162
163
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |уже давно выпускают многие производители, в том числе «Гетце», но на других заводах. Чтобы подробно описать все этапы дальнейшей обработки, не хватит и целого журнала: для одного только маслосъемного кольца их шестьдесят. Станки с ЧПУ придают кольцам нужную форму: поршневое кольпо не такое уж круглое; даже вставленное в цилиндр, оно должно по-разному давить на его стенки (возле замков - слабее). Профиль окончательно шлифует специальный абразивный круг, периодически подправляемый алмазным резцом. Уже готовые изделия обязаны пройти стопроцентный визуальный контроль. Глядя на бракованное кольцо, не всякий определит, чем оно не приглянулось ми<ГЁТЦЕ» И «ГЛИКО» ловидным «контролершам», но на ощупь заметен малейший дефект. жаемые в печь компоненты (среди котоТЕКСТ / АНАТОЛИЙ СУХОВ Система производства и контроля ногие покупавшие запчасти (и не рых и отходы чугуна). Сразу же после едина на всех заводах «Гетце», где бы они раз обжигавшиеся на этом), наотливки - новый контроль, уже готовых ни находились - в Германии, Англии, верно, давно поняли, на чем экоколец. Проверка на твердость, прочФранции, Италии или Турции. Поэтому номить можно, а на чем - нет. Если пеность, структуру: каков размер зерен на упаковках никогда не указана странарегорит лампочка - невелика потеря, графита, их форма и расположение? Есизготовитель: фирменное клеймо - газаменить - минутное дело; если же слоли хоть один параметр подкачал - всю рантия одинаково высокого качества. мается поршневое кольцо, задерется партию отправляют в отходы. Оборудование для производства колец На «Гетце» заготовки для каждого «Гетце» продает во многие страны, но вкладыш или, скажем, пробьет прокладку головки цилиндров - тут уж кольца из серого чугуна отливают в отбез лицензии. В 60-егодыСССР закупил хлопот не оберешься. Выгадывать на дельную форму. Но если в дело идет выцелые линии, почти все они и по сей том, что предназначено мотору для сокопрочный чугун, то технология иная день в строю. Но грамотно настроить и «внутреннего употребления» - себе до- среднюю часть отливки использовать эксплуатировать изрядно поношенные роже. Об этом мы еще раз вспомнили, нельзя из-за высокой пористости, поэтостанки-ветераны, отслеживать качество побывав в Германии на «кухне» известму из нее получается два кольца - серена каждом этапе удается далеко не всенейших производителей запчастей - дина идет в отходы. Стальные компресгда, отсюда и результаты - «на троечку». «Гётпе» и «Глико» (наряду с ТРВ, «Ню- сионные кольца дороже чугунных, но Завод в Буршайте занимает особое мерал», АЕ они входят в корпорацию «Феих можно сделать существенно тоньше - сто в структуре «Гетце». Здесь располоиз-за меньшего момента инерции снижены научно-производственньга и исдерал Могул»). Итак, «Гетце», город Буршайт. Хорожаются нагрузки на канавки поршня. пытательный центры. В лабораториях шее поршневое кольцо начинается... с Впрочем, реализовать их преимущества за неделю-другую двигатель «наматывапеска для литейной формы. Сыпучесть, удается только в форсированных, высоет» сотни тысяч километров, в том чисвлажность, размер зерен, а также химикооборотных двигателях, в обычных же ле по «горной дороге» - для имитации ческий состав перед каждым литьем моторах чугунные кольца работают нилюбых условий движения стенд осначуть не хуже. Маслосьемные кольщен мощным электрическим тормозомтщательно контролируют, при необца из стали (многоэлементные) ускорителем. Тестируют не только ходимости добавляют те или иные компоненты (точный состав смеси Прокладка из трех листов секрет). Не менее тщательно следят -гувсч-гя (крайние - металлические). и за качеством чугуна - основного материала для колец. Пробу берут перед отливкой прямо из 4,5-тонной разогретой до 1500°С печи. Спектральный анализ позволяет отследить содержа08-269700-00 [ £ ( | ^ ние двух десятков элементов с точностью до сотых долей процента. Если состав не соответствует норме, его кор^ /л\ пПЫ ректируют и вновь снимают пробу. Впрочем, как правило, этого не требуNormForm - оригинальная упаковка поршневых ется - лаборатория анализирует загруколец «Гетце». На снимке - кольца для «Лады».