200
СВОИМИ СИЛАМИ/КОНФУЗЛЕНИВЫЙ БЕГУНОКИНОЙ ДЕФЕКТ ОЗАДАЧИТ И БЫВАЛОГО МАСТЕРАТЕКСТ / ЕВГЕНИИ БОРИСЕНКОВ«Шкода-Фелиция 1,3» - машина простая и неприхотливая. Почти как «девятка», только понадежнее. Чтобы найти неисправность, особого снаряжения и таланта не требуется. Проверить искру да подачу топлива сможет каждый. Так что очередному клиенту диагноз поставили быстро - позднее зажигание. Все признаки налицо: «холостые» не держит, тянет плохо ив глушитель постреливает. Ремонт свелся к совмещению нужных меток с помощью стробоскопа. Правда, прежде не желавший поворачиваться корпус распределителя пришлось долго отмачивать керосином и обстукивать молотком. Но особого значения этому не придали - к радости владельца, мотор заработал, как новый. «Состарился» он часа через полтора. Да так, что запустить его уже не смогли, Поглядев на вывернутый до отказа распределитель, мастера загрустили. Потом,отвязав буксирный трос и собравшись с мыслями, приступили к диагностике. Сперва проверили что попроще: цел ли фиксатор на бегунке, а также стопорные штифты муфты вала распределителя и шестерни привода. Как назло, все оказалось на месте. Не подвела и электроника - с новым коммутатором мотор глох так же, как со старым. В процессе поиска родилась даже правдоподобная версия: мол, на заводе забыли поставить шпонку под «червяк» распредвала. Почему бы со временем прижимающему его болту не ослабнуть? Глядь, а «червяк» стал понемногу проворачиваться, увлекая за собой валы привода и распределителя. И надетый на верхушку последнего бегунок начал отставать от «расписания». Чтобы убедиться, пришлось снять переднюю крышку двигателя. Увы! Шпонка ехидно выглядывала из своего паза. На всякий случай (зря, что ли, разбирали!) заменили цепь. Лезть глубже в мотор было бессмысленно. Пришлось все поставить на место. В последний момент заметили, что распределитель вращается туговато, и решили смазать. Вынули вал... А он, как известно, состоит из двух поворачивающихся одна относительно другой частей. Так вот, пластина, приклепанная к нижней части, разболталась на шлицах (см. фото). И при перегазовках массивная железка не успевала ускориться вместе с валом, перескакивая на один-два шлица назад. Соответственно запаздывала связанная с ней пружинами и вторая. верхняя часть с бегунком. Корпус распределителя при этом оставался на месте и даже изрядно приржавел. Славную задачку подкинул нам чешский завод! Но обижаться грех: пробег автомобиля уже перевалил за сотню тысяч. ни/А МЫ ДЕЛАЕМ ТАКЗАВОДИМ кнопочкойВКЛЮЧИМ СТАРТЕР ПРЯМО ИЗ-ПОД КАПОТАВставьте в разъем вот такую штучку и работайте с комфортом. Разумеется, потом верните штатное реле на место.ТЕКСТ / ЕВГЕНИЙ ДЕМИНВ арсенале гаражного умельца всегда найдутся самодельные приспособления для обслуживания и ремонта машины - подчас весьма хитроумные и непредусмотренные даже в огромном перечне оборудования фирменных СТО. Например, при регулировке карбюратора, проверке системы зажигания на искру и т. п. приходится многократно заводить и глушить двигатель или просто проворачивать его стартером. Хорошо, если рядом помощник с чистыми руками, а если нет? Неряха в таких случаях снует туда-сюда - из-под капота в салон, хватаясь за все замасленной пятерней. А тот, кто набрался дурного опыта в ремзонах 6 ^ ° ° ^ автобаз, не мудрствуя лукаво, сдвигает защитный колпачок с силовой клеммы стартера и замыкает отверткой контактные болты тягово-го реле. Коммутируя вручную ток в три сотни ампер и оплавляя резьбу болтов, он рискует запалить снопом искр лежащую тут же промасленную ветошь, а затем и саму машину... Мастер, привыкший работать культурно, обязательно придумает для таких случаев чтонибудь удобное, например, вот такой приборчик (см. фото). Его основа - обыкновенное реле включения стартера 711.3747-02, применяемое ныне в штатном электрооборудовании большинства отечественных автомобилей. На кронштейне реле закреплен миниатюрный кнопочный выключатель («микрик»), используемый в радиотехнике, например КМ1-1. Через отверстия, просверленные в пластмассовом корпусе реле, проходят два проводка, соединяющие (только пайкой!) цепи обоих элементов, как показано на схеме. Цвета проводов, подходящих к гнездовой колодке штатного реле включения стартера, даны для электрооборудования переднеприводных автомобилей ВАЗ. На других машинах обязательно уточните, какого цвета провода подают «плюс» на обмотку и контакты штатного реле,чтобы при нажатии на кнопку выключателя не произошло короткое замыкание на «массу». Теперь, каждый раз приступая к обслуживанию двигателя, временно снимаем гнездовую колодку жгута со штекеров закрепленного в моторном отсеке штатного реле стартера и вставляем в нее наш портативный приборчик. Убедившись, что машина заторможена ручником, нажимаем на кнопочку - стартер крутит мотор! Отпускаем - не крутит. Снова нажимаем... Кр асо га! К»!3.11 тт Схема вспомогательного оеле с кнопкой: 1 - колодка жгута; 2 - реле Л1.3747-02; 3 - кнопочный микровыключатель КМ1-1._2fflЬФФФЧ1 HeTJesW1С~н