100
101
102
103
ТЕХНИКАновинкиИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯЭЛЕКТРОКРАСКА ДЛЯ ХАМЕЛЕОНАкаких единицах автомобилестроители измеряют линейные размеры? Длину кузова - в миллиметрах, допуски на детали двигателя вполне можно исчислить микронами (микрометрами). Но что делать в автомобиле нанометрам - единицам в тысячу раз более мелким? В последнее время появилась целая группа так называемых нанотехнологий, позволяющая получать материалы с невиданными, вернее, недостижимыми ранее свойствами. Например, цветок лотоса давно привлекал внимание ученых способностью оставаться незапятнанным при любой погоде. Природу таких свойств удалось раскрыть, лишь вооружившись электронным микроскопом с увеличением в 10 млн. раз! Кстати, за этот прибор разработчики Хайнрих Рорер и Герд Бинниг получили Нобелевскую премию. Выведав у природы ее секреты, ученые смогли создать искусственные самоочищающиеся покрытия. Совсем скоро появятся, например, постоянно чистые колесные диски. В нанометрах измеряют, как известно, длину волны света, поэтому пленки такой толщины позволяют задерживать и преобразовывать фотоны эффективнее, чем это можно было представить раньше. Например, нанопокрытие комбинации прибо-Вtl'I'HСтекла перед приборами «Актроса» вроде бы нет, но оно есть.Если посмотреть глазом, вооруженным электронным микроскопом, картина впечатляющая.ров грузовика «МерседесБенц Актрос» хорошо уже тем, что делает незаметным защитное стекло, полностью исключая блики. Впрочем, это мелочи. Наноструктуры позволят в ближайшем будущем не только поглотить свет, но и эффективно превратить его в электрический ток. Сегодня желающие уже могут заказать специальную крышу для «Мерседес-Бенца» Екласса, покрытую слоемкремниевых фотоэлементов. Эта панель вырабатывает 30 Вт - хватает, чтобы запитать вентилятор, снижающий температуру воздуха в салоне на 10 градусов. А в лаборатории исследовательского центра в Ульме тестируют так называемый нанолак из трех компонентов. Молекулы красного красителя адсорбируют свет и высвобождают электроны, попадающие на наночастицы диоксида титана. Послед-Специальный слой нанолака способен зажечь лампочку или закрутить электромотор.По сравнению с обычной эмалью (слева) новая «упакована» гораздо плотнее, да еще с наночастицами твердого кремния (синие). Потому и не царапается.ние «вморожены» в твердый электролит с ионами йодида. В общем, получается электрогенерирующая краска. Ее поры в 10 000 раз тоньше человеческого волоса и позволяют получить на блестящей с виду поверхности всего в пару квадратных сантиметров эффективную площадь, во много раз большую. Так что для вентилятора потребуется буквально пятачок крыши. Если использовать для выработки энергии всю поверхность, «силенок» хватит если не для движения машины, то, по крайней мере, для электрокомпрессора кондиционера. Впрочем, на пути к прохладному будущему придется решить еще несколько проблем. Пока, в частности, такой электролак теряет свою эффективность уже через полгода работы. Ученые «колдуют» в лабораториях, а технологи уже готовятся к приходу некоторых других наноматериалов. «На выходе» эмали, устойчивые к гвоздю в руках хулигана. Никаких слов на кузове он уже не сможет нацарапать. А еще автомобили вотвот смогут... менять цвет по команде водителя. Это, вероятно, повлечет за собой изменения в регистрационных документах.100За рулем 9/2003 ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯНЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНИЕМегодня делается реальностью создание «видящего» автомобиля, который сможет распознавать других участников движения, контролировать сближение с ними и предотвращать ДТП без участия водителя. Поэтому производство «глаз»-радаров может стать по-настоящему массовой отраслью. Разумеется, и в этой сфере уже развернулась конкурентная борьба за более простые, эффективные и дешевые системы.