136
137
138
139
ВТОРЫЕ РУКИКОМПАКТНЫЕ ВСЕДОРОЖНИКИВ ЛЕГКОМ ВЕСЕ Как их только не называют - спортивными, прогулочными, пляжными, паркетными... Обилие терминов ив иностранных языках. Это неспроста - ведь класс малых вседорожников вобрал множество форм, конструкций кузова, схем привода и уровней комфорта. Если автомобиль - символ независимости, то «джипята», пожалуй, его квинтэссенция: независимости от благоустроенных дорог, домашнего скарба и мнения большинства о непрактичности и несерьезности такого средства передвижения. Так или иначе, компактные вседорожники продолжают завоевывать симпатии, нередко становясь не второй, а первой и единственной машиной в семье. За что же их выбирают? Помните рекламный слоган про чувство вседозволенности? Оно подсознательно возникает у всякого водителя «джипа». Высоко сижу, далеко гляжу, все остальные - где-то ниже ватерлинии. Однако ловкости компактным вседорожникам не занимать - в любую дырку пролезут не хуже легковушки. Не забудем и про зиму: даже в центре Москвы большой клиренс и полный привод нет-Анатолий Суховнет да и пригодятся. Что уж говорить о провинции! Конечно, на серьезном бездорожье большинство из них пасует, но не все - например, постоянный полный привод, «раздатка» и вал отбора мощности на «Сузуки-Самурай» позволяют даже со слабеньким моторчиком обставлять в грязи более мощных монстров. Неудивительно, ведь на бездорожье лишний вес - чаще всего помеха. «Легковесы» заметно дешевле «тяжей»-вседорожников, да и топлива расходуют меньше, поэтому в эксплуатации выгоднее. Но выбирать полноприводни-'«Джип-Рэнглер» последнег^воколения' мржно узнать по круглым фарам. «Дубовая» рессорная подвеска уступила место комфортной пружинной, улучшилась управляв! • мость, но увеличился риск дивгонапьного вывешивания. Впрочем, в «паркетники» это-' го правнука армейского «Виллиса» пока записывать раА , , .* • ''136За рулем 06/2005 КОМПАКТНЫЕ ВСЕДОРОЖНИКИСРЕДНИЕ ЦЕНЫ НА КОМПАКТНЫЕRrF ПИРОЖНИКИRМЛСКЙТ • Автомобиль (год выпуска) Объем двигателя* (тип КП " ) Б 1,6л (М) Б 1,6 л (А) Б 2,0 л (М) Б 2,0 л (А) Б 2,0 л (М) Б 2,0 л (А) Б 1,3 л (М) Б 1,3 л (М) Д1,9л(М) Б 1,3 л (М) Б 1,3 л (А) Цена, долл. США 13 000 13 500 14 500 15000 12000 12 500 10000 14000 9000 14 500 14 800«Хонда HR-V» (1999) «Тойота-Р,АУ4»(1999) «Тойота-ЯАУ4»(1997) «Сузуки-Игнис» (2002) «Сузуки-Самурай» (2001) «Сузуки-Самурай» (1998) «Сузуки-Джимни» (2003) «Сузуки-Джимни» (1999) «Джип-Рэнглер»(1998)10 500 Б 1,3 л (М) 16500 Б 2,5 л (М) 14 500 Б 4,0 л (М) «Джип-Рэнглер»(1995) "Б - бензиновый, Д - дизельный. ША - автоматическая. М механическая.«Игнис» - самый дешевый из новых и самый новый из дешевых «паркетников». Жаль, что на вторичном рынке их пока мало, а лолноприводных (их везут из Европы) - и вовсе единицы. Его стихия - заснеженные городские улицы.«Сузуки-Джимни» - современное продолжение «Самурая». Основные «внедорожные» параметры остались без изменений, но комфорт и поведение на асфальте заметно улучшились, до 140 км/ч выросла и «максималка» (с мотором 1,3 л). Вполне надежная в российских условиях машина.