ЭКОНОМИКАУ соседейУКРАИНА:КОРЕЙЦА НА МОСКАЛЯ?Флюгер украинского законодательства повернулся с Востока на Запад.Леонид САПОЖНИКОВ "ПЯТЬ СТИРАЕМ, ВОСЕМЬ ПИШЕМ..." Кабинет министров отменил ограничение на импорт автомобилей, принятое два года назад в интересах СП "АвтоЗАЗДэу". Теперь разрешено ввозить машины в возрасте до восьми лет (было до пяти). Корейская сторона обиделась и заявила, что вправе выйти из СП с требованием возврата инвестиций и компенсацией морального ущерба. Запахло международным скандалом. "Запорожцы за ДЭУнаем", как называют участников СП остряки, не стали бы, пожалуй, ломать копья из-за одного лишь пятилетнего ценза - он ведь все равно не сдерживал полулегального массового ввоза старых машин (ЗР, 2000, № 2). Но правительство отменило и так называемую минимальную таможенную стоимость импортируемых товаров, составлявшую для автомобилей 5000 долларов. Даже при ввозе развалюхи со свалки надо было заплатить 20-процентный НДС в размере 1000 у. е. Что, к удовлетворению СП, существенно удорожало на украинском рынке дешевые иномарки, конкурирующие с его продукцией. Это решительно не устраивало страны ЕС, которым сбыт автостарья на Восток несет сплошные экономические и экологические выгон и ды. В последние годы Евросоюз неоднократно обвинял Украину в нарушении свободы торговли автомобилями, угрожая ей санкциям и . И официальный Киев сдался или, если угодно, "сдал" корейцев, которым в самом начале были обещаны неизменные правила игры. "Не обещайте деве юной любови вечной на земле", - справедливо предостерегал поэт... "Дева", скажем прямо, могла обойтись без любви правительства. Но для этого надо было, выходя на рынок с новыми моделями, сразу обеспечить их надлежащим сервисом. И не доверяться маркетологам, которые, приняв желаемое за действительное, завысили покупательную способность населения более чем в полтора раза. Если бы базовый "Ланос" изначально продавали не за 8200 у. е., а за 5100, как сейчас, он не пылился бы на складах... Но вернемся к законодательному флюгеру. Ублажив старушку Европу (которая в лице Еврокомиссии сменила в отношении Украины гнев на милость и согласилась предоставить ей статус страны с переходной экономикой), он готов повернуть в обратном направлении: Кабинет министров готовит постановление о защите интересов отечественного производителя. Правительственная делегация отправилась в Польшу за опытом. Могла бы и не ездить, так как весь "секрет" поляков здравый смысл. Зачем вводить возрастные ограничения на импорт, вызывая раздражение ЕС и недовольство своего народа, если можно ставками пошлин сделать ввоз старых автомобилей нецелесообразным? Как сказал мне польский журналист Анджей Добжыньский, его соотечественники уже не везут с Запада "секонд-хэнд", потому что, к примеру, двухлетняя машина обойдется не дешевле такой же новой, купленной в Варшаве у официального дилера... "ЖИГУЛИ" ПО-УКРАИНСКИ Другой горячей темой-2000 стало на Украине появление ВАЗов местной сборки. А было так: ЗАО "Укрпроминвест", начинавшее с производства кондитерских изделий, приобрело государственный пакет акций Луцкого автозавода (81%) и обратилось к АвтоВАЗу с предложением делать там "девятку". В этом году будет собрано из машинокомплектов не менее 2500 ВАЗ-21093, а затем в планах - "седьмая" и "сорок третья" модели. Аппетит приходит во время еды. И вот уже АвтоВАЗ предложил выпускать свои автомобили на других предприятиях Украины, рассматривая сборку в Луцке как "маленькую часть всего проекта". Премьер Виктор Ющенко поддержал эту идею и распорядился срочно готовить ее экономическое обоснование. Во времена СССР АвтоВАЗ получал с Украины четверть всех комплектующих. Сегодня эта цифра меньше в7 раз - 3,5%. Возродить в новых условиях былое сотрудничество - дело взаимовыгодное и благородное. Россияне могли бы поставлять украинским партнерам машинокомплекты для сборки (на первом этапе - до 30 тысяч в год), а получать широкую гамму материалов и изделий. Трудно представить такой проект без участия Запорожского автозавода. Честно говоря, я ожидал негативной реакции СП "АвтоЗАЗ-Дэу": ведь ВАЗы как-никак конкуренты и "Таврии", и "Ланоса". Но доверительный разговор с одним из руководителей СП развеял эти опасения. - Рынок вазовских автомобилей на Украине все равно существует, - сказал он, - так почему бы нам не получить выгоду, используя свободные мощности? Технические возможности предприятия позволяют сваривать и окрашивать вазовские кузова и даже штамповать отдельные их элементы. Проблема в другом: после отмены пресловутой минимальной таможенной стоимости автомобили из Тольятти существенно подешевели на украинском рынке. Достаточным ли будет при этом спрос на те же модели запорожской сборки? Тем более что АвтоВАЗ пока не согласен поставлять машинокомплекты более свежего "десятого" семейства. Думается, разумный компромисс будет найден. "Нам никуда друг от друга не деться", как поется в старой песне. И это, что ни говори, вселяет надежду в нормальных людей по обе стороны границы.•