ТЕХНИКАшиныN OKIAN HAKKAPELIITTA 4ЗА ГРАНЬЮАНАТОЛИИ СУХОВ. ФОТО: Н ОКИАНЗима - испытание для водителя. Переступить грань дозволенного на скользкой дороге легко, поэтому судить о качестве шин могут и «ас», и «чайник» - для оценки не нужны специальные трассы: снежных заносов, льда и соленой каши на зимних дорогах хватает. Появившаяся три года назад «Нокиан-Хаккапелита 2» быстро завоевала лидирующие места на рынках северных стран, в том числе ив России. И вот ей на смену пришла модель с порядковым номером четыре. Нет, финны умеют считать - про-сто, по их мнению, новая покрышка на два шага опередила предшественницу. Смотрины для журналистов устроили в самом настоящем зимнем царстве - Лапландии, где неподалеку от городка Ивало на льду озера разметили испытательную трассу. Но прежде чем прокатиться, разберемся в устройстве шины, послушаем мнение конструкторов. «Я С ДЕТСТВА НЕ ЛЮБИЛ ОВАЛ» Долгое время рабочей частью шипа был круглый твердосплавный стержень. СпециаРис. 1. Зависимость продольных и поперечных сцепных свойств от формы шипов. Рис. 2 Шип Nokian Hakkapeliitta 4.листы «Нокиан» решили отказаться от стереотипа. При исследовании различных форм шипов (рис. 1) оказалось, что наилучший комплекс свойств у четырехгранника, ориентированного диагональю в плоскости качения шины. Сцепные свойства в продольном и поперечном направлениях возрастают на 7%, однако изза податливости резины шип немного поворачивается. Поэтому реально удается получить прибавку в 5% только за счет формы твердосплавной вставки! Необычная форма иу алюминиевого корпуса шипа (рис. 2). Заданное его положение помогает сохранить четырехгранное основание («пятка»), входящее в углубление в протекторе (при сборке шипы ориентирует автомат) . К тому же сравнительно большая «пятка» улучшает распределение нагрузки, а подушка из мягкой резины под ней амортизирует удар при контакте шипа с дорогой, снижая шум. ПОПЕРЕК СЕБЯ ШИРЕ Протектор и брекер у новой шины стали шире примерно на 10%. Это позволило равномернее рассредоточить шипы - в 14 рядов вместо 12 у предшественницы. Протектор стал более плоским, а плечевые зоны - более крутыми. В них сделали уширенные канавки между ламелями - при маневрировании на снежно-ледяном миксте он раздвигает их, помогая шине цепляться за неровности дороги. Усиленный в центре подслой жесткой резины улучшает управляемость посуху. Чтобы ледяная крошка или грязь не забивались между колесом (диском) и покрышкой, на шине предусмотрен специальный кольцевой выступ. Другой выступ защищает обод колеса от повреждения, например, при контакте с бордюром. НА ПОСТНОМ МАСЛЕ По данным ученых, синтетические ароматические углеводороды, используемые припроизводстве резиновой смеси для покрышек, способствуют развитию раковых опухолей. Ежедневно в мире тонны изношенной резины оказываются в атмосфере. Новая финская шина дружит с экологией: в ней не более 3% вредной ароматики. Ее заменили натуральным продуктом - рапсовым маслом. Более того, новая смесь стала даже прочнее на разрыв, улучшились и ее сцепные свойства. ПРЕИМУЩЕСТВО ПО ОЧКАМ На полигоне журналистам дали возможность сравнить обе шины - старую и новую. Подытожив впечатления от езды по снегу, льду и миксту, журналисты в один голос отмечали более предсказуемое поведение автомобилей на новых шинах. Четче стали торможения на грани юза, увереннее повороты на ледяной гребенке. Особенно понравилось поведение на укатанном льду, где, казалось бы, и зацепиться не за что. Впрочем, целых машин после теста осталось немного: у одной повис бампер, у другой продавлены крылья. Грань можно перейти на любых шинах, и даже квадратный шип не заменит опыта и трезвого расчета - лишь поднимет планку возможностей автомобиля. «Нокиан-Хаккапелита 4» останется в той же ценовой нише, что и ее предшественница. Типоразмеры - в основном 14-16 дюймов с профилем от 70 до 40. Но и самый популярный «жигулевский» 175/70R13 в гамме присутствует. Продажи в России начнутся осенью. •100%О тО100%98% 105% 102%102%Продольное сцепление с дорожным покрытием возросло на 10% сцепление на снегу - на 8%курсовая устойчивость - на 7%сцепление на льду - на 6%Hakkapeliitta 2 Hakkapeliitta 4Рис. 3. Сравнение Hakkapeliitta 2и Hakkapeliitta 4.В новой шине благодаря более широкому протектору шипы удалось разместить в 14 рядов (по сравнению с 12 у предшественницы).82За рулем 9/2003