ляющие около 20% рынка HR-V. Пятидверных моделей на рынке больше, чем трехдверок. Вся прибавка в длине досталась задним пассажирам, багажные отсеки одинаковые. Двигателей два - 105 и 125 л. с , оба 1,6 л. Последний встречается реже, но для динамичной езды хватает и «слабого»: с ним «Хонда» разгоняется до сотни менее чем за 12 с. Внедорожные качества HR-V скромны. Ограничивают их короткие ходы подвески, передний в обычных условиях привод (задний мост подключается автоматически) и отсутствие понижающей передачи. Этот автомобиль отлично подойдет для городской езды, дальних путешествий, выездов на пикник, но буксовать в грязи или снегу ему противопоказано. RAV4 того же возраста заметно дороже HR-V - сказывается разница начальных цен. Проходимость «Тойоты» несколько лучше за счет постоянного полного привода с принудительной блокировкой межосевого дифференциала (часть автомобилей комплектовали и межколесным дифференциалом повышенного трения в заднем мосту). К сожалению, «раздатки» здесь тоже нет, поэтому регулярные прогулки по бездорожью очень скоро закончатся в мастерской. Заметный минус RAV4 - слабая шумоизоляция. Камешки из-под колес барабанят по кузову как град, да и шины на шоссе слышно. В остальном к кузову придраться трудно, разве что посетовать на скромный багажник трехдверки. Как ни странно, именно ее - компактную ис виду несерьезную - предпочитают покупатели (вернее, покупательницы - их большинство среди водителей «равиков»). Двухлитровый бензиновый двигатель «Тойоты» очень надежен. Впрочем, другого и не ищите - диЗа рулем 06/2005 137ки надо особенно тщательно, ведь сложная схема трансмиссии нередко оборачивается дороговизной ремонта, а вседорожное назначение владельцы часто путают с внедорожным, пускаясь в настоящие трофи-рейды. Но о нюансах выбора поговорим позже, а пока определимся с возрастом и ценой. Как правило, сравнительно дешевые, но еще боевые экземпляры попадаются среди четырехсемилеток. Ну а ценовую нишу наметим 'поближе к нашей «печке» - «ШевролеНиве» - от 10 до 15 тыс. долларов. ПО АСФАЛЬТУ... Тем, кто в основном ездит по асфальту и лишь изредка - по укатанной грунтовке, стоит присмотреться к урожденным «паркетникам». Самые распространенные - «Хонда HR-V» и «Тойота-11АУ4». «Хонду» ценят за потрясающую для такого класса машин управляемость, неплохую динамику, продуманную эргономику, эффектную внешность. Минусов два: спартанский салон до рестайлинга 2002 года (а только такие HR-V и попадают в выбранную ценовую нишу) и дороговизна обслуживания и запчастей. Впрочем, последние требуются нечасто, зато, например, «убитую» карданную передачу возможно заменить только в сборе. Везут «хонды» в основном из Европы, но даже в средней полосе все чаще попадаются чистокровные «японки», состав- ВТОРЫЕ РУКИКОМПАКТНЫЕ ВСЕДОРОЖНИКИзели официально в Россию не поставляли, почти не ввозили их и из-за рубежа. Цены на ремонт и обслуживание - фактически те же, что и для «Хонды». Заманчивая альтернатива топ-моделям - полноприводный «Сузуки-Игнис». Конечно же, он классом ниже - крохотный багажник, симметрично разрезанная спинка заднего сиденья, нерегулируемая рулевая колонка. Зато и стоит вдвое дешевле «законодателей моды». А кондиционер и две подушки безопасности в базе - серьезный аргумент для ценителей комфорта и безопасности. «Тяговой проходимостью» «Игнис» похвастать не может: пониженного ряда передач нет, да и задний мост подключается через вискомуфту (в обычных условиях автомобиль переднепривод-так называемые «хабы» (при езде по асфальту их можно отключить, чтобы уменьшить износ деталей переднего моста). Но раз уж записались в джиперы, готовьтесь поступиться комфортом: салон предельно аскетичен. Два места сзади - для случайных попутчиков, там просторно разве что подросткам. Многие вообще снимают сиденья, увеличивая багажный отсек - иначе там поместится разве что пара теннисных ракеток. Потом вваривают каркас безопасности... и записываются на трофи.