20
21
АКТУАЛЬНОэксклюзивное интервьюв ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕПАРТНЕРЫ ИДУТ К НАМО прошлом, настоящем и будущем калининградского завода «АвтоТОР» с главным редактором ЗР Петром Меньших беседует председатель совета директоров ЗАО «АвтоТОРхолдинг» Владимир ЩЕРБАКОВ.- Владимир Иванович, если верить слухам, «АвтоТОР» наряду с немецкими БМВ и корейскими КИА начинает собирать еще одну марку автомобилей. Это на самом деле? - Да. Пока не могу назвать нашего - Вы располагаете такими возможнонового стратегического партнера, но стями? во время автосалона в Москве мы офи- Не будем забывать, что наше предциально подпишем контракт и генеприятие расположено в особой эконоральное соглашение о производстве мической зоне, а это дает очень важное в Калининграде ряда автомобилей преимущество: все ввозимые сюда для этой, одной из крупнейших в мире производства компоненты освобождафирм. Более того, на выставке будут ются от уплаты таможенных пошлин. представлены три модели вседорожни- Вопрос стоит даже так: делать меньше ков, уже собранные на «АвтоТОРе» автомобилей, но иметь возможность (мы вообще намерены развивать это свободно работать на мировом рынке. перспективное направление). А в посЭто большое благо. Сегодня, например, ледующие годы в Калининграде мы хомы, можно сказать, уже договорились тим развернуть сборку целой линейки с компанией «Бош» и рассчитываем автобусов и грузовиков этой компав этом году начать производство старнии (грузоподъемностью от 1 до 20 теров, генераторов, погружных насотонн) и силовых агрегатов - двигатесов, причем в большом количестве лей и коробок передач. Совокупные и не только для себя, а и для других заинвестиции составят около 500 милводов. Вообще, в последнее время круплионов долларов. ные зарубежные производители активизировались на нашем рынке, и у нас - Что же - поздравляем вас! Но как предложений немало. будут обстоять дела с теми марками, которые собирают в Калининграде? - Что же, в России, наконец, возмоПроизводство не сворачиваете? жен прорыв в производстве компо- Наоборот, развиваем. В этом году нентов? - До этого еще далеко. Мы свои закапланируем выпустить 10 тыс. автомобилей КИА и БМВ, в следующем - уже зы размещаем в основном в Белоруссии 30 тыс., из которых 25 тыс. - легко- здесь предприятия обеспечивают ховых. Начали экспортные поставки рошее качество по нормальным ценам, в Казахстан, изучаем рынки других да и близко это - от Минска до Калистран СНГ. Что касается БМВ, то выпунинграда всего 400 км. В самой России, скаем третью и пятую модели, решен увы, ситуация куда хуже. Чтобы развивопрос о выпуске в конце этого года вать производство компонентов в страв Калининграде обновленных «пятерне, нужны решения на уровне правиПР0ИЗВ0ДСТВ0 ИНОМАРОК В РОССИИ В 1-М ПОЛУГОДИИ 2003 ГОДАки» и «семерки», а также вседорожникаХ5. Другой вседорожник - «Спортидж» теперь наш (в прошлом году купили лицензию), поэтому активно занимаемся локализацией его производства. Уже сегодня многие основные компоненты можем производить в России и Белоруссии. Фактически в ближайшие два-три года станем сами делать все, кроме двигателя и коробок.ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЩЕРБАКОВ Владимир Иванович Щербаков родился в 1949 году в Приморье. Окончил Тольяттинский политехнический институт по специальности «инженер-механик». Работал на Волжском автозаводе (прошел путь от диспетчера до начальника планово-экономического управления), КамАЗе (директор по экономике и планированию). С 1985 года в Москве, в Государственном комитете СССР по труду и социальным вопросам и Совете Министров СССР. В 1991 году назначен первым заместителем Премьер-министра СССР, Министром экономики и прогнозирования СССР. После развала Советского Союза создал Международный фонд инвестиций и приватизации («Интерприватизация») и по сей день является его президентом. С 1996 года - председатель совета директоров ЗАО «АвтоТОРхолдинг». Доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН.тельства. Одно из них, считаю, - поднять таможенные пошлины на запчасти: через короткое время все гранды этого бизнеса развернут у нас свое производство. Это же выгодно - рынок запчастей и комплектующих уже сегодня свыше 4 млрд. долл. в год! - А почему вы вообще решили заняться автомобильным производством? Кажется, быстрее можно заработать большие деньги, если инвестировать их в пищевую промышленность... - Между прочим, и в агропромышленный комплекс мы средства вкладываем, и в сельскохозяйственное машиностроение. Хотя автопроизводство для нас - главное. История тут длинная. Фонд «Интерприватизация» в начале 90-х выступал в качестве консультанта правительства Татарии по пе-«АВТОВАЗ-GM» «Форд»«АвтоТОР» IТагАЗ«Автофрамос»20 За рулем 9/2003 В ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕчально известному «Елабужскому проекту». Но вскоре переговоры зашли в тупик, и мы решили из проекта уйти. Неожиданно американцы из консалтинговой фирмы, с которой мы работали, предложили нам самим заняться сборкой автомобилей. Дело, говорят, это выгодное и надежное и опыт у вас большой... Надо было искать партнеров. Это растянулось надолго (на это время пришелся некстати и печальный август 98-го). Не буду касаться всех этапов - переговоров в Греции о покупке завода, переговоров с японцами, корейцами, немцами, разного рода безвыходных ситуаций, из которых все же удавалось найти выход. Скажу только, что созданный многими усилиями «АвтоТОР» - это российская компания, акциями которой владеет группа инвесторов, среди которых есть и иностранцы. Но он не принадлежит ни КИА, ни БМВ. - Владимир Иванович, тут снова Минэкономразвития вслед за возросшими пошлинами на подержанные автомобили призывает повысить их и на новые - до 35%. Вы как к этому относитесь? Сами-то пошлин не платите... - Калининград - заграничная территория страны, оторванная от всех сырьевых баз, и никаких других механизмов, чтобы выжить и развиваться в таких условиях, кроме ОЭЗ, в мире не придумано. Для развития же российского автопрома пошлины, я считаю, надо поднимать. Стоит раз и навсегда решить: или мы защищаем только людей, которые хотят купить автомобиль, или защищаем все общество. Хорошо известно, что на каждого работника автосборочного производства приходится десять в смежных отраслях. Когда действует такой завод, как ВАЗ, выигрывают не только 100 тысяч его работников, а еще миллион на других предприятиях, и все вместе платят налоги, за счет чего живет страна. Если же мы просто покупаем иномарки (неважно, новые или не очень), то ежегодно вывозим за границу от 9 до 12 млрд. долл. в год. Ввести новые пошлины - значит открыть двери для инвестиций, для новых технологий. Будем честны: сегодня самостоятельно создать современный автомобиль мы не можем. Один только путь - кооперация. Начинать надо с производства у нас разработанных там моделей (автомобилей, комплектующих), потом с ними выходить на все рынки. А параллельно осваивать новыетехнологии, делать серьезные инвестиции в производство. И только тогда, когда у нас будет примерно такая же база, как у них, можно попытаться выйти со своей конструкцией. Но не наоборот! - Владимир Иванович, вы столько лет отработали на ВАЗе, на КамАЗе. Тот прежний опыт пригодился в новой жизни? - Конечно! Это школа, в которой было что-то хорошее, что-то - не очень, но без этого опыта нельзя было бы продвигаться дальше. В свое время я участвовал в разработке системы управления на ВАЗе. Сейчас взяли ее за основу на «АвтоТОРе», естественно, приспособив к нынешней ситуации. И хорошая система управлением качеством была в свое время придумана в Тольятти, только внедрить ее полностью нам не дали. Теперь модернизировали и применяем в Калининграде. Знаете, опыт это как занятия спортом в детстве. Пригодилось ли это потом в жизни? На все сто процентов - только немногим, но никто потом не жалеет о потраченном когда-то времени. - А вы сами спортом занимались? - Да, даже был мастером спорта по самбо и входил в молодежную сборную СССР. А теперь занимаюсь бизнесом, и это то же самое - самооборона без оружия. - А на каких машинах ездили? - Большую часть жизни, конечно, на «жигулях» разных, ведь работал на ВАЗе. Потом были «волги», ЗИЛ, «Чайка», снова «Волга»... Когда начали производить автомобили КИА - пересел на «Кларус». Теперь у меня служебный БМВ, собранный на нашем заводе. - Вот-вот, на «АвтоТОРе» уже шесть лет собирают автомобили под разными марками. Не обидно? Нет желания делать автомобиль с собственным торговым знаком? - Думали. Впервые собственный знак «АвтоТОРа» хотим поместить на новом варианте вседорожника, созданном на базе «Спортиджа». Мы готовим совершенно новую модель, которую надеемся представить на Московском автосалоне 2004 года. От старого автомобиля останется одна рама. Другими будут двигатель, интерьер, экстерьер собственно, это будет другая машина. - Тогда - удачи вам! •«АВТОТОР» ВЫПУСКАЕТ:Новый БМВ 5-й серии начнут делать в конце года.В беседе принимал участие Игорь Моржаретто. За рулем 9/2003 21