года них совершенно естественно после оформления документов ждем... выставить шампанское. "Новые русские". Со вкусом одетый мужчина лет сорока покупал супруге ВАЗ-2110. Посмотреть на процесс выбора собрались все продавцы. Из кармана макинтоша клиент извлек золотое кольцо на нитке, взял за кончик и... пошел вдоль машин, ожидая, когда колечко качнется в нужную сторону. О-па! Паранормальные силы указали на самую обычную с виду "десятку". "Все. оформляйте!" - "Может, вам ее завести, что-то показать?" - "Зачем, я же сказал, оформляйте!" 82 7/2000 ЗР "Крутые". Невзирая на опасность "схлопотать", этим можно возражать (в отличие от "халявы"... и полагаясь на ее защиту). Не хочется даже пересказывать типичное требование скидки - разговор "на понтах". Эта публика хочет обычно многого, но готова удавить(-ся?) за каждую копейку. Их типичный транспорт - ВАЗ-21083 или 21099, в ближайшем будущем, возможно, 2112; "десятки" и "девятки", слывущие семейными, их не прельщают.