На рынке «самураев» не так много, придется месяц-другой регулярно просматривать объявления. Предложения самые разные - от карбюраторных авто 80-х годов до редких впрысковьгх 0,7 лсф турбонаддувом. Практически все - с пробегом по России. Чаще всего предлагают литровый мотор. Лучший выбор - бензиновый 1,3 л. Он встречался в трех вариантах - 60, 64 и 80 л.с. Последний требует 95-й бензин, поэтому в России непопулярен. Попадаются экземпляры ис дизельным двигателем 1,9 л. Для вседорожника«Тойота-кА\/4» - универсальный солдат: на асфальте даст фору многим легковушкам, не оплошает и на глинистом проселке (особенно с межколесным дифференциалом повышенного трения). Но цена самого автомобиля и его обслуживания заставляет задуматься. ный). Однако геометрическая проходимость - на уровне: клиренс 18 см при базе 236 см позволяет не бояться сугробов и умеренно глубокой колеи. ...И НАПРЯМИК Вопреки молве, среди компактных вседорожников немало настоящих «проходимцев». Если асфальту вы предпочитаете просеки, болота и косогоры, присмотритесь к малышам от «Сузуки» - «Самураю» и «Джимни». Прочная рама, неразрезные мосты, «раздатка» с понижающей передачей, вентилятор с вискомуфтой - атрибуты серьезного вседорожника. «Самурай», кроме того, имеет рессорную подвеску, а часть машин - принудительную блокировку заднего межосевого дифференциала и «раздатки» с валом отбора мощности (с двигателем 1,3 л). «Паркетникам» до него ой как далеко! Правда, здесь водителю придется все делать самому: включать и выключать передний мост (ездить по асфальту на полном приводе нельзя - в трансмиссии нет межосевого дифференциала), блокировку заднего дифференциала, муфты подключения передних колес 138 За рулем 06/2005 «Сузуки-Самурай» - почти готовый автомобиль для трофи-рейдов. Крутящего момента 1,3-литрового бензинового двигателя для бездорожья хватит за глаза, но отыскать подходящий экземпляр непросто. Достоинства «Самурая» - ремонтопригодность и «всеядность» (как исключение, переваривает и 76-й бензин). КОМПАКТНЫЕ ВСЕДОРОЖНИКИменьше 8 л/100 км, и не только по паспорту, но и на практике. Говоря о «джипах», нельзя не вспомнить о «Джипе-Рэнглер» - потомке легендарного «Виллиса». До 1997 года выпускался «Рэнглер» с рессорной подвеской (его можно узнать по прямоугольным фарам и круглым приборам). Современная пружинная подвеска сделала автомобиль комфортабельнее, послушнее рулю, но проходимость -увы! - немного пострадала из-за уменьшения ходов амортизаторов. Впрочем, рама в основе и «раздатка» с пониженной передачей остались.«Хонда HR-V» - скорее просторная легковушка, чем вседорожник. Достоинства - впечатляющая управляемость и стильная внешность. Недостатки - бедный салон и дороговизна запчастей. Идеален для дальних путешествий.- «то, что доктор прописал», но покупка и эксплуатация подержанного дизеля в России - лотерея. Среди несомненных достоинств «Сузуки» - замечательная ремонтопригодность и сравнительно низкая стоимость нормочаса. Правда, серьезный ремонт трансмиссии в любом случае дорог - не экономьте на диагностике. В городе «Самурай» и «Джимни» как рыба в воде: на умеренных скоростях по разгону, маневренности и тормозной динамике они не уступят среднестатистической легковушке. А вот быстрой езды не любят - шумные, жесткие, на шоссе шарахаются от грузовиков и парусят на ветру. 