44
45
46
ТЕХНИКАЭКСКЛЮЗИВНОе ИНТерВЬЮМЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ«ОПЕЛЬ»: ВОЗВРАЩЕНИЕ К КОРНЯМВ борьбе официальных зарубежных поставщиков за российского покупателя первое полугодие выиграли фирмы Японии и Кореи. Однако и среди европейских марок нашлась одна, чьи продажи выросли в два с лишним раза, - это «Опель». Обновление модельного ряда, сбалансированная ценовая политика - вот составляющие успеха. Но главное, как известно, человеческий фактор. В апреле 2001 года компанию «Адам Опель» возглавил КарлПитер Форстер, англичанин, долгое время занимавший руководящие должности в БМВ. Главный редактор журнала «За рулем» Петр Меньших встретился с ним в головном офисе компании в Рюссельсхайме (Германия). В преддверии премьеры новой «Астры» разговор начался именно с нее. - Поговаривают, что «Астра» будет новые модели «Опель», которые распоболее интересной машиной, чем ноложили к себе клиентов. Ведущую роль сыграли «Вектра GTS», «Сигнум», старвый «Гольф». - Про «Гольф» ничего не могу скатовавший в этом году. Автомобиль созать - его еще никто не видел, а вот вершенно нового для «Опеля» класса «Астра», которую представим во «Мерива». Именно они заставили поФранкфурте на салоне, будет, во-персмотреть на нашу компанию по-друговых, качественным автомобилем, прому. Другой важнейший компонент - каработанным до мельчайших деталей. чество автомобилей, которое неуклонно Над повышением качества мы работарастет: количество рекламаций сокраем в течение последних пяти лет, и «Асщается в среднем на 10% в год. Поэтому тра» стала результатом этих усилий. есть все основания считать, что по уровВо-вторых, она, надеюсь, максимально ню качества «Опель» уже входит в мироудовлетворит пожелания клиентов вую элиту. И, наконец, третьей составляк отделке интерьера (материалы, качеющей стало повышение эффективности ство швов и т. д.). В-третьих, принесет труда на всех уровнях - от рабочего до удовольствие от вождения, комфорт инженера. Сохранив прежние кадры, и уверенность. В «Астре» для этого исмы поставили задачу выпускать новую пользованы новейшие технологии, копродукцию в еще больших количествах. К сожалению, пришлось пойти и на торые еще не применялись в моделях этого класса, чтобы сделать ее лучшей жертвы: в частности, расстаться с завосреди них. Например, адаптивная поддом в Англии, сократить производствеска, меняющая жесткость и просвет венную линию в Антверпене. В целом в зависимости от дорожных условий, сокращения коснулись около 15% перновые силовые агрегаты. Наконец, сонала, при этом объем выпуска промы много поработали над дизайном. дукции не пострадал. Кроме того, активнее занялись рекламой: мне кажетИ, думаю, удачно. - Чьими усилиями создавался облик ся, она стала живее, интереснее. Накоавтомобиля - итальянских, немецких нец, реструктурируем дилерскую сеть. или американских дизайнеров? - Вы ничего не сказали о такой соста- Руководил ими немец, а главным вляющей, как цена. разработчиком машины был англича- Наш клиент должен чувствовать, нин. Но, замечу, дизайнерская работа что у него больше возможностей, чем всегда интернациональна. В нашем диу других. Российский покупатель не гозайн-центре наряду с немцами трудятся тов пока в массовом порядке покупать и американцы, и англичане, и японцы, дорогой автомобиль, поэтому для него и итальянцы. мы пытаемся оптимизировать предло- Два года назад вы, г-н Форстер, жение. пришли на «Опель», который пере- Сейчас из-за курсовых различий живал не лучшие годы. Тогда говористали активно продаваться японли, что только сумасшедший спосоские, корейские автомобили. Может бен пойти на такой безрассудный поли что-то противопоставить экспанступок и попытаться вытащить комсии с Востока промышленность Евпанию из кризиса. На что вы делали ропы, в частности, Германии? ставку, какое горючее заливали в ба-Действительно, курс