202
203
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬприемнаяРОДСТВЕННИКИ «ЖИГУЛЕЙ»ВАЛЕРИЙ ПОДВОЛОЦКИЙ, ТОЛЬЯТТИНОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ «ИТАЛЬЯНЦЕВ» В РОССИИраспредвалами. Он не дымил и никакого вмешательства, кроме свежего масла и нового фильтра, не требовал, хотя о немалом пробеге машины можно было догадаться... Кстати, аналогичный мотор стоял на автомобиле «Лянча-Бета», гораздо более крупном и тяжелом (о нем ниже), и недостаток мощности как-то не ощущался. Но вернемся к «124-му». Верой и правдой он служил нам две зимы и два лета. Ремонт, правда, был - кузовной. Пол багажника проржавел насквозь, от «классики» встал отлично, без серьезных переделок - какникак, братья. Жаль, не дошли рукиНачались они в далеком уже 1991 году, когда на волжскую землю «ступила нога» прародителя всех «жигулей». Это был зеленый «ФИАТ-124 Спечиале» 1973 года выпуска, привезенный в Тольятти из солнечной Италии моим родственником. Внешность автомобиля особых эмоций не вызвала - та же вазовская «шестерка», только задние фонари, как у ВАЗ-2101, да облицовка радиатора и поворотники другой формы; вполне заурядно и весьма старомодно. Никаких данных о мощности двигателя и прочих технических подробностях не было - в «бардачке» одиноко лежал де«Альфа-Ромео-33».сфотографировать машину на память, она сейчас где-то в Башкирии бегает. После этого попал ко мне автомобиль «Лянча-Бета Треви» 1988 года выпуска, с кузовом седан. Аппарат по тем временам вполне солидный. Особенно поражала необычная панель приборов: даже сегодня я бы назвал ее дизайн чрезвычайно оригинальным и авангардным. Не буду вдаваться в описание технических нюансов - расскажу лучше случай из практики, после которого я проникся особым уважением к итальянским инженерам и конструкторам. Дело было апрельским погожим утром. Я подъехал к перекрестку последним и не спеша остановился метрах в 15 позади «шестерки». Вдруг вижу в зеркале бодро приближающийся КамАЗ: ну, думаю, очередной любитель «осадить коня» у самой кормы. Пригляделся, а у него дым из-под колес! Ну, я вперед рванул к «шахе» до упора... Не спасло! КамАЗ бьет меня, я «шестерку», она - ЗИЛ-цистерну, а тот таранит «семерку». Резюме: «Лянча» восстановлению не подлежит, «шестерке» потребовалась замена кузова, у ЗИЛа срезало с толстых болтов запаску, висящую сзади, «семерке» смяли крышку багажника, бампер и задние фонари. У КамАЗа что-то там с тормозами произошло - 10 тонн щебня в кузове, 33 метра тормозной путь. Автор этой саги отделался легким шоком: ни единой царапины! За что спасибо душевное ФИАТу от всей нашей семьи. Следующим, конечно же, «итальянцем», с которым довелось тесно познакомиться, стал ярко-красный красавец «Альфа-Ромео-75 Твин спарк», с двухлитровым бензиновым двигателем мощностью 148 л. с. Этот особых хлопот тоже не доставлял - заменили валик водяного насоса, отлично подошел вазовский с минимальными доработками. А вот с задними колодками пришлось помучиться: меняли зимой в холодном.»F4&L.^BJSзодорант салона. Все пришлось познавать методом «научного тыка» и сравнения с аналогами ВАЗа. Первая же поездка избавила от скептических настроений, порожденных внешностью «старушки». Никаких посторонних шумов в ходовой и трансмиссии не услышали. А стартовали на своем антиквариате так бодро и весело, что не всякий «шумахер» нас доставал (обычно к следующему светофору!). В холода машина заводилась легко, в точности по Жванецкому: «Тот же ФИАТ как раз заводится на морозе, а тот же «Москвич» как раз нет». Двигатель у ФИАТа бензиновый, карбюраторный, объемом 1,6 л, с двумя202 За рулем 9/2003«Лянча-Бета Треви». РОДСТВЕННИКИ «ЖИГУЛЕЙ»ОТ РЕДАКЦИИ Увидев на конверте обратный адрес - Тольятти, никак не ожидали найти внутри статью о ФИАТе, «Лянче» и «Альфе» - скорее о «Жигулях»... Очевидно, автор работает вне сферы влияния ВАЗа? Последний листочек письма внес ясность: Валерий Подволоцкий служит в театре юного зрителя художником по свету. При своей «гуманитарной» профессии он давно увлечен автомобилями, а отцовский «За рулем» читал с юных лет... В качестве «бонуса» Валерий выслал еще парочку фотографий, одну из которых мы представляем вниманию читателей. Называется «Греемся».