60
61
ТЕХНИКА /W-MOTOPНЕСТАНДАРТНАЯ ФИГУРАУ ДВИГАТЕЛЕЙ ЭТО, СКОРЕЕ, ПРЕИМУЩЕСТВО...КТК Т / М ХИ гзовский ЕС ИА Л ак сделать автомобиль просторным, безопасным и при этом мощным? С точки зрения двигателистов, задача (в самом упрощенном виде) выглядит так: вписать в моторный отсек достаточное количество полулитровых цилиндров! Цифра взята не с потолка: нетрудно подсчитать, что у моторов современных автомобилей среднего класса объем одного цилиндра, как правило, лежит в пределах 450-550 см3, а литровая мощность - в диапазоне от 45 до 55 кВт/л. Путем проб и ошибок инженеры пришли к этой «формуле» как к приемлемому компромиссу между наиболее выгодными характеристиками, экологичностью, ресурсом и т. д. Места под капотом может не хватить для традиционных рядных и V-образных моторов, и поэтому их дополнили «гибриды». Новые буквы в азбуку двигателестроения привнес «Фольксваген», предложив оригинальное решение компоновочных проблем. Сегодня концерн стал единственным производителем компактных моторов, сочетающих преимущества рядных и V-образных схем и потому получивших обозначение VR. Началось все в 1991 году, когда фирма из Вольфсбурга освоила шестицилиндровый двигатель серии VR с углом развала всего 15°! «Гольфы» и «пассаты» с мощными моторами VR6, а позже и V5 аналогичной конструкции увенчали модельные ряды. Параллельно шла работа еше над одним необычным проектом. В 1991-м состоялся дебют первого W-образного мотора с тремя рядами цилиндров на концепт-каре «Ауди-Авус Кваттро». И хотя с VR-моторами он имел мало общего, многие идеи позже пригодились. Десятилетие спустя мотористы вернулись к необычной схеме и развили ее: теперь два VR-блока образуют четыре (!) ряда цилиндров с общим коленчатым валом. Точнее было бы обозначить такой мотор не латинской буквой W, а символом -V'. Глава «Фольксвагена», генератор нестандартныхтехнических решений Фердинанд Пиех, объясняет концепцию собственной формулой: V+V=W. Ныне VR- и W-MOторы образовали целое семейство (см. рис.). Для чего понадобилось городить этот огород? «Доброжелатели» говорят, что приверженность «Фольксвагена» к концепции V-образных моторов с малым углом развала блоков цилиндров и W-образным двигателем объясняется лишь схожестью с логотипом фирмы - VW. Впрочем, вряд ли эта красивая гипотеза - единственное объяснение политике «Фольксвагена»: без технического резона концерн (во главе с конструктором-двигателистом) не пошел бы на столь рискованный эксперимент. «Фольксвагеновский» мотор VR6 примерно на четверть короче рядногоаналога и почти наполовину уже, чем стандартный V-образный с углом развала 90°. А, к примеру, шестилитровый W12, который совсем недавно определили под капот «Ауди-А8», позволил сохранить полноприводную трансмиссию, которой не нашлось бы места при традиционном расположении 12 цилиндров! Ведь длина W12 составляет 513 мм при ширине 710 мм, что не больше аналогичных параметров V-образной «восьмерки» от той же «Ауди». Длина W8 всего 420 мм, a W16 - 710 мм. В случае с W8 и W12 оба блока цилиндров с углом развала 72°, а у W16 от «Бугатти» ради плавности хода угол развала между VR-блоками сделали прямым. Исполнение головок при VR- и Wконпепциях практически одинаково. В обоих случаях составные распреде- лительные валы позволяют изменят фазы газораспределения. Привод, рг ди экономии места - цепью, причем с стороны маховика. Каждый распред€ лительный вал сделан сборным и пс лым, сами же кулачки напрессовань Кованые коленчатые валы с пяты опорами на W8 и семью на W12 отлк чаются смещенными по отношению друг к другу шейками поршней - та обеспечивают постоянный временно промежуток между импульсами зажi гания. W8 единственный получил два врг вдающихся в противоположных нг правлениях балансирных вала. На ос тальных эти устройства не нужны. поскольку плавность работы у них близка к рядным двигателям. Благодаря слитым блокам цилиндров Wобразные моторы легче. Блок и голог ка сделаны из легкого сплава, лиш постель коленчатого вала отлита и чугуна. Огромное преимущество двигателе VR- и W-компоновки, наряду с ком пактными размерами, заключается ив принципе стандартных кубиков - мо-Технически изощренному W12 от «Ауди» мало равных... пока!дульности, позволяющей использовать одни и те же клапаны, коромысла, поршни для обширнейшего семейства моторов объемом от 1,8 до 8 л. Соответственно, все агрегаты могут быть изготовлены на одном и том же заводе «Фольксваген» в Зальцгиттере. А унификация остается важнейшим условием рентабельного производства! Пока по VR-принципу компонуют лишь бензиновые моторы. В дизеле плотная компоновка и высокие термические нагрузки еще сдерживают конструкторов и технологов. Проделанная «Фольксвагеном» работа значительно больше, чем просто громкие эксперименты ради престижа марки. Помимо упомянутого выше 12-пилиндрового мотора «Ауди», четырехлитровые W8 уже устанавливают на новый «Пассат». На очереди другие модели, в частности будущие вседорожник «Колорадо» и престижный лимузин D1. Увенчает гамму в 2003 году восьмилитровый W16, которому доверят место в моторном отсеке «Бугатти». А вот мотор W10, которому прочили место в семье «Бентли», показал себя не лучшим образом, и от него решили отказаться. Конечно же, новые двигатели не лишены недостатков: из-за неодинаково длинных впускных и выпускных каналов на переходных режимах возникают сложные процессы, не лучшим образом сказывающиеся на показателях мощности и экономичности. И все-таки, одержимые инженеры из Вольфсбурга не собираются изменять принятой концепции. По их прогнозам, уже к 2003годувсе моторы нового типа будут оснащены непосредственным впрыском, хотя сделать это на «тесной» четырехклаианной головке непросто. Например, президент «Бугатти», он же и главный конструктор двигателей «Фольксваген» Карл-Хайнц Номан, говорит, что потребуется ювелирная работа, сравнимая по точности с работой часовщиков. Итак, усилиями двигателистов и технологов компоновщики получили больший простор для воплощения своих идей. Кроме того, рост мощности уже не подразумевает удлинения капота... Суждено ли грандиозному проекту похоронить традиционные схемы? По- , смотрим, какую альтернативу предложат «Фольксвагену» конкуренты! 1»1 •Двигатели VR с пятью и шестью цилиндрами уже не первый год ставят на «фольксвагены» и СЕАТы, а вот W-образная «восьмерка» и 12-цилиндровый мотор появились совсем недавно на «Пассате» и «Ауди-А8». На очереди W16 для «Бугатти» и VR4 для «Фольксвагена-Поло», которые мы увидим в ближайшие пару лет. СЕРИЙНЫЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ФОЛЬКСВАГЕНТип двигателя Рабочий объем, л Мощность, кВт/л. с. при об/мин Максимальный крутящий момент, Н-м при об/мин Удельная мощность, кВт/лV5 2.3125/170 6200 220 3200 53,8VR6 2,8150/204 6200 270 3200 53.7W8 4,0202/275 6000 370 2750 50,5W12 6,0309/420 6000 550 3500( 51,5WIS 8,0736/1001 6000 1250 2200 92,1