118
119
ЭКОНОМИКАПРОРЫВ«ДЛЯ НАС СЕГОДНЯ НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ДЕНЬ...>хИгорь МоржареттоПрошедшая весна стала настоящим триумфом той части руководства страны, которую принято называть «питерскими либералами». Сначала, несмотря на серьезнейшее сопротивление, удалось «продавить» многострадальное постановление правительства о снижении пошлин на комплектующие для автосборочных производств, а тут поспели и другие новости большого масштаба. В конце апреля в санкт-петербургском «Гранд-отель Европа» было объявлено о решении компании «Тойота» построить завод на окраине северной столицы. ТРИУМФАТОРЫ Об этом проекте говорили так давно, что все, с ним связанное, кажется, перестали воспринимать всерьез. За последние два года как минимум раз десять СМИ объявляли, ссылаясь на российских чиновников, что японский концерн «практически го118 За рулем 06/2005тов» инвестировать свои иены в строительство завода в России. Но тут же представители «Тойоты» вносили поправку - «они еще думают». Последняя такая «утечка информации» с последующим опровержением случилась как раз в апреле, незадолго до приглашения в Санкт-Петербург на пресс-конференцию. В зале с весьма символическим названием «Крыша» собрались только представители питерских СМИ и местные собкоры центральных изданий и телеканалов. Ровно в 14 часов 30 минут в зал походкой победителя вошел министр экономического развития и торговли Герман Греф (уроженец Ленинграда, между прочим) и торжественно объявил: - Для нас сегодня необыкновенный день: я рад сообщить, что такая известная компания, как «Тойота», намерена осуществить свой инвестиционный проект в Санкт-Петербурге. Приход «Тойоты» в Россию означает не толькосоздание новых рабочих мест на самом заводе; следом за ней придут к нам и производители автокомплектующих. Это значит, что дает эффект постановление о пошлинах на компоненты, о котором мыстолькодискутировали в правительстве. Надеюсь, в ближайшее время к нам придут и другие производители! Вслед за ним выступила губернатор севернойстолицыВалентина Матвиенко: - То, что крупнейший в мире автопроизводитель - компания «Тойота» приняла решение о строительстве своего завода в Санкт-Петербурге - признание того, что у нас в городе самый мощный инновационный, промышленный, кадровый потенциал, уровень образования плюс выгодное геополитическое расположение. Все это, безусловно, сыграло роль при принятии решения, но мы, со своей стороны, пытались создать самый привлекательный инвестиционный климат.Ее слова подтвердил и старший исполнительный директор «Тойоты» - президент компании «Тойота мотор Европа» Токуичи Уранией (на фото в центре): - Мы верим, что российский автомобильный рынок и впредь будет расширяться... Мы пришли к выводу, что производство в России нам необходимо... Наиболее сложным был выбор места строительства, и мы решили открыть завод в Санкт-Петербурге, тщательно исследовав все транспортные коммуникации в регионе, наличие рабочей силы и перспективы для дальнейшего расширения нашей деятельности. ОКНО В ЕВРОПУ Торжественные речи и взаимные благодарности как-то отодвинули на задний план детали проекта. Пока о нем известно не слишком много. В меморандуме сказано следующее. Завод «Тойота мотор мэньюфекчуринг Россия» будет построен в Шушарах - промыш- ПРОРЫВленном районе на южной окраине Петербурга, между Московским и Пулковским шоссе. Для этого японцы уже купили 220 га земли Щ несколько раз больше, чем приобрел под свой завод «Форд») и этим летом заложат фундамент. Через два года построят полноценный завод - со сварочным, окрасочным и сборочным производствами. Выпускать тут будут автомобили «Кэмри». Сначала 20 тыс. машин в год но уже через два-три года выйдут на проектную мощность - до 50 тыс. В дальнейшем же в Санкт-Петербурге можно будет собирать до 200 тысяч «японцев» разных моделей.мого ответа на этот вопрос уклонился, но есть две версии такого решения. Одна из них - в ближайшие годы именно в классе С разгорится наиболее острая конкуренция в России: кроме известных уже марок, сейчас на рынок выходит «Рено» с «Логаном», скоро можно ожидать китайцев с их дешевыми моделями. Не исключено, что «Тойота» заранее хочет уйти в более высокий класс, где ее «Кэмри» - вне конкуренции, а спрос на престижную модель бизнес-класса в нашем чиновничьем государстве всегда обеспечен. Есть и другая версия. Старший исполнительный директорКАК НАМ РЕОРГАНИЗОВАТЬ АВТОПРОМ и орь Моржаретто гПохоже, правительство решило основательно изменить расстановку сил на российском автомобильном рынке. По мнению министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, в 2010 году в России будет производиться 800-900 тыс. автомобилей зарубежных марок и чуть больше миллиона «традиционных» - отечественных. В