168
169
170
171
• IM jVm«aПОСТ №1-«АМСПОИА.H•faf:/•i.>*i.-.-a.--^- -.t MIMLl — reHl* ' • ' ' •Is•JЕвгений Борисенков . Ф ото : А лександр БатыруШ»1ШПЙ1чем и как надо проконтролировать. Правда, сочиняли его в лучших отечественных традициях. С одной стороны. он. безусловно, строг, с другой - почти в каждом разделе есть «дышло», позволяющее толковать требования «по обстоятельствам». Взять хотя бы проверку авто на шипованной резине. Прямого запрета в стандарте нет - на техосмотр можно приезжать в сезонной обувке. Но... «при проверке должна соблюдаться инструкция по эксплуатации стенда»! А там чаще всего категорическое треоование: никаких шипов! - ведь обычные ролики из-за них моментально изнашиваются. (Существуют, разумеется, исключения, но они весьма дороги.) Гак что если на ПИКе вас отправят переобуться (или выковырять шины), не лезьте на рожон - все по зако!гу. Документ - руководство не только для проверяющих. Это еще и инструкция для исполнителя, готовящего автомобиль к экзамену в ГИБДД. Нынче многие передоверяют это дело автосервису. Но, увы. с нашими профи не забалуешь - присматривать надо. Начинать надо, разумеется, с водных процедур. Особо стоит позаботиться о читаемости идентификационных номеров. Убедитесь лично - заодно узнаете, рде они находятся. Стедующий этап - проверка токсичности. Лояльнее всего стандарт относится к древностям» - маши-клад автовладельца в дело безопасности невелик, но важен следить за исправностью средства передвижения. Здесь он не одинок государство за умеренную плату устраивает ему ежегодные встречи с экспертами - техосмотры. Но мероприятие это популярностью в народе почему-то не пользуется. Так ли страшен ПИК (пункт инструментального контроля), как его малюют?Никакого, извиняюсь за выряжение, волюнтаризма в этом деле нет. А есть государственный стандарт РФ . где четко указано, где, что, ПН I Р5Г09-2001. ГОТОВИМСЯ К ТЕХОСМОТРУРоликовый стенд куда компактнее, прост в пользовании, а результат нагляден. Стоит наехать на ролики одной из осей и затормозить, как на табло высветятся нужные цифры. Правда, верить им можно лишь при соблюдении ряда условий. Так, тормозные механизмы должны быть «холодными» (температура поверхности трения диска или барабана - менее 100°С), а покрышки - чистыми и сухими. На переднем сиденье испытуемого авто должны (!) находиться водитель и пассажир. И еще одна тонкость не всякий роликовый стендпригоден для контроля машин с антиблокировочной системой (ABS). Убедитесь, что необходимая опция присутствует. Лучше всего, если стенд на «вашем» сервисе аналогичен ПИКовому - при техосмотре их показания в идеале должны совпасть. Впрочем, стенд - не панацея, при подготовке вполне можно обойтись без него. В скромно оборудованных мастерских вся подготовка сводится к тщательной очистке тормозных механизмов, проверке их работоспособности и оценке состояния трущихся пар. Если мастерТехосмотр начинается со сверки идентификационных номеров. Забота владельца - проследить, чтобы они читались.вам до 1986 года выпуска. Их тестируют лишь в режиме холостого хода и только п,1 содержание СО (до 4,5%). Ьолее современную технику без нейтрализатора или с нейтрали втором без обратной спя in (т. н. двуххомпонентпая система) проверяют на двух режимах - оборотах ХЛСОО хода и повышен ООТГ пых, фиксируя СО и СМ. Если нейтрализатор трехкомпонснтный (с обрат вой связью, снабженный датчиком кислорода), коптишь еще сложнее. Нужен газоанализатор, способ HI.in измерить СО, СИ, (О,, 02 и на основе полученных данных рассчитать л. - конффицисн г избытка ни uvха. Последний опреде шип лишь на повышенных оборотах, а СО и СИ - еще и на холостых. По окончании проверки (и если потребуется, регулировки) не забудьте ВЗЯТЬ распечатку. Ведь токсичность без цифр - дым из трубы. К трубе, кстати, свои требования выпускной тракт должен бы п. комплектным и герметичным. СТОЛЬ же мудрены способы проверки тормозов. Основных методов два Стендовый И дорожный. Последний ближе к реальности, но трудоемок. К тому же для замеров нужен изрядный кусок -ровной i при юнтальной сухой и чистой дороги с цемен i ни или асфал ьтобе то i шы м покрытием». В тесноте мегаполисов роскошь нетю-Ш7>Органолептический метод контроля технических средств не предусматривает. Но без подъемника не обойтись. За рулем 06/2005 169 РЕМОНТ И СЕРВИСШцЩIKTEXOCMOliUP%их1kvS^Темные полосы в основании стенда - мокрый след от «сухого и чистого протектора».Кроме кузова, необходимо тщательно выПроверка фар требует точной ориентации прибора. мыть и двигатель - кусок грязи под капотом Увы, предназначенный для этого визир (зеркало на эксперт обследовать не станет. вершине стойки), как всегда, глядит в пол. подошел к делу добросовестно, успешная сдача экзамена гарантирована. О регулировке света фар мы недавно писали (ЗР, 2005, № 2). Повторим вкратце в России законодательно принят «Европейский луч», так что ни американская, ни тем более «праворукая» японская версии шансов пройти ПИК не имеют. Ламп (в том числе голубых!) продают великое множество - ГОСТу соответствует едва ли половина. Чтобы не попасть впросак, при замене загляните в «святцы» - ПДД и рекомендации завода-изготовителя. Остальное проще. Суммарный люфт рулевого управления оценивают по свободному ходу рулевого колеса, а прочие зазоры - органолептическим методом (по стуку). Число двойных ходов «дворников» по мокрому сте170 За рулем 06/2005 клу на максимальной скорости должно составлять не менее 35 и т. д. Полный перечень найдете в приложении к Правилам. Получив в сервисе список выполненных работ, можете безбоязненно ехать на техосмотр. По идее, мнения гражданских из автосервиса и служивых из ГИБДД об исправности вашей машины должны совпасть. А на самом деле? ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА Мастерских, готовых принять в свое лоно наш ВАЗ21043, оказалось великое множество. Правда, предлагаемую схему сотрудничества «слесарь наш - идеи ваши» мы отвергли. Хотелось другого - заплатив деньги, получить автомобиль полностью подготовленным к инструментальному контролю. МирПайщикам гаражных кооперативов не обязательно ехать на ПИК. ГИБДД может организовать осмотр «на выезде». тельно и лишь снаружи. Под капот обладатели шланга и болотных сапог даже не глянули. С мойки сразу на стенд. Удобно устроившись (в одиночку!) за рулем, слесарь, глядя на монитор, с пульта дистанционного управления «перелистал» тест-программу. Кое-что в ней не из той оперы, но из песни слова не выкинешь - заплатить пришлось за все. Задний мост испытания не выдержал. То ли потому, что колеса мокрые, то ли правый ролик со следами кустарной наплавки подкачал - неизвестно. Но на комплект новых барабанов с колодками мы «попали». Процесс замены занял каких-нибудь три (!) часа, а затем слесарь приступил к «приработке поверхностей». С этой целью он принялся азартно гонять нане без добрых людей - искомую услугу рекламировал один из дилерских центров ВАЗа, оценив ее в 943 рубля 49 копеек. Снаружи все выглядело по-европейски: парковка для клиентов, чистый пол, мягкие диваны, туалет и бар. Но возникшее было чувство провинциальной неловкости улетучилось, едва стало ясно - заправляют тут соотечественники! Кто ж еще мог, оформив заказ и изъяв (до оплаты) документы, предложить клиенту проехать в цех по дороге общего пользования! Странно, что гибэдэдэшники не организовали там постоянный пост: план по изъятию штрафов у «безбилетных» водителей был бы давно перевыполнен. Подготовку к ТО сервисмены начали с помывки. Правда, мыли не очень тщав ГОТОВИМСЯ К ТЕХОСМОТРУЮПАСНЙЙЛозунг гласит, будто безопасность сосредоточена в руках водителя. Что же тогда в руках ГИБДД?НА'нал безбожно скомкали проверка свелась к пинанию колес и качанию рулем. Итог - 3369 руб., включая стоимость внеплановых работ и запчастей и месячную гарантию. Интересно, как оценят старания мастеровых их коллеги на техосмотре? ВУЛКАН УДАЧИ Путь на ПИК оказался тернист, словно восхождение к горной вершине. Деньги за услугу концессионеры приняли охотно, а вот осмотреть машину напрочь отказались - месяц не тот. Судя по отметке в прошлогоднем талоне, нас ждали в декабре, а мы заявились в апреле. Пришлось ехать к милицейскому начальству за разрешением. Заявление секретарь не принял, посоветовав выбросить пресловутый талон. Это, оказывается, единственный источник информации - компьмашине по мастерской, завершая разгоны эффектными торможениями «в пол». Тормозам явно лучше не стало, как, впрочем, и недешевым покрышкам, которые услужливый... спец старательно «притер» к полу. Повторный визит на стенд показал - тормозная система в полном порядке. Значительный вклад внесли высохший к тому времени протектор тормозная сила на передних (не подвергавшихся ремонтным воздействиям) колесах выросла аж на 300 ньютонов!Биение каждого из задних колес снизилось на 5% - правда, суммарное почему-то выросло на ту же величину! Мастер был краток: «В целом все хорошо, а притрется - будет еще лучше!» «Лучше» все-таки придерживаться стандарта - глядишь, обошлись бы без запасных частей. Фары отрегулировали традиционным способом посредством прибора, но на глазок. Примерно так же сделали газоанализ, проглядев внушительную дыру в глушителе. Органолептический фиютерный учет в масштабе ГИБДД пока не налажен. На следующий день вновь не повезло - облюбованный нами ПИК «завис» из-за сбоя компьютера. Малодушный напарник предложил зайти с черного хода: сосед, мол, затратил на все пятнадцать минут и две тысячи. Увы, заманчивое предложение отвергли - служба! Лишь с третьей попытки удалось наконец попасть на линию диагностики. Сразу выяснилось, что эксперт автослесарю друг, товарищ и брат. Все те же вольные упражнения на стенде и свободное трактование ГОСТа. Мнения в итоге тоже совпали - годен с первого предъявления! Повезло - в этой лотерее мы сорвали джек-пот! Теперь все позади - и талон в кармане, и формальности соблюдены. Беспокоит пустяк: а исправен ли автомобиль на самом деле? DНа правах рекламыТОЛЬКООРИГИНАЛЬНЫЕИ ИМПОРТНЫХСЦЕПЛЕНИЯАВТОМОБИЛЕЙЛАДА "КАЛИНА" \ > ' / CHEVROLET "НИВА С^ | | ф " j TДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХТЕШ<ж>В%£wmтпо вопросам приобретения: Г 1095)25426*г2а[email protected]За рулем 06/2005 171