156
157
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»совет безопасностиНОВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫЕВРО В ЗАКОНЕ?ИГОРЬ МОРЖАРЕТТОЗапретить выпуск автомобилей, не соответствующих нормам Евро II, Россия должна была еще с января 2002 года, поскольку под Женевским соглашением по Правилам ЕЭК ООН стоит и наша подпись. Как мы и предполагали (ЗР, 2001, № 3), этого эпохального события не случилось: иначе пришлось бы закрыть большинство наших автозаводов. Сроки перенесли на два года (распоряжение Правительства от 24 сентября 2002 года), так что нормы Евро П станут законом для всех наших автопроизводителей с1 января 2004 года (в Европе они действуют с 1996-го). Недавно к нам попал проект распоряжения главы Кабинета министров (согласован со всеми ведомства156 За рулем 9/2003ми!), в котором с1 октября 2003 года запрещается выдавать одобрения типа транспортного средства на серийно выпускаемые легковые и грузовые автомобили, автобусы, «экологические характеристики которых по значению выбросов ниже требований, установленных. .. Евро II». Более того, таможня тоже не будет оформлять новые и «бэушные» транспортные средства, у которых не имеется документального подтверждения соответствия тем же нормам на момент их производства! Словом, государство наконец-то всерьез озаботилось чистотой воздуха над российскими городами и весями. Пройдет совсем немного времени, и мы, быть может, вздохнем полной грудью.РАПОРТУЕМ, РАПОРТУЕМ... Теперь поинтересуемся, что происходит на наших заводах, насколько они готовы к переходу на выпуск продукции, отвечающей требованиям ЕЭК ООН. Забегая вперед, скажем, что большинство российских производителей не сидели сложа руки, но вот результаты разные. Наш ведущий - АвтоВАЗ давно сертифицировал автомобили «десятого» семейства (с нейтрализаторами) по Евро II; то же относится ик впрысковым переднеприводным автомобилям «восьмой» серии, «нивам» ВАЗ-21214 (опять же при установке нейтрализатора). Только вот почему-то в этом году планируется произвести на свет лишь 86 тысяч таких «десяток» (примерно каждую третью машину этой модели или меньше 10% от общего выпуска). Зато в мае завод изготовил 1,5 тысячи экспортных автомобилей, соответствующих нормам Евро III! А еще на ОПП собраны опытные образцы «классики» и «Оки» с впрысковыми двигателями, отвечающими нормам Евро II. Пока, правда, о начале серийного производства нет даже речи. Горьковский автозавод рапортует о том, что все «волги» и «газели» с двигателями ЗМЗ-405 и 406 в Евро II укладываются, если установить нейтрализатор. В этом году таких будет выпущено 43,5 тыс. штук или 20-25% от общего числа. Еще проходит по нормам «Газель» с двигателем ИВЕКО (выпущено 100 штук, дальнейшие перспективы пока неясны) и дизелем ЗМЗ-514 (примерно те же объемы). «Ижмаш-Авто» только устанавливает опытные образцы впрыскового двигателя УЗАМ объемом 1,8 л на универсалы и «оды» с полным приводом. На Ульяновском автомобильном заводе - тоже перемены: легковой модельный ряд получил новый базовыйдвигатель - 16-клапанный ЗМЗ-409. Покупателям предлагают также комплектацию легковых машин с дизелем Andoria польского производства или новым заволжским дизелем ЗМЗ-514. На некоторые машины, кроме того, ставят нейтрализатор выхлопных газов и систему улавливания паров топлива. В мае 2003 года, например, с главного конвейера УАЗа сошли... 5 автомобилей УАЗ315195, соответствующих экологическим стандартам Евро II! В пресс-службе, правда, уверяют, что выпуск идет по нарастающей ив 2004 году такими будут все новые легковые автомобили УАЗ. Руководители КамАЗа сообщают, что завод поставляет двигатели Евро II на автобусы и магистральные тягачи ис 2004 года вообще прекращает выпуск двигателей Евро I. На ЯМЗ производят дизели серий 7511 и 7601, соответствующие Евро II, для МАЗа, УралАЗа и автобусных заводов. В 2003 году их выпуск составит 25% от общего количества, а в 2004-м - все 100%. Словом, несмотря на обнадеживающие сообщения, совершенно ясно, что ни к1 октября, ни к1 января практически ни один из наших производителей не сможет окончательно