КОМПАНИИ И РЫНКИтекст / ВАДИМ КРЮЧКОВ/ДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШИНЫтекст / МИХАИЛ колодочкин ЗАРЯЖАЕТ И КОМПЕНСИРУЕТ Зарядные устройства серии «Сонар» петербургской фирмы «Деметра» всегда отличали миниатюрные габариты и невысокая цена - если первое немножко смущало, то второе привлекало наверняка. Новое изделие СОНАР ЗУ-4-20 «вылезло» из привычной ниши - перед нами солидная увесистая конструкция, за которую придется выложить столь же солидную сумму - около 3000 руб. Да-да, за эти деньги можно приобрести несколько новеньких аккумуляторов. Очевидно, что новый «зарядник» предназначен в первую очередь не частникам: чтобы оправдать свою цену, такое устройство должно «пахать» сутками и заряжать все, что заряжается. Поэтому потребителю гарантируется зарядный ток до 18 Аи возможность общения с аккумуляторами емкостью до 250 А'ч - такие цифры внушают уважение. Изделие снабжено стрелочными вольтметром и амперметром - им обычно доверяют больше, чем красивым светодиодикам. Впрочем, есть и светодиоды - они контролируют наличие сетевого напряжения, сообщают о режиме заряда, напоминают о завершении работы и указывают на неверное подключение «Сонара» к аккумулятору. Максимальный зарядный ток устанавливают переключателем. Разработчики заложили в свое изделие алгоритм трехступенчатой зарядки. Сначала батарею заряжают постоянным током - это продолжается до тех пор, пока напряжение на клеммах не достигнет величины 14,7 В. В этот момент индикатор «Заряд» меняет свечение с красного на зеленое, а устройство переходит в режим «постоянного напряжения». По окончании зарядки загорается индикатор «Готов» - при этом включается режим «хранения аккумулятора». Выходное напряжение снижается до отметки 13,7 В, а величина зарядного тока уменьшается до уровня, компенсирующего ток саморазряда. Общее впечатление от изделия неоднозначное. С одной стороны все сделано «на уровне»: предусмотрен даже специальный измерительный вход, позволяющий «Сонару» контролировать истинное напряжение на клеммах аккумулятора, не обращая внимания на возможные потери в силовых проводах. Поставил разряженную батарею в соседнее помещение за стеной, а сам сидишь поодаль да на индикаторы время от времени поглядываешь. Автоматика сама все сделает и нечего ей мешать. А вот с другой стороны не оставляет ощущение того, что дорогое изделие собрано «из того, что было». Симпатичные клеммы с покрытием и древний галетный переключатель, клавиша включения «а-ля компьютер» и корпус времен строительства БАМа - все это прозрачно намекает на то, что новый «Сонар» комплектовался по приншшу «с миру по нитке». Впрочем, можно надеяться, что при небольшом объеме выпуска качество изделия будет контролироваться должным образом.ШТАТНАЯ МИНИАТЮРА На рынке маршрутных компьютеров пополнение. В Тольятти освоили производство миниатюрного прибора «Штат». Он предназначен для вазовских «десяток» и их модификаций, оснащенных распределенным впрыском топлива. Новинка совместима с контроллерами впрыска «Январь 5.1», «Бош М1.5.4», «Бош M1.5.4N». Главная особенность микрокомпьютера - корпус, выполненный в виде... стандартной кнопки «десятого» семейства. Его устанавливают на центральной консоли в салоне автомобиля вместо заглушки под тумблером аварийной сигнализации или рециркуляции. Питание прибора подключают в разрыв проводов, идущих к прикуривателю, а кабель данных - в диагностический разъем контроллера впрыска. Считанные маршрутным компьютером данные выводятся на небольшом люминесцентном дисилее красного ИЛИ зеленого цвета. Выбор режимов работы - единственной кнопкой. Функциональные возможности «Штата» скромнее, чем у полноразмерных изделий МК-2112 и МК-2114 из Курска (ЗР, 2000, № 2), однако необходимый минимум микрокомпьютер предоставляет. Водитель получит информацию о суммарном и мгновенном расходе топлива, температуре охлаждающей жидкости, скорости движения (цифровой спидометр), напряжении бортовой сети. Кроме того, «Штат» способен выводить на дисплей коды неисправностей контроллера впрыска - то есть выполнять диагностические функции. При перегреве двигателя и недопустимых бросках напряжения автоматически включается режим предупреждения - экран маршрутника начинает мигать. При кажущейся простоте установки «Штата» вживление его в электропроводку автомобиля лучше доверить специалистам. Случается, что устройства, работающие через диагностический разъем, начинают конфликтовать с серийным иммобилизатором АПС-4 (особенно если последний активирован). Примирить капризную электронику своими силами представляется проблематичным. Остается добавить, что цена «Штата» с установкой колеблется от 800 до 900 рублей. 1»1Л \