236
БЕЗОПАСНОСТЬСТРАХОВАНИЕВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУПУСТЬ ПОТЕРПЕВШИЙ ПЛАЧЕТСергей ВолгинВпрошлом номере я рассказал, как надо действовать, если случилось ДТП, какие документы (и в какой последовательности) собирать для обращегой вопрос, а вот разыскивать должников, выходит, должны сами пострадавшие. Можно пойти еще дальше. Зачем вообще страховаться? Действующий КоАП предусматривает ответственность при отсутствии страхового полиса по двум причинам. Первая водитель просто забыл полис дома, вторая полиса нет ив помине. За забывчивость последует ответственность по статье 12.3 КоАП в виде 50-рублевого штрафа или предупреждения плюс штрафстоянка для автомобиля (статья 27.13 КоАП РФ). А вот если он вообще не застрахован, водитель ответит уже по статье 12.37, часть 2. Это посерьезнее - 500-800 рублей. Правда, в этом случае стоянка уже не страшна! Не предусматривает КоАП задержание автомобиля, если ответственность его владельца не застрахована. Если на дороге особо не наглеть, то останавливают редко. А если еще и не живете по месту постоянной регистрации, то можно и штраф не платить: пристав-исполнитель, придя к вам домой по адресу прописки, уйдет восвояси ни с чем! Никаких мер по розыску нарушителя закон в данном случае не предусматривает. Спустя год постановление утратит силу. Конечно, я намеренно сгущаю краски. На всякого «умника», тем более на злостных нарушителей, найдется управа, причем в рамках закона. Вот только заинтересован в его исполнении прежде всего потерпевший - это ему надо получить деньги за разбитый автомобиль. Самое забавное в этой ситуации, что «везунчиками» можно считать тех, у кого сумма ущерба большая: они могут позволить себе нанять юриста (расходы на это будут оплачены), который ив суде дело правильно проведет, и нарушителям наглеть не даст, и с приставами на одном языке пообщается. А что делать тем, у кого сумма ущерба пара-тройка сотен долларов? Ни юриста нанять, ни экспертизу провести. На почтовые расходы и то не хватит. Вроде как все правильно делал, а все равно в дураках остался. Вот и начинаются разговоры: обдираловка честных граждан страховыми компаниями, продажность ГИБДД, равнодушие государства... Но кого-то такие неудачи закаляют. Безвыходных ситуаций, как известно, не бывает. И мы обязательно доведем дело до логического конца, добьемся, чтобы виновник аварии г-н Лагадзе был наказан и возместил ущерб. А как это правильно сделать - расскажем читателям в одном из номеров журнала. Dния в страховую компанию. К сожалению, даи инструкциям, наши законы не гарантируют реальную защиту твоих прав. И написаны они зачастую коряво, и механизмы их исполнения не отработаны... Вот простой пример. На днях один из сотрудников редакции попал в ДТП. Да какое там ДТП - «Мерседес» сдавал задним ходом и помял крыло его «Хонды», стоявшей у края дороги. Из «Мерседеса» вышел «гордый сын Кавказа» и сразу предложилже если четко следовать грамотным советамтри тысячи рублей. Оценив повреждения на глаз, наш коллега отказался. Ремонт, конечно, небольшой, но уж никак не на три тысячи рублей: вмятина тянула долларов на триста. Да и не привыкли мы действовать «по понятиям». Раз ЗР рекомендует всем вызывать ГАИ, значит, надо и самим так делать. Не прошло и получаса, как приехал наряд. Вина водителя «Мерседеса» была очевидна. Инспекторы нарисовали схему, составили протокол, назначили время встречи в группе разбора и отбыли. После этого быстро «испарился» и водитель «Мерседеса». В назначенное время Лагадзе Теймураз Гивиевич (водитель «Мерседеса») в ГАИ не пришел. И сразу же выяснилось, что сотрудники ГИБДД не знают, в какой компании застрахована его машина. Пострадавшему предложили самому выяснить это... Такие ситуации сегодня не редкость. Причем суть их на поверхности - законодательство, которое призвано защищать наши с вами права, фактически поощряет правонарушителей. В самом деле, зачем виновнику заполнять извещение о страховом случае, если за отказ ничего не последует? Пусть пострадавший думает, как найти страховую компанию виновника. И даже инспектор ГАИ здесь не поможет; единственное, что он должен сделать, - проверить наличие полиса обязательного страхования, а не фиксировать название компании и ее реквизиты. По большому счету, виновник ив ГАИ может не приходить! Если нарушитель извещен, КоАП позволяет выносить решение в его отсутствие. Возмещение же ущерба к ГИБДД не имеет никакого отношения - она власть исполнительная, а не судебная. Ее задача - закон исполнять, не вникать в проблемы потерпевших. Плохой закон или хороший, это дру236 За рулем 06/2005БЕЗ СКИДКИ НА ЛИЦАВ материале «Лицо» обойдется без скидки» (ЗР, 2005, № 4, с. 250) речь шла о том, как компания «Росгосстрах» отказалась предоставить скидки при оформлении договора ОСАГО своему «лицу» - артисту, снимавшемуся в ее многочисленных рекламных роликах. Что за этим стояло - скупость фирмы или строгое следование за- » кону? Официальная реакция компании приводится ниже. Мы благодарны актеру Алексею Михайлову за создание образа водителя, который такзапомнился всем, кто видел рекламный ролик РГС. Однако, согласно Закону об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, при перезаключении договора ОСАГО автовладельцу за безаварийную езду в течение года предоставляется скидка 5%. Именно такая скидка - ни больше и ни меньше - и было предложена менеджером «Росгосстраха» нашему страхователю. Более солидные скидки любая компания может предлагать по иным видам страхования - «автогражданка» этого не позволяет. Упомянутая в материале скидка, предоставленная другой компанией, обсуждению с нашей стороны не подлежит. Позиция «Росгосстраха» понятна: как говорится, «невзирая на лица», но и «обиду» страхователя вполне можно понять. Ведь чего греха таить, любому приятно получить скидку или льготу, если есть повод, щ В случае с «автогражданкой» придется обойтись скидкой в 5%, как того требует закон. И то, если у владельца полиса не было нарушений. Главное, чтобы подобное беспристрастное отношение компания проявляла во всем.