иены стабилен. ки большого корабля, чтобы вывесПри завышенном курсе евро это ставит ти его на большую воду? японских производителей в выгодные ус- Горючее было многокомпонентловия. Я вижу два пути: первый - повлиным. Главной его составляющей стали ять на процессы на политическом уров44 За рулем 9/2003КАРЛ-ПИТЕР ФОРСТЕР Carl-Peter Forster Родился в 1954 году в Лондоне (Великобритания). По образованию инженер (окончил Мюнхенский технологический университет по специальности «авиационные и космические технологии») и экономист (Боннский университет). С 1986 года работал в БМВ, в 1993-1996 гг. отвечал за 5-ю серию БМВ, в 1999-2000 гг. входил в совет директоров БМВ, где отвечал за производственные вопросы. С апреля 2001 года - председатель правления и управляющий директор «Адам Опель АГ», а также член совета директоров подразделения «ФИАТ-Джи-Эм», занимающегося силовыми агрегатами. не. И второй - создавать предприятия на территории самой России. Пока мы присматриваемся, но на определенном этапе сделаем такой шаг. - По статистике читатель журнала «За рулем» отдает предпочтение «Тойоте», «Фольксвагену» и «Опелю». Как видите, даже «Форд» отстает - однако создал предприятие в России, а вы «пока присматриваетесь». Чтото настораживает? - Главная причина - сложность выбора партнера. Окончательно решение еще не принято. - Сейчас в России много дискутируют по поводу повышения пошлин на иномарки, на запчасти к ним: насколько эта мера будет способствовать укреплению автомобильной промышленности? Что нужно сделать для ее подъема: сначала наладить производство комплектующих, а потом появятся автосборочные заводы или сначала запустить МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТзаводы, а потом уже заняться запчастями? - Обычно сначала создают сборочный завод, а к нему подтягиваются поставщики. - Правильно ли поступает российское руководство, препятствуя ввозу автомобилей из-за рубежа? - Я предпочел бы воздержаться от политических оценок. - Хорошо - пока завод не построен, какие новые модели «Опеля» ожидать в России в ближайшее время? - Уже появились «Вектра» и «Сигнум», обязательно поступит «Мерива». Начнутся поставки «Астры Кабрио», по заказам станем поставлять быстрый спортивный «Спидстер». Новая «Астра» начнет продаваться с будущего года. Также появится и «Вектра»-универсал, после премьеры на Франкфуртском автосалоне. Таким образом, все новые продукты с маркой «Опель» придут и на российский рынок. - А не будет ли ограничений в объеме поставок, квотирования? - При появлении новой модели спрос всегда превышает возможности производства. В этот момент все рынки, будь то европейский или российский, получают меньше автомобилей, чем того хочется. Правда, для России нужно проводить адаптацию автомобиля к дорожным и эксплуатационным условиям вашей страны, поэтому некоторая задержка неизбежна. - Учитывая, что в России любят большие автомобили, хотелось бы знать о судьбе «Омеги»: готовится ли ей смена? - Мы проектируем новую «Омегу», но не могу обещать, что она появится в ближайшее время. - К России вы только приглядываетесь, а в Польше уже работает завод. Вы удовлетворены его показателями? - Да, это один из лучших наших заводов, там отличный персонал, производят автомобили прекрасного качества. Мы считаем опыт в Восточной Европе успешным. - А насколько применима польская модель, я имею в виду схему «сборочный завод - комплектующие из-за рубежа», для других стран? - Налицо общий процесс перемещения автомобильной промышленности на Восток. Заводы обязательно вызывают появление локальных поставщиков, что в настоящее время и происходит. Параллельно довольно быстрыми темпами растут продажи автомобилей. - Но нельзя не заметить движения европейских, в том числе германских автопроизводителей, еще дальше на Во-«Опель-Агила». Микровэн на базе «Сузуки-Вэгон-FP» с поперечным расположением двигателя. Оснащается бензиновыми моторами 1,0 и 1,2 л мощностью 58 и 75 л. с. Версия с наиболее сильным двигателем разгоняется до 100 км/ч за 13,5 си развивает максимальную скорость 155 км/ч. В Россию не поставляется.