собранном виде в Россию будут импортировать только дорогие модели, а подержанных ввозить все меньше и меньше. В итоге, по прогнозам министра, через пять лет в стране будут продавать 2,6-2,8 миллиона автомобилей на сумму 31 млрд. долл. Чтобы именно так и произошло, под выпуск «наших» иномарок подводят законодательную базу. Это уже ставшее знаменитым постановление Правительства РФ от 29 марта 2005 года № 166 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки» и совместный приказ Минпромэнерго, Минэкономразвития и Минфина, разъясняющий, что считать «промышленной сборкой» и как применять это понятие на территории Российской Федерации. Приводить эти документы не имеет смысла - они для узких специалистов. Здесь лишь вкратце изложим их суть. Беспошлинно (или по сниженным ставкам) могут ввозить компоненты только сборочные предприятия, мощность которых не менее 25 тысяч автомобилей в год при двухсменном режиме работы. Через 18 месяцев (для действующих производств) или через 30 месяцев (для созданных «с нуля») они должны уже иметь собственные линии по сварке, окраске и сборке кузова. Через два года после пуска цикла сборки (либо сварки, либо окраски) объемы беспошлинно ввозимых компонентов должны быть снижены на 10%, через 3,5 года - еще на 10% и через 4,5 года - еще на 10%. Виктор Христенко считает, что «таким образом даются четкие стимулы для производителей комплектующих» и достигается «ясность для отечественных металлургов и химиков, чтобы привести свою продукцию в соответствие с требованиями рынка». Пока же ясность не наступила, беспошлинно в Россию можно будет ввозить части кузовов и их принадлежности (включая кабины) для легковых, грузовых и коммерческих автомобилей, а также тракторов с объемом бензинового двигателя до 2,8 ли дизельного -до 2,5 л. Для сборки же легковых и коммерческих автомобилей разрешен беспошлинный ввоз шасси, но без колес. При промышленной сборке разрешается беспошлинный ввоз и для двигателей внутреннего сгорания, если объем каждого цилиндра более 250 см 3 . Отменены или снижены пошлины еще на целый ряд автокомпонентов, более того, российское правительство решило отказаться от таможенных сборов на импортное оборудование для производства автомобилей. Воспользоваться новыми таможенными ставками на автокомплектующие для сборки автомобилей внутри России смогут и «старые» наши заводы - условия для российских и иностранных инвесторов абсолютно одинаковы. ПЗа рулем 06/2005 119Решение о строительстве завода «Тойота» - знаковое событие для российского автопрома и экономики страны в целом.Судя по всему, компания намерена активно использовать детали от российских поставщиков. «Какие конкретно - будет решено в ближайшем будущем по результ атам подробного анализа», - дипломатично заметил г-н Уранией. Потом японский бизнесмен в кулуарах признался, для чего компания зарезервировала землю с запасом: рядом с основным заводом можно постепенно развернуть и производство комплектующих. Поэтому предположить, сколько даже приблизительно может стоить «Кэмри» российского производства, пока нельзя. Как полагает вице-президент инвестиционной группы «Атон» Александр Агибалов, только за счет налогов цену можно будет снизить на 15%. Местное производство комплектующих даст возможность еще больше уменьшить ее, но в любом случае стоить она будет 24-27 тыс. долл. (сейчас - от 29,8 тыс. долл.). И тут возникает еще один вопрос: почему же японцы остановили свой выбор на недешевой модели бизнес-класса? Она, конечно, неплохо продается в России (11-е место в хит-параде иномарок по итогам I квартала), но есть куда более успешная и доступная «Королла» С-класса... Г-н Уранией от прясказал, что очень надеется на экспорт автомобилей, собранных в Санкт-Петербурге, но пока это окончательно не решено. Так что, возможно, «Тойота» станет выпускать в Шушарах машины не только для России, но и для всей Европы. Тот же А. Агибалов из «Атона» считает, что заводом в Петербурге компания закрывает все классы на европейском рынке автомобилями местной сборки: «Тойоту-Айго» (класс А) выпускают в Чехии, «Ярис» (класс В) - во Франции, «Короллу» (класс С) - в Турции, «Авенсис» (класс D) - в Англии. Какая версия верна - узнаем в ближайшие год-два. В любом случае «петербургское соглашение» - большое событие для российского автопрома и экономики страны в целом. Уже известно, что инвестиции в проект составят 15 млрд. иен (около 150 млн. долл.) и уже на первом этапе будет создано 500 рабочих мест. Но не менее важно другое: если в Россию пришла богатейшая и при этом крайне осторожная «Тойота», значит, открыт зеленый свет и другим компаниям. Во всяком случае, министр Греф пообещал десяток новых автомобильных инвестиционных проектов уже в этом году. Что ж - будем ждать! D