76
77
ЭКОНОМИКАУ соседейУЗБЕКИСТАН:ПОСЛЕ ГОДАраз уж такой гигант, "Дэу", разорился... В Узбекистане думали иначе. - Мы поняли, - говорит министр узбекского автопрома Кудрат Парпиев, что придется рассчитывать только на сеЕлена ВАРШАВСКАЯ бя. И в этом были не только минусы. Главный плюс - развязаны руки для Год назад, побывав в республике, продажи могли стать реальной угрозой корреспонденты ЗР рассказали о пердля автогигантов. Судьба южнокорейпоиска партнеров по производству компспективах "УзДэуавто": постановке на ского промышленного гиганта была лектующих. Цель "Дэу" - привязать СП к себе, "посадить на иглу" поставок. Поэконвейер новой модели - "Матиз", подгопредрешена. товке к производству "Нексии-2" (ЗР, Но хоть и были в Узбекистане воорутому и цены на компоненты были высо1999, № 6). Планы, надежды были больжены знанием ситуации, избежать сложки, и разрешение на строительство ношие. И когда спустя полгода поползли ностей не удалось. Проекты производствых предприятий в Узбекистане корейцы слухи: завод на грани остановки, поставва "Матиза" и "Нексии-2" были замороже- давали с большой неохотой. Теперь к локализации привлекли заводы, сотрудники из Кореи прекращены, верить в это не чество с которыми выгодно Узбекистану, хотелось. Но и не верить было трудно: а не Корее. уже стало известно о ситуации на "большом" "Дэу", о грядущей продаже этого "УзДэуавто" стало заключать договоколосса, еще недавно, казалось, крепко ры напрямую с поставщиками "Дэу" - дестоявшего на ногах... шевле, чем при посредничестве головной компании. Открыли представительство в Сеуле и организуют закупки комплектуюНА ГЛИНЯНЫХ НОГАХ щих для завода и запчастей для обслужиДля узбеков, как выяснилось, шатвания. Обсуждается вопрос о кооперации кость видимого благополучия партнера с восточноевропейскими предприятиями, была очевидна давно. Политика "Дэу" в том числе входящими в "Дэу груп". Произначально вызывала большие сомнедукция "УзДэуавто" (единственного автония. Казалось, кто-то нарочно лишает завода на огромной территории Центральфирму устойчивости. Огромные кредиты ной Азии и Сибири!) пользуется популяриностранных банков (сегодня южноконостью за Уралом, а скоро узбекские авторейский гигант должен около 56 млрд. мобили начнут продавать в северо-западдолл., в основном иностранным банных регионах Китая. В центральноазиаткам!). Непродуманная глобализация, при скую республику зачастили представитекоторой на одном рынке вынуждены были именитых фирм. Вдруг оказалось: узли толкаться сразу несколько дочерних бекский автопром интересен многим! предприятий "Дэу", конкурируя друг с другом. Неимоверно разросшийся упраВидимо, поняв, что так можно ливленческий аппарат, не принимающий шиться большего, "Дэу" возобновила порешений. Главным же просчетом "Дэу ставки, приняла решение реанимировать труп" стала попытка экспансии на рынки проект сборки "Матиза". С весны 2000-го западных стран и Америки. Дешевые коДиски для "Дэу" родом из Узбекистана. завод в Асаке работает без перебоев, а рейские автомобили с неимоверными финансирование новой модели вот-вот сроками гарантий и сверхльны на неопределенное время. Будущее начнется. Тем, кто рассчитывает приобготными условиями завода в Асаке оказалось под угрозой. рести эту машину, придется ждать 2001-го. Обидно, что потерян целый год, жаль, что "Нексия-2", столь желанная С ОБАНКРОТИВШЕЙСЯ "ОВЦЫ"... Наверное, никто не удивился бы, есдля российского рынка, откладывается ли "УзДэуавто" прекратило не только рана неопределенный пока срок. Но могло ботать, но и существовать: (и должно было!) быть хуже.Банкротство компании "Дэу" побудило узбекский автопром искать новые пути развития. КАРАВАН ИДЕТ от сырья до конечного продукта. Стекло События конца прошлого - начав мире дорожает, оно стало дефицитла нынешнего года показали: автоным, поэтому в Узбекистане сразу решимобилестроительная отрасль Узбекили избежать зависимости от поставщистана перестала быть придатком южноков флоат-стекла (сырого). Совместно с корейского завода, приобрела самостоГерманией начинают строить обогатительную фабрику на песчаном карьере в ятельность. Подтверждает это и строительство Чирчике (неподалеку от Ташкента). На новых предприятий-поставщиков. В Ха- АО "Кварц" в Ферганской области по набаде (Андижанская область) на завопроекту с итальянской компанией "Теде "Андижанкабель" скоро начнется кинт" начата глубокая модернизация лисборка электрожгутов - приступают к нии плоского стекла. Скоро республика монтажу оборудования. В перспективе сможет полностью отказаться от импорздесь будут делать и сами провода: медь та и даже продавать плоское стекло вв республике есть, осталось освоить высоседние страны. А бывший завод железобетонных конструкций отдал свои плопуск пластмассы для изоляции. Недавно в Фергане, на механичещади под СП "АвтоОйна" ("Автостекло"), ском заводе открылось современное где ежегодно будут выпускать 200 тыс. производство колесных дисков. Это комплектов автомобильных стекол для предприятие с чисто узбекским капиталом, оснащенЧерез полтора года здесь будут делать автомобильное стекло ное по последнему слову техники оборудованием из Италии, Германии, Японии, рассчитано на выпуск 1500 тысяч дисков в год. Ему под силу обеспечить не только автозавод в Асаке. но и вторичный рынок. Здесь готовы организовать поставки ив Россию. Начат масштабный стекольный проект. Он интересен новым подходом к делу: полный цикл производства"УзДэуавто", "СамКочавто" и заводов сельскохозяйственной техники (их тоже сейчас строят). В 2002 году стекольные заводы вступят в строй. Действует нефтеперерабатывающий завод в Бухаре (построен совместно с французами). О прежних бензиновых страданиях (первые годы на "УзДэуавто", случалось, в новые машины заливали даже "72-й" бензин!) в Узбекистане вспоминают как о делах давно минувших дней. До 2005 года в республике планируют построить 32 предприятия отрасли, вложив 800 млн. долл. ...Министр автомобилестроения Узбекистана Кудрат Парпиев рассказывал, как перед пуском первенца - завода "УзДэуавто" ему по ночам снился один и тот же кошмар. Будто бы он взлетает над площадкой готовой продукции, уставленной автомобилями, и чем выше поднимается, тем безграничней внизу пространство, заполненное непроданными машинами. Того, чего боялся Парпиев. не произошло - рынок принял узбекские автомобили. И даже если со временем средняя часть названия "УзДэуавто" изменится или просто выпадет, предприятия в Узбекистане будут выпускать продукцию.•ЗР 7/2000 77