132
133
134
.•/\ V '-•• • ---• — _i- -- -- .ТРИ НЕДЕЛИ В САМОДЕЛЬНОМ КЕМПЕРЕобласти. Со времени Михайло Ломоносова, шедшего по ней из Холмогор в стоТЕКСТ, ФОТО / Г РИГОРИЙДЬЯКОНОВ , МОСКВА гревшейся до +20°С - весь июль 2000-го лицу, изменилась она мало. Как водится, ы давно мечтали о путешествиях был на Севере очень жарким. Наибона границе областей дорога переходит вв неизведанные живописные мелее удобен для стоянки северный берег топкую колею, труднопроходимую для ста. Осуществить мечту помогла озера в районе села Троицкое. Приятнеполноприводных машин. Тем не ме«Глафира» - самодельный автокемпер ная особенность этих мест - почти понее, помогая друг другу, здесь идут и тяна базе УАЗ-3303. Для первой поездки стоянно солнечная погода. Дело в том, желогруженые КамАЗы, и «жигули», и семейным экипажем из трех человек что низкое солнце светит здесь со стодаже иномарки. Ближе к Каргополю выбрали маршрут на русский Север, короны почти идеально круглого водоАрхангельский тракт проходит через боторый предстояло пройти за три недели ема диаметром около 30 км, над котогатые в прошлом села. Поражают вооботпуска. рым даже в пасмурную погоду всегда ражение огромные, столетнего возраста, северные дома-корабли, целые крестьПервую стоянку запланировали в 500 окно чистого неба. км от Москвы на Кубенском озере, К северу от Белого озера закончился янские подворья под одной крышей. вдоль которого шоссе Р5 Вологда-Выте- асфальт и начался классический росКаргополь - небольшой городок с награ идет на протяжении более 50 км. Бесийский грейдер, ухабистый и пыльселением 6 тыс. человек и невероятным рега оказались заболочены - выехать к ный. Дороги вполне проезжие, но споколичеством белокаменных церквей воде смогли только на северной стороне собны вымотать душу водителя любой XTV-XVin вв. В окрестностях, как нигде, у села Пески, где расположена пристань легковушки. Именно они - родная стимного уникальных памятников дереАнтония. Здесь уже ощущается северхия «уазика», который скачет по грейдевянной архитектуры. Надо сказать, что ный колорит: незаходящее до одиннадру на четвертой передаче со скоростью в естественных условиях, стоящие там, цати вечера солнце, огромные валуны, 40-60 км/ч. Мосты ходят ходуном, но где было задумано творцами, эти сооруизобилие рыбы. четырнадцатилистовые рессоры погложения производят более сильное впеКонечно, дальше никак нельзя было тают удары и тяжелый кузов идет поччатление, чем в музеях деревянного зодчества. В 40 км от Каргополя в сторону миновать Кирилло-Белозерский монати ровно. стырь на берегу Сиверского озера - моВ Прокпгино начинается АрхангельПудожа (Р2) есть село Лядины - одно из нументальный, превосходящий масский тракт - стратегическая когда-то донемногих мест в России, где полностью штабом Московский Кремль. В небольрога, на протяжении веков связывавшая сохранился классический северный аншом Ферапонтовом монастыре посмоСанкт-Петербург с Беломорьем. Сейчас самбль XVIII века: огромная летняя Потрели знаменитые фрески Дионисия. это трасса местного значения Р1, соедикровская церковь, зимняя БогоявленБелое озеро порадовало водой, проняющая Вологодскую и Архангельскую ская поменьше и колокольня.МДля путешествий по малообжитым местам, очень подходит уазовская «буханка». Главный недостаток - низкий салон, всего 1315 мм. Однако нам удалось за 36 тыс. руб. (точнее, $1300) найти «грузопассажирский фургон «Глафира» - именно так значилось в инструкции по эксплуатации! Объединенный с кабиной кузов внутренней высотой 1700 мм - тяжелая, прочная конструкция со сварным каркасом из стальных труб квадратного сечения. Машина была собрана в 1989 году для нужд «компетентных органов», затем «приватизирована»,сменила двух хозяев, но оказалась в отличном для своего возраста состоянии. А благодаря «жигулевскому» карбюратору ДААЗ-2105 расход топлива не превышает 15 л/100 км. Переоборудование «Глафиры» в «дом на колесах» потребовало еще около 5 тыс. руб. и двух месяцев труда по выходным: в кузове разместились стол с двумя креслами - ночью они превращаются в двуспальную кровать, мягкий диван, шкаф с откидным столиком, газовая плита и две багажные полки. «Глафира» служит для всех поездок - и по городу, и на дачу. КириллоБелозерский монастырь. Дальше раскинулся прекрасный озерный край - Кенозерский национальный парк. Заплатив чисто символическую сумму, получили в лесоохране разрешение на въезд. Парк делится на две части - южную, где мы