235
КОНфуЗподшипник СТУПИЦЫГЛАВНЕЕ НЕ БЫВАЕТИГОРЬ МИХЕЕВНе позавидуешь водителю, на ходу лась. Зато тормозной барабан терся потерявшему колесо. Это печальо щит! Но что позволило колесу сменое событие может случиться по ститься внутрь? Выпрессовали защитный колразличным причинам, а результат зависит от везения - бывало, что пак ступицы (см. на рисунке слева). Приглядевшись к стопорному кольи кузов меняли... Готовя «Москвич-2141» к длительцу 6, в его разрезе... не увидели канавному путешествию, владелец решил, ки, в которой оно и должно стоять! кроме всего прочего, заменить подНеужто на машине ступица без канавшипники в ступицах задних колес, каки? Зная «шутки» родного автопрома, завшиеся подозрительными. Купил, нетрудно вообразить и такую. Но все не пожалев денег, фирменные, франбыло гораздо прозаичнее - автопроизцузские. И хотя сама работа несложводителей реабилитировали сразу же на, поручил ее солидному сервису - после разборки узла. Оказалось, кольцо стоит не в канавке, а левее ее, в циребята, дескать, дело знают... На следующий день «Москвич», как линдрической части (спасибо сервина крыльях, устремился к южным мосу!). Результат: ступица не фиксирорям. Но... не залетел дальше первой валась на подшипнике 4 - и вместе приличной СТОА, километрах в двухс тормозным барабаном и колесом повозможность смещаться стах от старта: левое заднее колесо лучила на своем языке завопило «караул!». внутрь. (В противоположную сторону Скрежет, визг, дым - особенно при ее не пускает буртик.) Тормозной баторможении. Поэтому, заезжая в серрабан уперся в края щита, а ступица вис, экипаж тешил себя тем, что отов его среднюю часть, что хорошо было рвалась тормозная накладка. Копеечвидно по взаимному износу деталей. ное, мол, дело: заменим - и поедем В движении они так сильно нагревались, что роскошный французский дальше! Но сняли колесо, барабан, и версия подшипник почернел, а при разборке - дешевая, удобная! - не подтвердиступицы рассыпался.Итак, в данной конструкции колесо, если не застопорено, постепенно «ползет» внутрь. Не заметив этого, можно доездиться до полного износа буртика, удерживающего подшипник в ступице, - и тогда колесо получит полную свободу. На подходящем повороте оно запросто покинет машину. Пришлось снова покупать подшипник, заменять... Морока! Но на этот раз кольцо поставили в канавку. Автовладелец, опытный человек, ругал себя: мол, доверился вчера халтурщикам, делал бы сам, так уже бы к морю подъезжал. Кстати, владельцам переднеприводных ВАЗов тоже следует помнить о роли стопорного кольца в ступице. На рисунке справа показано заднее колесо. Здесь ступица имеет буртик, удерживающий подшипник с наружной стороны, а стопорное кольцо изнутри. Ненадежное (независимо от причины) кольцо может привести к потере колеса: подшипник останется на цапфе, а ступица сползет с него. А теперь, извините, мораль... В автомобиле немало стопорных колец, среди которых трудно найти «самое неответственное» (снял, а узел работает как ни в чем не бывало!). Зато легко показать важнейшие стопорные кольца: это те, что удерживают на законных местах колеса. Безусловно, отказ тормозов или рулевого управления, поломка в двигателе - тоже опасны, но, пока колеса на машине и она нормально катится - есть шанс уцелеть. Потеря колеса, даже заднего, на высокой скорости грозит аварией - не каждый благополучно вырулит к обочине. К сожалению, многие ответственные детали, в том числе двухрядные подшипники колес, зачастую продаются даже без приличной упаковки, не говоря уже о «сопутствующих» деталях. Заменяя подшипники, иные даже не подозревают, что гайка или стопорное кольцо - детали тоже «одноразовые». Причем - копеечные! Стоит ли рисковать, устанавливая старые, изношенные? Фирменные зарубежные подшипники чаще всего продаются в комплекте с гайками и стопорными кольцами. Угадайте, почему? Правильно. Потому что «ихний» автомобилист расчетлив - рисковать жизнью ради смехотворной экономии не станет. А верней сказать, «ихний» автосервис дорожит своей репутацией и умеет считать деньги. Попади в аварию по вине мастеров - семь шкур со станции снимут, по судам затаскают и по миру пустят. А у нас - поди докажи. •За рулем 9/2003 235Задние колеса «Москвича-2141» (а), ВАЗ-2108... 2110 (б): 1 - колесо; 2 - ступица; 3 - тормозной барабан; 4 - подшипник; 5 - цапфа; 6 - стопорное кольцо.