50
51
ТЕХНИКАСделано в РоссииСЕЛЕКЦИЯ АВТОБУСОВЧитатели со стажем вспомнят давнюю статью о мичуринских автобусах (ЗР, 1996, №7). Предельно простые и дешевые машины нашли покупателей ими стали провинциальные транспортные предприятия. Что же изменилось за прошедшие четыре года?Анатолий ФОМИНРЕМОНТ - В ПРОШЛОМ Семейство мичуринских автобусов ведет родословную от украинского ЛАЗ695, капитальным ремонтом которых завод занимался в советское время. С 1993 года он стал сам выпускать такие машины, а в 1995-м здесь сделали первый "собственный" автобус - средний городской МАРЗ-42191. При его проектировании было не до дизайнерских изысков: поставщикам платить нечем, а возможности собственного производства крайне ограниченны. Потому и облик машины получился весьма своеобразным: "рубленые" прямоугольные формы, даже арки колес в виде половины правильного шестиугольника. Не мудрили ис выбором силового агрегата: проверенный временем дизель ЯМЗ236 с коробкой ярославского же завода, ишимбайский задний мост с разнесенной передачей (планетарные колесные редукторы) - все самое дешевое, что можно было найти. Хотя, впрочем, от принципиальных вещей, вроде пневмоподвески, не отказывались - ведь без нее трудно рассчитывать даже на относительный комфорт. ШАГ ЗА ШАГОМ Индексы моделей остались прежними, но даже далекий от автомобиля человек легко обнаружит внешние отличия. Широкие двустворчатые двери спереди и сзади, увеличенные свесы кузова, полукруглые арки колес, низкопрофильные шины - такова внешность модернизированных автобусов. Но еще больше отличий - в технологии изготовления. Так, наружные панели теперь изготавливают из оцинкованного листа. А поскольку его сварка свела бы на нет преимущества покрытия, обшивку крепят односторонними заклепками и клеем-герметиком "Теростат". 50 7/2000 ЗРКстати, вы знаете, что кузов автобуса... натягивают? Именно так. Чтобы, нагревшись на солнце, обшивка не пошла пузырями, ее подогревают до 70-80 градусов и... натягивают на боковины готового каркаса. Только после этого проклепывают швы и вырезают двери. Эта специфическая технология еще шире станет применяться ив следующих моделях мичуринских автобусов: у них решили обтягивать не только боковины, но также переднюю и заднюю части кузова. В обшивке нынешних - минимум штампованных деталей, у последующих их, возможно, не будет вовсе. Наиболее подверженные коррозии элементы вроде ступеней, или, выражаясь по-автобусному, порогов, выполняют из рифленого алюминия. Автобус - не жестянка: для уюта требуется тепло- и шумоизоляция. Раньше крепить на потолок автобуса листы ДВП было не самым легким занятием, теперь на крышу изнутри напыляют пенополиуретан. На пол вместо резины идет улучшенный "пупырчатый" материал автолин: он долговечнее и не такой скользкий. Сам пол изготовлен из бакелитизированной фанеры - в условиях постоянной сырости она долговечнее металла. Между прочим, технология окраски оцинкованного кузова не так сложна, как представляется. Сначала поверхность зачищают мелкой наждачной бумагой, затем наносят фосфатирующий грунт, эпоксидный грунт и два слоя краски типа "МЛ" с перерывом на сушку. Прежде использовались пентафталевые эмали, но их стойкость к внешним воздействиям оказалась недостаточной. НОВАЯ МОДЕЛЬ НА ПОДХОДЕ К моменту, когда этот номер появится в печати, на МАРЗе произойдет еще одно важное событие: на испытания отправится городской автобус модели 5277. В чем его особенности? Попросту говоря, это полностью новая машина. Во-первых, каркас кузова выполнен не из труб прямоугольного сечения, а из открытого профиля. Каркас, сваренный из труб, имеет очень высокую прочность, но и весьма существенный недостаток - все его элементы образуют полости, доступ в которые невозможен. Со временем в них развивается коррозия, разрушая сварные швы изнутри и сокращая срок службы автобуса. Каркас из открытых профилей позволяет обрабатывать конструкцию антикоррозионными составами со всех сторон и не дает влаге конденсироваться внутри. Кроме того, к нему легче крепить навесные панели. Во-вторых, МАРЗ-5277 будет модульной конструкции: каркас кузова представТак выглядит каркас автобусаляет собой не единую пространственную раму, а несколько основных элементов, соединенных болтами или сваркой. Так, отдельно выполнены передняя часть, задок, багажник, пороги (ступени) и крыша. Это упрощает ремонт в случае повреждений, позволяет быстро создавать различные модификации, модернизировать внешний вид машины. В-третьих, автобус получит новую конструкцию передней подвески с А-образным подрамником, ветровое стекло типа МАН производства саратовского завода. улучшающее обзорность с места водителя. Боковые стекла будут вклеенными, а не вставленными в резиновые уплотнители - это снизит шум, повысит герметичность и коррозионную стойкость машины и, кроме того, дешевле. Силовой агрегат новой машины - дизель ЯМЗ-236НЕ с турбонаддувом, соответствующий нормативам Евро I.Готовые кузова перед установкой агрегатовЖ?'НА СОБСТВЕННЫЕ СИЛЫ В конструкции мичуринских автобусов нетрудно найти недостатки, и тягаться с лучшими зарубежными образцами им пока рано. Однако движение в сторону новых технологий и повышения качества достойно похвалы. Особенно на фоне иных отечественных производителей, которые преуспели, скорее, в рекламном хвастовстве, чем в улучшении моделей. Ведь новая техника, которая по качеству хуже старой, покупателю не слишком-то нужна...•-••'*-.4Aj* • • мвшавшаШ^авшШ^авшаШАЭР 7/гооо51