«Опель-Корса». Один из популярных автомобилей малого класса известен с 1982 года, последняя модель дебютировала в 2000 году. Выпускается с бензиновыми моторами 1,0; 1,2; 1,4; 1,8 л мощностью от 58 до 125 л. с , а также дизелями объемом 1,7 л мощностью 65 и 75 л. с. Цена в России - от 9500 долл. США«Опель-Комбо». Универсал на базе «Опеля-Корса» выпускается с 2001 года. Конкурент «Рено-Кангу» и «Пежо-Партнер». Оснащается бензиновыми двигателями 1,6 л мощностью 87 л. с. и турбодизельными: 1,7 л, 65 и 75 л. с. В Россию не поставляется.«Опель-Спидстер». Двухместный родстер с центральным расположением двигателя и приводом на задние колеса. В продаже с 2001 года. Комплектуется бензиновым мотором 12 л, 147 л. с , с 2003 года турбодизелем 2,0 л, 200 л. с. Скорость - свыше 240 км/ч, разгон до 100 км/ч - 4 3 с. Поставки в Россию с осени этого года.«Опель-Астра» нового поколения. Дебют - Франкфурт 2003 года. Планируется шесть бензиновых двигателей от 1,4 до 2,4 л мощностью 95-240 л. с , четыре турбодизеля 1,34-1,9 л, 80-150 л. с. Предусмотрено пять уровней комплектации. Хзтчбек появится в продаже весной, универсал осенью 2004-го.«Опель-Мерива». Новая модель в линейке «Опеля». Компакт-вэн оснащается бензиновыми двигателями 1,6 и 1,8 л мощностью от 87 до 125 л. с , а также дизелями 1,7 л, 75-100 л. с. Продажи в России начнутся в конце этого года.«Опель Вектра» третьего поколения. Дебютировал в конце 2001 года. Переднеприводный автомобиль с поперечным расположением двигателя. Оснащается силовыми агрегатами 1,8 л, 122 л с, 2,0 л. 175 л. с; 22 л, 147 л. с ; 32 л, V6 211 л. с. В 2002 году пополнился спортивной версией GTS. В России стоит от 20 000 долл. США.За рулем 9/200345 ЗИСКЛЮЗИВНОеИНТерВЬЮМЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТсток - в Китай, например. Какие приоритеты для себя наметил «Опель», какие предприятия и где планирует создать в ближайшее время? - Как известно, «Опель» входит в состав «Дженерал моторе корпорейшн», которая давно и успешно работает в Китае. Это большой рынок, куда направляются немалые инвестиции. Поэтому «Опель» прямо и косвенно участвует в китайских проектах. - «Опель» - одна из старейших марок в Европе. В чем секрет ее нестареющего долголетия? - Прежде всего, в постоянном укреплении имиджа марки, а также в том, чтобы не допускать повторения ошибок прошлого. Например, марка «Опель» была очень популярна в 60-70-х годах. Тогда наши автомобили ценили за высокое качество, их отличал инновационный подход. Мы первыми ввели шестицилиндровые двигатели на машинах нижнего среднего класса. Это также привлекало к «Опелю» симпатии покупателей. Немало нововведений касалось конструкции кузовов и концептов. Так, «Опель» был инициатором создания кузовов универсал, первым предложил недорогой спортивный автомобиль малого размера («Опель GT»). В этом была идеология марки. Большая опасность возникает, когда компания начинает отрываться от своих корней. «Опель» возвращается к своим историческим корням и реализует лучшие идеи прошлых лет на новом, современном уровне. - Мне кажется, «Опель» - одно из тех предприятий, кому удается извлекать выгоды из объединения с крупной компанией, я имею в виду вхождение в 1929 году в «Дженерал моторе». В чем плюсы и минусы подобных альянсов? Это важно знать ведь АвтоВАЗ также ведет совместные проекты с «Джи-Эм».