ИЗ БУРШАИТАМ поршневые кольца, но и цоршни, прокладки, гильзы цилиндров - все это тоже продукция «Гетце». Есть и совершенно закрытое от посторонних глаз помещение - государство в государстве: там создаются поршневые кольца для формулы 1. Они похожи на произведения искусства: верхнее кольцо толщиной всего миллиметр, кажется, тронь - и сломается. Но ни трогать, ни фотографировать нам, увы, не разрешили. Полтора часа по шоссе, вьющемся среди гор и холмов, - и мы в Гердорфе. Здесь «Гетце» производит прокладки (головки блока цилиндров, коллекторов), соединительные кольца выпускных труб, теплозащитные щитки. Показали нам прокладки головки блока цилиндров для форсированных дизелей, собранные из листов разных металлов (от трех до пяти). Такой склепанный «бутерброд» меньше деформируется (и деформирует головку цилиндров) при затяжке, лучше противостоит давлению и нагреву. Герметизация достигается вьшггампованными канавками, нанесенными по трафарету герметиком и специальной термостойкой краской, которой окрашены листы металла - она заполняет все поры. Теплозащитные щитки, кстати, тоже композитные и почти невесомые:тонкийметалл только снаружи, внутри - безасбестовый огнеупорный материал. Наряду с «пакетными» завод производит и обычные прокладки головки блока, с первого взгляда ничем не отличающиеся от привычных «жигулевских». Однако присмотревшись (особенно - принюхавшись), можно почувствовать разницу. «Гетце» обязательно пропитывает прокладки специальным раствором (изначально он использовался в строительстве для повышения прочности бетона). Серая прокладка после пропитки покрывается тонкой пленкой темно-желтого оттенка, похожей наПрокладка головки блока со стандартной пропиткой.Стенд для испытаний вкладышей.В вакуумной камере наносят металл на подложку вкладыша.Этот стаканчик - будущая втулка.«Мовиль» или олифу. В двигателе под действием высокой температуры состав окончательно полимеризуется - прокладка затвердевает, приняв нужную форму. Рядом с этой линией пропитки есть другая - с силиконовой композицией в ванне. Такая прокладка (она черного цвета) дороже, но еще надежнее. Административный центр земли Гессен - Висбаден не только известный в Европе курорт. Здесь расположен и завод «Глико», где выпускают втулки и вкладыши. Так же, как ив Буршайте, -!юлный-пикл производства: от литейки до роботизированной сборки. Вкладыш - деталь совсем не простая. Сегодня для «формульных» моторов делают вкладыши толщиной всего 0,9 мм (включая подложку). Чтобы максимально использовать поверхность, замки выдавливают на торце, не затрагивая антифрикционный слой (патент «Глико»). Канавка для подвода масла не обязательно равной глубины по всему вкладышу, в средней части ее может и не быть. Среди того, что мы увидели - роботизированная линия по производству сборных центральных вкладышей (с упорными полукольцами по обеимсторонам) и находящееся в отдельном здании производство втулок: для поршневых пальцев, валов коробки передач, тормозных суппортов, вентиляторов (жаль, не для «печки» «Жигулей»), амортизаторов и т. п. За день только на вторичный рынок запчастей завод отправляет их 1 200 000 (!) штук. Гордость «Глико» - самосмазывающиеся втулки Glycodur F. На стальную омедненную подложку нанесен пористый слой олова и меди, пропитанный полимером (политетрафторэтиленом). Размер частиц металла - 40-180 микрон. Такие втулки используются в-сгеклоподъемниках, рулевой колонке, креслах (и не только автомобильных!), в дверях вагона метро и т. д. Одна из разновидностей этой втулки - Glycodur А... Она хоть и требует смазки (один раз, в начале эксплуатации), но установить на ось ее можно ис перекосом - благодаря особой структуре материала отверстие постепенно «переориентируется» и люфтов не будет. Если втулку необходимо сделать без замка (например, для поршневого пальца), ее заготовку вытягивают из листа биметалла: всего за три приема получается аккуратный «стопарик» -