побывали, в окрестностях Лёкшмозера с подъездом от Каргополя и северную - вокруг Кенозера, куда можно добраться от Плесецка. Строящаяся дорога, которая в будущем свяжет парк воедино, идет по высокой гряде - водоразделу речных систем Белого и Балтийского морей. По ней добрались до живописнейшего озера Масельга. На берегу возвышается Хиж-гора с небольшой деревянной церковью Александра Свирского, откуда открывается прекрасный вид на окрестные холмы и озера, до самой границы с Карелией. Дальше дорога доступна пока только для гусеничных тракторов. Правда, местные жители успешно ездят и на колесных, но только... задним ходом. Вообще говоря, всем, кто собирается на Север, следует помнить, что иные из обозначенных в атласах дорог могут оказаться «тракторными». Не стоит уповать на проходимость «Нивы» или «уазика» - в полуметровой колее часто бессильны и «уралы».полноводной реки Водлы представляет собой обычный грейдер, но высота насыпей и глубина выемок внушают уважение к труду дорожников. Дальше от Пудожа до Петрозаводска проложено отличное асфальтовое шоссе Р5-Р19. На берег Онежского озера выехали в районе портового поселка Шальский. Здесь очень живописно - много небольших скалистых островков, покрытых сосновым лесом с брусникой, черникой и другими дарами северной природы. Само озеро - настоящее пресноводное море: крутая волна, высокобортные мор На берегу Масельги довольно много ские корабли, доступных для автомобилистов стоянок маяк. Два раза вв изумительном по красоте сосновом бодень от Шалы до ру. Туристы на легковых машинах с паПетрозаводска холатками - примерно поровну из Москдит «Комета». вы и Петербурга. Встретились немцы на В 60 км севернее Пупереоборудованном «кунге» ГАЗ-66. Отдожа находится другой ношение сотрудников лесоохраны к тунациональный парк ристам самое доброжелательное. СтоВодлозерский, связанный янка в Кенозерье затянулась на десять с шоссе вполне проезжей, дней. Уезжать не хотелось, а когда покак говорят, грунтовой дошли грибы, то отъезд стал и вовсе невозрогой. Но оставалось три дня можным. Москвичам трудно предстадо выхода на работу - пора вить, что грибы можно собирать не по возвращаться в Москву. Логичпринципу сколько найдешь, а по принно было бы проехать через Выципу сколько сможешь унести. тегру замкнув тем самым кольТем не менее, за оставшиеся нескольцо по русскому Северу. Однако, ко дней хотелось проехать до Пудожа как выяснилось, дороги Пупо только что открытому участку дородож-Вытегра, обозначенной во ги Р2, связавшей Архангельскую обвсех атласах и даже на дорожных ласть и Карелию. Новое шоссе вдоль указателях, ныне... не существует.Строят новое шоссе, а пока ветхие деревянные мостики на границе Карелии и Вологодской области разрушены. Пришлось возвращаться через Каргополь все тем же Архангельским трактом, который после первых августовских дождей раскис окончательно. Топь на границе областей «жигули» преодолевали только на буксире за попутными грузовиками и «уазиками». Несколько слов об особенностях подобных путешествий. Не следует планировать более 200-300 км пробега в день: состояние дорог непредсказуемо, скорости невелики, а главное, несколько часов всегда уходит на поиски удобной стоянки - их на Севере не так уж много. Зато, когда живописное местечко найдено, уезжать не хочется несколько дней. Часто спрашивают, насколько безопасны такие поездки - в российской глубинке, особенно на Севере, об этом можно не беспокоиться. Народу здесь живет немного, все друг друга знают, отношения с местными жителями и представителями власти складывались у нас неизменно доброже- Архангельский тракт после дождей.лательные. Не следует только останавливаться в одиночку вблизи больших дорог и городов. Сейчас построено много новых АЗС, но все же кое-где расстояние между ними доходит до 200 км, поэтому запасная канистра не помешает. Бензин, во всяком случае «76й» и «91-й», есть везде, а вот «95-го», тем более «98-го», севернее Вологды не видели. Самые необходимые запчасти к отечественным машинам найдутся в любом городке. С продуктами проблем нет, но овощи надо брать с собой на Севере они созревают только к концу сентября. И последнее. К ia-то, во времена моего детства, лето [утешествовали почти все автолюбители. Теперь ездят не дальше, чем на дачу - боятся криминала, поломок, а чаще всего считают, что такое сейчас по карману немногим. Это заблуждение - интереснейшее трехнедельное путешествие протяженностью 2000 км обошлось на троих примерно в8 тыс. руб., из которых треть ушла на бензин. В общем, тот кто хочет - ищет возможности... 