186
187
СПОРТТРОФИ-РЕЙДЫБез дорог и дураковЧемпионат России по трофи-рейдам по праву считается сильнейшим в Европе. О специфике соревнований рассказывает Вадим Никишев.Наверняка каждый хоть раз побывал в шкуре участника внедорожных соревнований. Поездка на  рыбалку, за  грибами, даже на  дачу может обернуться борьбой с непроходимой дорогой. Что, скажете, ни  разу не  приходилось исследовать огромную лужу, залившую еще накануне сухую грунтовку? Или  домкратить застрявшую машину, подкладывая под колеса ельник? Ну вот, значит, у вас уже есть первое представление, о чем пойдет речь. В  мир трофи-рейдов войти несложно. Если вы читаете эти строки в выходные, будьте уверены: где-то в окрестностях города обязательно собрались фанаты бездорожья. Едут якобы на шашлык, на самом деле – проверить себя и  технику за  пределами до186 За рулем 02/2010рог. И чем чаще и  дальше такие вылазки, тем серьезнее подготовка людей и вседорожников. Самые серьезные соревнования, в которых можно стартовать, – чемпионат России по трофи-рейдам. Как и любая другая дисциплина профессионального спорта, это весьма затратное мероприятие: подготовка конкурентоспособного автомобиля обойдется не  меньше чем в 20 тысяч евро! А некоторые ради победы готовы тратить намного больше… и все равно проигрывают. Но сначала – вкратце о сути соревнований.С НАЕМНИКАМИ ПРОЩЕОсновная борьба идет в  двух классах. Автомобили группы ТР2  – это серьезно подготовленные серийные вседорожники, а  построенные по  требова-ниям ТР3 – спортпрототипы в чистом виде. Либеральные технические требования, развязавшие инженерам руки, сделали наш чемпионат сильнейшим в Европе. В  трофи-рейдах возможны варианты спецучастков. Первый предполагает, что все преодолевают одну и  ту  же дистанцию, стартуя с  равным интервалом или одновременно. Это линейный  СУ. Задача  – по  выданной карте с  GPS-координатами точек последовательно найти отмеченные организатором объекты (чаще всего это нарисованные краской на  деревьях цифры). Сложность в  том, что после прохода первых экипажей состояние трассы существенно ухудшается... Второй формат  – навигационный  СУ: в  рамках ограниченной тер- ритории организатор обозначает точки, которые должны «взять» участники. Перед стартом им выдается список точек с  координатами. Задача экипажа  – найти их на  местности и  сделать фотоснимки; порядок взятия свободный. Это не  так просто, как может показаться: далеко не всегда получается двигаться от  одной точки к другой по прямой, приходится искать пути подъезда. И  вот тут одни полагаются на  опыт, другие  – на  хитрость, а третьи используют свои финансовые возможности. Слабо, например, построить или попросту купить готовые боевые машины, нанять экипажи, полностью оплатить их участие в чемпионате? Задача наемников – помогать «папе», который борется за  победу: разведывать подступы к точкам и выискивать наиболее удобные пути, а затем скидывать ему GPS-треки и давать по рации подробные инструкции. Честно? Ответьте сами. Но то, что далеко не каждый может позволить себе построить и содержать несколько прототипов, это точно.ВЗЯТЬ ТИТУЛ ГОЛОВОЙБольшинство рассчитывает лишь на  свое умение и  надежность техники. Сейчас самыми успешными явля-ются автомобили, построенные в  питерской мастерской Геннадия Хаинова. Да-да, того самого, что был соавтором знаменитого в советское время прототипа «Лаура»! К  моменту, когда началась работа над первой трофийной машиной, на счету Хаинова было уже 45  проектов сконструированной и  построенной автомобильной техники. Как во  всяком спортивном  КБ, проекты, выходящие из  гаража Хаинова, получают название ТРХ и  порядковый номер. В  2003-м был создан ТРХ-01, первый трофи-прототип на пространственной раме с мотором от  «Тойоты-Ленд Крузер  70». После построены еще две машины, на  которых Хаинов оттачивал идеи и  внедрял более смелые технические решения. Весной 2005-го родился самый успешный в истории российских трофи-рейдов автомобиль  – ТРХ-04. На  машинах этой серии разные пилоты стали чемпионами в 2005, 2007 и 2009 годах. Минувший сезон экипаж Алексей Голубев – Имрэ Поом выиграл на  модификации именно ТРХ-04, повторив свой успех четырехлетней давности. Основной соперник Голубева Сергей Хальзев использовал качественную копию прототипа TPX-04. В отли-чие от оригинала, здесь ради снижения веса множество деталей – защиты, панели салона, сиденья, двери  – выклеены из углепластика, а вместо лендроверовского 300TDi установлен тойотовский дизель 1KZT. После не подтвердившегося заявления Сергея Хальзева: «Машину делали герметичной – должна плавать», а также за большое количество титановых деталей и огромный бюджет автомобиль прозвали «Титаником». Главные конкуренты на  этот раз шли очень плотно. Подчас победителя определяли лишь опыт, интуиция, а то и обычное везение. На одном из  этапов Хальзев после восьмичасовой борьбы уступил Голубеву всего три минуты! Новый сезон наверняка подарит новые интриги. Кто какие новинки подготовил, появятся ли новые лидеры, узнаем уже скоро. Сезон-2010 в  начале мая откроет этап «Кировские болота», всего  же в  чемпионате России запланировано шесть этапов. Но различных уровней  внедорожные соревнования идут круглый год, с января по  декабрь. И,  возможно, в момент, когда вы читаете эти строки, кто-то мужественно продирается через топи и леса, пробивая свою дорогу к заветному кубку.Подиум финального этапа чемпионата России-2009. Первое место за Алексеем Голубевым (на переднем плане справа), второе – у Сергея Хальзева, бронза досталась Роману Антонову.Суть трофи: найти точку, добраться до нее и сделать снимок, касаясь ее одной рукой, а другой – машины. Чем больше и быстрее собрано точек, тем лучше.В трофи-рейдах важна командная работа. Помощь штурмана при форсировании трудных участков незаменима.За рулем 02/2010 187