СОдна из новинок представлена фирмой CCL (Cambridge Consultants Ltd). Это - относительно низкочастотный радар, работающий в диапазоне 5,8 ГГц против обычных для подобных устройств 24 или 11 ГГц. Поскольку такой частоте соответствует длина волны порядка 5 см, а не миллиметров, требования к На правах рекламыточности монтажа снижаются и изделие получается дешевле. Но самое интересное - в специальном алгоритме распознавания образов, получаемых радиолокатором. Программа позволила обойтись всего одним модулем (80x120 мм) на каждой из сторон автомобиля, тогда как обычно применяют несколько разнесенных по кузову излучателей. Кроме того, система не требует процессора максимально возможной на сегодня производительности. Представленный образец «всевидящего авто» был оснащен четырьмя идентичными электронными блоками, запрограммированными на переднее, боковое и заднее зрение. «Радиомертвых» зон вокруг машины не было. Сигналы локаторов по цифровой шине передаются наНебольшой модуль локатора спрятался за бампером. центральный процессор, вырабатывавший рекомендации водителю. Пока дальность, на которой машина «видит» объекты с угловым разрешением 2°, составляет 5м для заднего и бокового обзора и 25 м - для переднего. Но, как говорится, лиха беда начало!НасгПОТРЕБ ЛМАЯ МОЩНОС IЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ - 15 м7РЕСУРС - 1 60 ООО кмI woo шиченис Применяемость в автомобилях ПЕКАР-2109-01 Автомобили ВАЗ-2108, -2109, -2110 и их модификации с8 клапанными двигателями ПЕКАР-2107 Автомобили ВАЗ-2101-2107, -2121 С Шарико-родиковь/й рллилльный подшипник обеспечивает больший, по сравнению с АНАЛОГАМИ, ресурс узлл и не требует обслуживания. • Крыльчатка из сгеклонаполненной, гермостабилизированной ПЛАСТМАССЫ увеличивает срок службы полшипникл. • Шестерня привода НАСОСА изготовлена из композитного млтериллл, гарантирующего прочность и долговечность. О ОО " Т ОПЛИВНЫЕСИСТЕМЫ " С.-Петербург, ул. Самойловой, 5 т./ф.: (812)166-6476, e-mail: [email protected], www.topsys.spb.ru ФИЛИАЛЫ: Москва, ул. Южнопортовая 22. т./ф.: (095)958-91-27, 107-73-95 Нижний Новгород, ул. Удмуртская 4, т./ф.: (8312)16-61-30, 16-61-33 Тольятти, Обводное шоссе 66, т./ф.: (8482)29-80-58. 29-81-62 Киев НК "Экспоцентр Украины", пав.18, т./ф.: 38(044)251-96-57 Ростов-на-Дону, ул. Доватора 148, т./ф.: (8632)20-97-20, 20-99-95 Екатеринбург, ул, Завокзальная 5, т./ф.: (3432)79-31-28PEKARКЗа рулем 9/2003 101Качество! Н адежность ! Д олговечность ! НОВИНКИИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯГИБРИДЫ НАСТУПАЮТа сей раз речь вовсе не о гибридных автомобилях, а о материалах, из которых делают машины. Сталь, алюминий, пластик не уходят в отставку, но технологам пришло в голову соединить в один материал, казалось бы, несоединимое. Исследователи из «Даймлер-Крайслера», например, предложили заполнять полоНсти тонкостенных стальных профилей структурами из термопластов. А то и запускать расплавленную пластмассу в штамповочную форму, где она обтекает со всех сторон металлическую панель. После застывания материалы становятся единым целым, а их сочетание придает деталям новые полезные свойства.Кроме резко возрастающей жесткости на изгиб, можно добиться заданного поведения детали при деформации от удара. Естественно, такие хитрости приближают к получению заветной высшей оценки - пяти звезд - в крэш-тестах EuroNCAP. При равной прочности с обычными стальными деталями гибридные получаются процентов на двадцать легче. Значит, автомобиль выигрывает в динамике иэкономичности. Самое интересное, что и себестоимость деталей снижается, а не растет, как можно было бы подумать. Шанс на выживание не измеришь никакими числами, разве что... количеством поглощенной при ударе энергии. Так вот, если килограмм массы стальных лонжеронов мог рассеять от 10 до 30 кДж, то заполненные волокнистым пластиком профили переводят в тепло уже от 50 до 100 кДж!Точно рассчитанная комбинация металла и армированных пластиков позволяет создавать «крэш-боксы» узлы для точно дозированного поглощения энергии.ЗОРКИЙ ГЛАЗ ГРУЗОВИКАермания задыхается от пробок на автострадах. Дороги - хорошие, гладкие, но полос обычно всего две, да и те узкие. При этом скорость не ограничена, и порой в полуметре слева от фуры, идущей под сотню, проносится автомобиль, чья стрелка спидометра «приклеилась» к отметке 250. Малейшая ошибка люГбого из водителей, и дорога окажется надолго запертой. Борьба с заторами складывается из двух задач: предотвратить ДТП, а если оно всетаки произошло, оперативно направить других водителей в объезд. Для решения этих проблем 23 предприятия объединились в работе над проектом INVENT (Intelligenter Verkehr und NutzergerechteTechnik - культурное движение и ориентированная на пользователя техника). Немного коряво на любом языке, но аббревиатура