1»1ПОГРАНИЧНЫЕ НОВОСТИШЕНГЕН РАСШИРЯЕТ ГРАНИЦЫ С 25 марта 2001 года к Шенгенскому соглашению присоединились Дания, Исландия (визы выдают посольство и консульство Дании), Норвегия, Финляндия и Швеция. Таким образом, общей границей теперь объединены пятнадцать стран - кроме перечисленных, это также Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Франция. Дата вступления в силу новой договоренности определена с оглядкой на туристов, поскольку именно с 25 марта начало действовать весенне-летнее расписание рейсов авиакомпаний. Единый визовый режим сделал обязательным для вновь вступивших стран перечень категорий лиц, которым может быть отказано в разрешении на въезд в шенгенскую зону. Визы, выданные до 25 марта, являются национальными и не дают права посетить какую-либо другую страну. В то же время в присоединившиеся страны можно въехать по визе, полученной ранее в посольстве любого другого государства, входящего в шенгенскую зону. Присоединение к соглашению нашего ближайшего соседа - Финляндии не приведет к пересмотру условий выдачи финских виз гражданам РФ. Изменения коснутся, главным образом, формы заявления; кроме того, придется подробнее, чем прежде, указывать цель поездки. Однако, по заявлению посольства, если основным пунктом назначения является другая страна шенгенской зоны, то диппредставительство Финляндии не будет выдавать визы, даже если маршрут поездки проходит через финскую территорию. В этом случае следует обращаться за визами в представительство страны назначения. РАСПЛАТА ЗА Е УПЛЕНИЕ В ЕС Как известно, одно условий вступления в ЕСстранВосточной юпы - введение визового режима для гр ан бывшего СССР. Эта мера, по мнению 3i [ноевропейских политиков, должна укрег внешние границы союза. Первыми выпо пи это условие Словения (в 1999 году), ч я (в 2000-м) и Словакия (с 1 января 2001 , стоимость визы $24). Венгрия вводит виз й режим в отношениях с Россией с3 ию :. г.: консульский сбор составит $40, a cpoi ормления документов - всего 2-3 дня, дл iro в Москве и СанктПетербурге будут у 1чены штаты сотрудников представите гв. Запланированное первоначально на ионя нынешнего года введение визового има с Болгарией, вероятно, будет отло* до 1 октября по ходатайству ее Минист( ва экономики - ужесточение режима на няка пагубно скажется на туристском бизнт а ведь почти половина туристов, посещг их этустрану,- граждане России. В Пол прорабатывается вопрос об изменении ового режима во втором полугодии 2001 года. До конца года должна ввести визы для россиян и Румыния. В ВЕНЕЦИЮ ИЗ ХОРВАТИИ БЕЗ ВИЗЫ В течение ближайшего лета российские туристы, отдыхающие в Хорватии, смогут попрежнему совершать однодневные экскурсии в Венецию без итальянской визы. Хорватскому министерству по туризму удалось продлить договоренность с итальянскими властями, которые ранее собирались закрыть «безвизовую калитку» на своей территории. Быстроходные катамараны, две трети пассажиров которых говорят по-русски или по-польски, почти ежедневно ходят через Венецианский залив из Пулы, Ровиня и Умага. В ТУРЦИЮ ЗА $20 Турецкие власти объявили, что с1 июня 2001 года взимаемый на границе визовый сбор увеличится вдвое - с $10 до 20. Первоначально это планировалось сделать еще весной, в преддверии сезона, но опасение лишиться значительной части российских туристов заставило отложить нововведение, как минимум, до лета. ГОСДУМА НЕ РЕКОМЕНДУЕТ Комитет по международным делам Государственной Думы РФ утвердил недавно «Список стран и регионов, не рекомендованных для посещения российскими гражданами». В этом перечне 29 стран, где велика вероятность терактов или похищения, а потому пребывание там несет реальную угрозу для жизни и здоровья людей. Из европейских стран в «черный список» по понятным причинам попала Албания, Косово, Босния (мусульмано-хорватская часть) и север Кипра. Из азиатских - Афганистан, Пакистан, Восточный Тимор, Шри-Ланка (северные и восточные районы), а также юг Филиппин и штаты Джамму и Кашмир в Индии. На Ближнем Востоке не рекомендуются для посещения Восточный Иерусалим, Палестинские территории, Йемен и юг Ливана. В Африке - это Алжир, Ангола, Бурунди, Гвинея-Бисау, Коморские острова, Конго, Котд'Ивуар, Либерия, Нигерия, Руанда, Сомали, Сьерра-Леоне и Центральноафриканская Республика. Также в список вошли Гаити и Колумбия. I»l