гараже. Да и тормозные диски расположены на «Альфе-75» весьма неудобно: почти по центру кузова, рядом с коробкой передач, которая стоит перед задним мостом - для лучшей развесовки. Потом довелось мне поездить на «Альфа-Ромео-33» 1987 года. Первое впечатление после «75-й»: очень легкий ход и непринужденный разгон. Машинка шла, что называется, как по маслу. Габариты у нее гораздо более скромные, но рабочее место водителя спланировано очень грамотно и удобно: при моем росте 187 см никаких неудобств не ощущал, кроме одного - педальный узел скомпонован плотно, поэтому первое время туфлей 45-го размера давил на две педали одновременно. Больше никакой адаптации не потребовалось - сел и поехал, будто всю жизнь в ней за рулем просидел. Живой характер машинке придавал двигатель объемом 1500 см 3и мощностью 105 л. с , которого для переднеприводного автомобиля с массой и габаритами примерно как у вазовской «девятки» оказалось вполне достаточно. Очень интересно скомпонован моторный отсек: двигатель отделен от салона не одной перегородкой, как обычно, а двумя, что обеспечивает хорошую шумо- и, главное, теплоизоляцию. Кондиционера не было, но вентиляция салона просто отменная. В жаркие дни на трассе достаточно было приоткрыть люк, да и из боковых сопел даже без вентилятора воздух дул как из пылесоса! Так что стекла можно было поднять и на скорости 100-120 км/ч спокойно разговаривать или слушать негромкую музыку. А на ходу слушать громкую музыку я не люблю - нет для водителя лучшего звука, чем песня мотора, особенно если это мотор «Альфы»! Что еще рассказать об автомобиле? Крупных неисправностей и проблем онне преподнес: поменяли передние колодки, поставили «МарКон» - цена вполне приемлемая, качество на уровне; заменили фрикционные накладки на диске сцепления - от ВАЗ-2106 подошли великолепно, даже отверстия под заклепки точно совпали. Основной трудностью было снять коробку передач и установить ее на место. Помог случай: на улицах нашего района иногда встречал такую же «Альфу-Ромео-33»; в один прекрасный день познакомился с ее владельцем. Алексей к этому времени уже наездил 160 тысяч и знал машину вдоль и поперек. К тому же оказался моряком, механиком - очень толковым, вдумчивым и аккуратным. В этом я убедился лично - в его гараже, на яме мы снимали коробку (я ассистировал) по авторской технологии, без трудоемкого демонтажа двигателя, как настоятельно рекомендовала умная книга по ремонту. Когда потребовалось отрегулировать зазоры в приводе клапанов, оказалось, что регулировочные шайбы точьв-точь «восьмые». В один прекрасный день подшипник водяного насоса приказал долго жить: памятуя об аналогичном случае с «Альфой-75», решил снять и отремонтировать насос своими силами. Руководство по ремонту настоятельно советовало снять оба ремня ГРМ со всеми последующими трудоемкими регулировками (у «Альфы-33» оппозитный, очень компактный двигатель с двумя распредвалами). Измерил валик: выяснилось, что «жигулевский» подходит и сюда, только его нужно укоротить на токарном станке. В прошлый раз валик насоса мы выбивали «на коленке»; кустарная операция прошла удачно. На этот раз решил повысить культуру ремонта - выпрессовать валик с крыльчаткой гидропрессом на автосервисе. Но горе-мастера умудрились расколоть прессом корпус насоса...Пришлось заказывать новую помпу в сборе. В Тольятти цену назначили прямо запредельную! Обзвонил в Москве несколько магазинов, в одном из них за насос фирмы «Федерал Могул» запросили даже меньше, включая стоимость билетов в Москву и обратно в купе! Вскоре новенький насос торжественно водрузили на место. Еще одна неисправность была вызвана прохудившейся манжетой в гидроприводе сцепления. Сопоставив ассортимент и типоразмеры отечественных РТИ, выяснил, что как нельзя лучше подойдет манжета от «Москвича». Благодаря этому ремонт занял день и обошелся в 20 рублей и два литра пота: дело было летом в гараже при температуре воздуха 35°С. Остальные воспоминания из разряда удовольствий. Особенно радовали динамика, легкость в управлении, шустрость - и в то же время экономичность довольно мощного автомобиля. После двухлитровой «Альфы-75» первое время даже стучал пальцем по указателю уровня топлива: глазам не верил. Как же так, два дня езжу, а все полный бак! Нравилась в «33-й» продуманная эргономика места водителя, удобное сиденье, простая, отлично читаемая панель приборов - все рядом, все под рукой. В ноябре 2002 года наша «ласточка» последний раз моргнула фарами на прощание и уехала с новым хозяином. А нам, «безлошадным», осталось ходить на рынок и ломать голову, что выбрать: удобный во всех отношениях ВАЗ или очередного подержанного «итальянца»? Три месяца мы раздумывали и наконец решили... Как вы думаете, что? Правильно! Едем в Калининград за «итальянцем»! Но это уже новая тема, и если вы не уснули, дойдя до этих строчек, - то продолжение последует. • За рулем 9/2003 203