звучная. В консорциуме активное участие принимает и фирма МАН, стремящаяся максимально обезопасить свои грузовики. Именно дальнобойные машины занимают почти всю полосу, так что их смещение в сторону даже на несколько десятков сантиметров чревато тяжкими последствиями. Поэтому грузовик снабдили видеокамерами, немигающим взглядом уставившимися на дорожную разметку (с ней в Германии, конечно, все в порядке). Если водитель начнет дрейфовать в сторону, система предупредит его звуковым сигналом, вибрацией баранки и даже выправит траекторию. Хочешь маневрировать? Включи указатель поворота, и если компьютер,подключенный к видеосистеме, сочтет перестроение безопасным - на здоровье! Еще одна причина пробок - так называемые волны автомобильного потока, возникающие из-за замедленной реакции водителей. Например, автомобиль впереди тронулся, а вы только начинаете выжимать сцепление, включать передачу... Это приводит к тому, что вместо пусть и медленного, но равномерного движения колонна двигается рывками, замедляя общий темп, сжигая лишние литры топлива и отравляя атмосферу. Грузовики МАН вскоре получат специальный прибор, автоматизирующий движение в таких условиях и заодно следящий за дистанцией при нормальной езде. Здесь в роли глаза выступает уже радиолокатор, работающий в миллиметровом диапазоне. Самое интересное, что первый трогающийся автомобиль сообщает об этом нескольким машинам сзади, чем уменьшает время задержки.102За рулем 9/2003 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВАВТОМАТ НЕ ТЯНЕТ РЕЗИНУряд ли здесь нужно объяснять, что такое сайлент-блоки. Сегодня с их помощью соединяют рычаги подвески, а времена, когда нужно было регулярно «шприцевать» шарниры, забыты. Сайлент-блоков, даже если они будут служить очень долго, нужны миллионы:Введь в каждом автомобиле их несколько штук. Причем автозаводам необходимы детали самых разных размеров. Технология массового производства резинометаллических шарниров не слишком сложна и поддается автоматизации, но только для конкретного размера изделия. Поэтому на фирме ZFВнешне новая установка не слишком впечатляет, но она исправно «выплевывает» все новые и новые шарниры. Основные этапы на пути к сайлент-блоку; внутренний элемент, обойма, вулканизированная заготовка, готовый впрессованный шарнир.очень гордятся новой линией, впервые позволившей оперативно перенастраивать ее на очередной заказ. Можно изменять диаметры внутренней и внешней втулок, их высоту, натяг резинового элемента и при этом всегда гарантировать получение заданных конструкторами параметров. Вся настройка занимает около получаса, и вот уже в коробки упаковывают шарниры очередной модели. Любопытно, что завод в Бонне изготавливает сайлент-блоки и для железнодорожного транспорта.На правах рекламыЭФФЕКТИВЕН В БОРЬБЕ С износомдвигателей, коробок, мостов.PAT но Pcmug&OMsРемонтнье составы «RVS-Texnobgy» поз воля ют восстановить изношенные детали механизмов и защитить от износа рабогослособньмэ благодаря возможности «выращивания» на поверхности трения слоя металлокерамики. Уникальные характеристики новой поверхности трения позволяют не только увеличить срок службы деталей, но и существенно улучшить их эксплуатационные характеристики. Специалисты «RVS-Tec OY» (Хельсинки) гарантируют, что при правильном использовании «RVS-Texnkxjy» каждый автовладелец может получить: 1 . Восстановление основных рабочих характеристик ДВС до уровня паспортных показателей завода-изготовителя ( компрессия, давление масла, расход топлива, температурные режимы и т.д.). 2 . Сохранность полученных результатов в течение гарантийного срока без повторных применений при замене масла. З.СО и СН в пределах допустимого. 4.Снижение шумности и вибраций при работе. 5. Увеличение срока службы масла до его замены. Подробно: www.rvs-tec.ru, www.rvs-tec.com, www.rvs-meistarx.lv-гё сBUSдаENGINETREATMENT3• Мгамы сен <М>, -26 рув», 40мйгср>КЬОт и «Таю» ш Варивши 388-32-00 ООО •РВС-ценгр» 8 (095) 789-71-53 В (095) 789-/1-44 С -Петербург 000 ДОВии * И ) Ш ИВЙВриИ000 < * и » 80613353230 Ыгаоцмж000 .76 Сл - /мц> 8 [4162) 3 2 * « М—в000«MM»8(872Z)8Z4»71 Пврм, и 000 «ПермПромРемонт» 8 (3422) 91-54-70 Челябинск ЗАО -Ассоциация Инжемаш» 8 (3512) 75-22-40 Череповец 000 -РВС Виктория» 8 (8202) 68-58-69ПроизведеноФинляндиипицензииНПО«Руспромремонт»(С. - П етербург )За рулем 9/2003103