144
145
ЭКСПЕРТИЗА ГАЗ-ЗП 05ЧТО ВПАДАЕТ В «ВОЛГУ»?Михаил Васильев ыло в России два народных автомобиля - ВАЗ да ГАЗ. 11родолжалось это очень долго. Но пришли буржуи и спутали все карты... Корейцы, французы, немцы. даже американцы стали разворачивать на наших просторах свои автозаводы, открыли официальные представительства, и миф О недоступности новой иномарки для «старых русских» в одночасье рухнул. Но пока еще «паше» средство передвижения стоит дешевле, потому и основная масса потенциальных автомобилистов, как свидетельствует статистика, нацелена все же на него. С учетом этого приглашаем читателей к редакционной экспертизе деталей «Волги». Жизнь кипит, конвейер ГорьковС ОО автозавода, поскрипывая шарКГ нирами, выдает все новые и новые автомобили, не имеющие в мире аналогов по показателю цена-класс. Где вы видели модель бизнес-класса за семь тысяч долларов? А как насчет качества? Тоже нет аналогов? Многие именно гак и считают, правда, со знаком мшгус... Вот мы и решили это проверить, для чего со свсжеприобрстснной «Волги» ГАЗ-31105 сняли для экспертизы ряд деталей: блок-фары, наконечники тяги рулевой трапеции, тормозные диски, барабаны, задние и передние колодки, аккумулятор. Не волнуйтесь, авто в обиде не осталось, снятые детали заменили на новые-из магазина. Нам-то важно качество родных. Итак, экспертиза. Нечто подобное мы уже проделали с вазовской «десяткой» (ЗР, 2004, № 11) -теперь рассмотрим под «микроскопом» газовский «народный вагон». соответствует требованиям Правил ЕЭК ООН, предъявляемым к серийной продукции. С лампочками тоже все в порядке. Вот и славно - рестайлинговые фары не только хорошо смотрятся, но и качественно освещают.ЕНа нашей «Волге» были установлены фары нового образца производства ОАО «ОСВАР» с лампочками Н7 для ближнего света и HI - для дальнего (фото 1). В лаборатории ПИИАЭ все скрупулезно проверили и дали заключение: светораспределенне блок-фарНаконечники тяги рулевой трапеции (фото 2) испытывали в НАМИ на соответствие требованиям ОСГа и конструкторской документации. Результаты ошеломили даже экспертов... Выяснилось, что при изготовлении пальцы тяг вообще не подвергались никакой термообработке. Твердость сферической поверхности в несколько раз ниже нормируемой! При определенных обстоятельствах это грозит потерей управления - как артиллерийским снарядом в толпу! Показатель твердости настолько низок, что его с трудом удалось измерить методом Роквелла, как того требует КД. Остальные параметры оказались в норме, но спасти репутацию изделий это не помогло...144 ЭКСПЕРТИЗА ГАЗ-31105ДИСКАМ ВСЕ ПО БАРАБАНУ... Эксперты НАМИ замеряли геометрические размеры, статический дисбаланс и твердость рабочих поверхностей тормозимых дисков (фото 3) и барабанов (фото 4) - эти параметры влияют на потребительские свойства и безопасность. Вердикт: тормозные диски по своим размерам (биению и плоскостности) не соответствуют требованиям КД! Эксперты удивились, что у кого-то хватило наглости поставить «такое» на автомобиль. «Кувалдой их что ли правили?» - бурчал себе под нос испытатель... Как это ни странно, тормозные барабаны, наоборот, полностью удовлетворяют требованиям. УДАРИМ ПО ТОРМОЗАМ? Колодки тоже иаштывали в НАМИ на специальном стенде в натуральном узле тормозного механизма ГАЗ-3110. Определяли фрикционные свойства, износостойкость и прочность клеевого соединения накладки с колодкой. Оказалось, что эффективность колодок дискового тормоза (фото 5) при испытаниях «холодных» тормозов (до 100°С) несколько ниже, чем требуется, но, по словам экспертов, «это не критично». Износостойкость их тоже немного не дотягивает до нор^ ш . Эффективность же колодок барабанного тормоза (фото 6) соответствует нормативной документации, но вот износостойкость экспертам не понравилась. ВСЕМ ПРИМЕР Беднягу аккумуляторную батарею (фото 7) по имени 6СТ-55А1 (урожденную ОАО «Электроисточник», город Саратов) мучили по всем понятиям ГОСТа. Для начала ее измерили - все в норме. Затем проверили резервную емкость - 79 минут. Очень хорошо. В холодильной камере при проверке тока холодной прокрутки батарея опять показала себя с лучшей стороны. Замечательное изделие - можно ездить в свое удовольствие. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ БАЛАНС Итак, из семи наименований комплектующих пять уложились в требования стандартов, два оказались грубым браком. Причем брак допущен в деталях, от качества которых прямо зависит безопасность езды. А потому «арифметический» подход к оценке «Волги» для нас неприемлем. Как и объяснения типа: «Чего же вы хотите за такие-то деньги?» Мы, покупатели, хотим (и имеем полное право) получить автомобиль, отвечающий заводской документации - то есть¥¥Фары и установленные в них лампочки ни в чем незаконном замечены не были. Хорошие изделия. Радует и то, что газовская головная оптика приобрела современный вид. Твердость сферической поверхности наконечников должна лежать в диапазоне 53-66 ед. по Роквеллу, на деле же у одного изделия она была 14-18, а у второго 12-15 ед. Опасно для жизни - позор бракоделам! Словами экспертов - диски гнутые! Параллельность и плоскостность рабочих поверхностей относительно базы не должна превышать 0,05 мм. Оказалось, что в некоторых точках эти параметры зашкаливают в шесть раз. А вот с барабанами, наоборот, проблем нет. Наверное, сказался многолетний опыт... Раньше-то на «волгах» и спереди и сзади были установлены только барабанные тормоза. Кому-то это даже нравилось.Эффективность и износостойкость колодок чуть ниже нормы. Хотя экспертов это в принципе удовлетворило. Они у нас не избалованные высоким качеством...Эффективность колодок барабанного тормоза соответствует нормативной документации, прочность соединения накладки с колодкой хорошая.Батарея показала стабильный хороший результат. Не героический, конечно, но хороший и стабильный. Чего мы всегда ждем от всего автомобиля в целом...надежный и безопасный, насколько позволяет его конструкция. Надеемся, на ГАЗе сумеют перекрыть доступ негодных изделий на конвейер. К этому появился дополнительный стимул - напомним о нем. Постановление правительства РФ о снижении и отмене пошлин на комплектующие вызвало бурный протест многих российских поставщиков: мол, у них выбивают почву из-под ног. Но судя по приведенным здесь результатам, больше всех преуспели в этом сами горе-изготовители. Они не то что выбивают почву - попросту роют яму для себя, а заодно и для потребителей. DЗа рулем 06/2005 145