перейти на Евро П. ЦЕНА «ГРЯЗНОГО» И «ЧИСТОГО» Правительство «подписалось» под новыми нормами Россия как-никак часть Европы. Только еще она и часть Азии - вообще куда нам до цветущей Германии... Неужто так и не дотянемся? Послушаем мнение специалистов. Ни для кого не секрет, что стоимость впрыскового двигателя выше, чем карбюраторного. С установкой системы нейтрализации подорожание составит 10-25%. Впрочем, при массовом производстве рост цены не такой уж болезненный, что доказывают модели ВАЗ. Разница между прежними и «чистыми» (Евро II) моделями составляет 100-200 долла- НОВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫров. И все-таки, много это или мало? - Автомобили российских автозаводов всегда были конкурентоспособными, в первую очередь, благодаря невысокой цене, - говорит Александр Ковригин, заместитель генерального директора «Автосельхозмаш-ходдинга». С двигателем, соответствующим европейским требованиям по экологии, цена вырастает минимум на 15%. И это при том, что сегодня стоимость многих российских автомобилей уже практически на пределе. Понятно, что «народная» «пятерка» ВАЗ-21053, средняя цена которой 3700 долл., став «европятеркой», потянет уже за 4 тысячи. Будет спрос на машину? Зная ответ, заводы тянут время они уверены, что правительство, как всегда, прислушается к их мнению ив очередной раз отодвинет срок. Главный аргумент - «наш потребитель не готов к резкому росту цен». По сведениям журнала, в правительство уже потянуНа правах рекламылись ходоки - губернаторы отдельных российских регионов, в первую очередь из Сибири. Суть их прошений - отодвинуть приход Евро II еще на некоторый срок. Причина все та же - неизбежное подорожание российских автомобилей в целом и исчезновение дешевых как класса в частности. И вообще, это вам в столицах Евро нужно, а нам в Сибири оно без надобности... В общем, ждем реакции властей. Видимо, дешевые машины требуют особого подхода, например, постепенной замены устаревших модификаций новыми, отвечающими Евро П (и далее). В этом году выпустить 15% «экологичных» версий, потом 30%, потом - 90%... Но - не резкий переход. (Не забудем ио «социальных» автомобилях типа «Оки», «Оды»: полностью запретив их выпуск завтра, чем обеспечить инвалидов?) Однако прощание с устаревшими моделями нельзя растягивать до бесконечно-НАША СПРАВКА /Для обеспечения Евро II необходимо: на автомобилях с бензиновыми двигателями - отказаться от карбюраторов и перейти на распределенный впрыск топлива с электронным управлением, применять системы нейтрализации. Использовать исключительно неэтилированный бензин с низким содержанием серы. В качестве альтернативного топлива применять сжатый природный газ; на автомобилях с дизельными силовыми установками - дать отставку предкамерным двигателям, повысить давление впрыска до 1600-1800 атм. Установить корректор дымности, нейтрализаторы, широко внедрять турбонаддув с промежуточным охлаждением воздуха. Использовать топливо с низким содержанием серы и антидымными присадками.сти, какие бы оправдания этому ни находились. Государство может влиять на процесс не только запретительными мерами (на которые чиновники так горазды), но и более эффективно: гибкой налоговой политикой стимулировать производителей и покупателей «чистой» техники. Вопрос об ужесточении экологических норм - обоюдоострый. Хочется «войти в положение» заводов-кормильцев и не ущемить небогатого потребителя и вместес тем увеличить экспортный потенциал автопрома, а заодно присоединиться к ВТО организации, которая, как известно, протекционистские меры отнюдь не приветствует. Да, чуть не забыли главное, из-за чего весь сырбор: хочется дышать чистым воздухом! Словом, тугой узел едва ли удастся разрубить «взмахом» очередного постановления. А промежуточные варианты у нас, к сожалению, как-то не получаются... •..i'.M1 < 1' И " 1ЦЦ11Р1 111 '1 'ш JШ% j ТЬ -1 VНовое качество движения!^>лГ•^^ч У »•1~ %51ЪфМ Ж -»АД т£\гРо< < ии и | гр< 1 СНГ нAMTELМосква. Kyiy:»>iu:kiui up i, 4b. Амгел ХаусОфициальные дилеры АМТЕЛТел.: i7 (09b) 514-1633 www.amteltyre.comi Рос ion-no Лону