Страна Бельгия Германия Завод, кол-ва работников Антверпен, 4500 Бохум, 8300 Айзенах, 1900 Рюссельсхайм, 6400- При образовании альянса с крупной компанией такого уровня главное не утратить специфику собственной марки, ее лицо, узнаваемость, сохранить круг почитателей. «Опель» одно время делал неудачные попытки понравиться всем, но так не бывает. У тесного сотрудничества есть немало положительных сторон. Взять наши партнерские отношения с ФИАТом. У него иу «Опеля» есть модели одинаковых классов: «Пунто» и «Корса», «Стило» и «Астра». Когда делаешь схожие автомобили, очень важен обмен опытом, совместные наработки. Замечу, что они обычно касаются деталей, которые покупатель, может, никогда и не увидит: ведь клиенту все равно, какой рулевой механизм на его машине - был бы надежным и исправно работал. В результате выигрывают все. Конструкторы экономят на исследовательских работах и получают лучшие компоненты, потребители - лучшие машины. У нас с ФИАТом создано СП по разработке и производству силовых агрегатов и трансмиссий мощностью 4 миллиона двигателей и4 миллиона трансмиссий в год. Это одно из самых крупных предприятий в данной области, которое перекрывает потребности двух марок. Тут от кооперации мы немало выигрываем. Но очень трудно бывает наладить сотрудничество между производителями автомобилей разных классов, например, больших заднеприводных и маленьких переднеприводных, поскольку технические компоненты существенно различаются. Это хороший урок, который мы извлекли и который следует учесть тем, кто хочет налаживать взаимосвязи в автомобильной промышленности. - Каков, по-вашему, портрет приверженца марки «Опель»? И кто будетМ<Ч»и» «Астра» «Астра» «Зафира» «Корса» «Астра» «Вектра» «Сигнум» «Омега» «Агила» «Астра Классик» «Комбо» «Корса» «Мерива» «Астра» «Вектра» «Вектра»* «Фронтера»** «Астра Купе» «Астра Кабрио» Объем ар-м, шт. 297 600 69300 222700 82 400 57200 104300ПРОДАЖИ НОВЫХ ИНОМАРОК В РОССИИ ЗА 6 МЕС. 2003 ГОДАМарка 2003 1644 13612MB1810 1303BMWMercedes Chrysler UndBover GM/Opel Daewoo Toyota Ford Mitsubishi Hyundai330 6003150/2717 10 024 8812 7125 7082 5708 5384 5290 4233 3905 3611 2999 2238 1351 1342 1323173 3301272/1023 5452 2884 2818 3564 1158 2358 3586 3951 3608 5311 3600 1439 1508ИАRenault Nissan Peugeot SkodaVWVolvo Audi Honda CitroenHATSubaru137 505506 911 161 1991 ВЫПУСК АВТОМОБИЛЕЙ «ОПЕЛЬ» НА ЗАВОДАХ ЕВРОПЫ В 2002 ГОДУГод создания 1924 1962 1990 192913031700 79300 9400 57 000 379400Польша Португалия Испания ВеликобританияГливице, 1600 Ажамбужа, 1200 Сарагоса, 8200 Элсмер-Порт, 38001998 1959 1982 1962 192535060200 51800 17 000 12 900 14300 21000ЛионИталия Турин («Бертоне»)'Выпуск прекращен в 2002 г. **Выпуск прекращен в 2003 гпокупателем новых «опелевских» машин? - Общество ныне сильно изменилось. Если раньше оно было разграничено, скорее, по вертикали - на богатых и бедных, то сейчас разбито на группы и по уровню жизни, и по взглядам. Поэтому нужно, чтобы ваш автомобиль привлек к себе симпатии нескольких групп сразу. У «Опеля» есть свои почитатели среди среднего класса, довольно консервативные, на наш взгляд. Но появился и новый тип покупателя: это молодые люди, активные, спортивные, у которых нет желания рано жениться или выходить замуж, растить детей. Они живут в одиночку, тратят свои деньги на спорт и отдых. Так, пятидверный «Опель-Астра» больше подходит консерваторам с умеренными доходами, а «Зафира» больше отвечает потребностям современных одиночек. - Как складывается, господин Форстер, ваш рабочий день? На какой машине вы ездите? - На работу я прихожу в 7-7.30 утра, ухожу в 10-11 вечера, зачастую беру с собой рабочие бумаги на уик-энд. Езжу на «Опеле-Сигнум» с шестицилиндровым мотором - это моя служебная машина. В личной собственности у меня «Астра Кабрио» и «Шевроле-Корвет». - А что делаете в свободное время, если таковое находится? - Стараюсь проводить его с семьей. У меня трое детей, младший сын еще совсем маленький, ему два года. Летом мы ходим под парусом, зимой - на лыжах. В беседе участвовали Мария Магуайр («Дженерал моторе СНГ»), Норберт Хоббхан и Владимир Соловьев («За рулем»).46За рулем 9/2003