120 км/ч - предел для водителя, 130 км/ч -для автомобиля. Впрочем, как известно, тише едешь - меньше платишь. Кстати, расход топлива в смешанном цикле у нихКупить «Джип» последнего поколения дешевле 15 тыс. долларов практически нереально, да и цена на десятилетние экземпляры не опускается ниже 10 тысяч. Запчасти тоже недешевы, а ждать их приходится долго. «Рэнглер» остается осколком легенды, который покупают не столько по расчету, сколько по любви. В заключение напомним, что у всех перечисленных автомобилей были и моноприводные версии, поэтому перед покупкой обязательно убедитесь, что вам не подсовывают кота в мешке. Продать его потом будет непросто! •На правах рекламыКОЛОДКИ «СТС-ЕВРО > ВЫИГРЫВАЮТ 4:1ЮРИЙ БУЦКИЙ, к.т.н., шеф-редактор журнала «Автомобиль и запчасти» Общаясь с мастерами сервисов, оптовиками и водителями, я убедился: тормозные колодки «СТС» знают все. В ассортименте компании - изделия для большинства отечественных автомобилей и многих иномарок. В магазины колодки поступают в зеленых коробках. Хороший цвет, «экологичный». Психологи говорят, что он улучшает настроение. На заводских конвейерах тоже знают эти изделия. И ценят. Характерный пример: «АвтоВАЗ» делит своих поставщиков на четыре категории. Так вот, в 2004 году компании «СТС» присвоена наивысшая категория - первая. «СТС» расшифровывается просто: «Современные Тормозные Системы». Это не только название, но и кредо, стиль, репутация. Судите сами: решила фирма создать «экстремальные» колодки. Чтобы обеспечивали эффективное торможение в самых жестких условиях. У «СТС» - свое производство. Рецептуры фрикционных материалов создают как самостоятельно, так ив сотрудничестве с европейскими компаниями. Сделали современные колодки, запустили в серию. Теперь народ на них ездит. Но прогресс не стоит на месте, так ив компании стремятся идти в ногу со временем. Возникла новая идея: создать колодки с европейским ресурсом. Чтобы ходили не 1015 тысяч км, а 40 тысяч. А если ездить спокойно, без резких торможений, то и все 50. И опять, сказано - сделано. Закупили в Европе ингредиенты безасбестовой фрикционной композиции. Получили смесь, идентичную «иномарочной», из которой создают оригинальные колодки для зарубежных конвейеров. Каркасы, как всегда, свои, сделанные на высокотехнологичном оборудовании и из российской стали. И вот новые колодки готовы. Их назвали «СТС-Евро». Потом были испытания на стендах в НАМИ, на трассе автополигона, сертификация. Это не формальности - без таких «экзаменов» тормозные изделия не могут появиться на прилавках. В результате «жигули» и «Самары», «волги» и «газели» оказались на равных с иномарками. Поставил отечественные колодки «СТС-Евро» и катайся 40 тысяч - плохо ли? А не съест ли новая колодка тормозной диск? Не съест. На заводе «СТС» научились беречь диски. Если он качественный отходит сколько положено. Разницы нет, стоит в суппорте «СТС-Евро» или просто «СТС». Разница в другом. Пробег 40-50 тысяч километров против 10-15. Четыре сезона вместо одного для активных «наездников». Четыре года вместо одного для дачников. Четыре расстояния от Москвы до Владивостока. Одна операция по замене вместо четырех. Как ни крути, счет 4 : 1 в пользу «СТС-евро». Теперь их можно приобрести. Как говорится, встречайте, пробуйте, сообщайте свои впечатления. Разработчикам ваше мнение очень важно. Более подробную информацию Вы найдете на сайте —www. stscompany. ru