138
РЕМОНТ И СЕРВИСМАСТЕРСКАЯ РЕМНИ ГРМСклонен к побегуСползание ремня ГРМ со шкивов на двигателях ВАЗ – тема не новая, но по-прежнему актуальная. Опытом делится Анатолий Вайсман.Ремни ГРМ на  двигателях ВАЗ могут убегать с  рабочего места и  изнашиваться о  реборды роликов. Приемы борьбы с  этой бедой разные. О  простых, недорогих, но  вполне надежных мы рассказывали еще в декабре 2005 года. Но пушкинскую строку «опыт – сын ошибок трудных» я вспоминаю часто. …Вывалив на  стол связку обглоданных по  краям ремней, пожилой хозяин ВАЗ-2115 поведал: «Тысяч до сорока проблем не было, но ремень – штука коварная, и перед отпуском решил на  всякий случай его заменить. Новый проверил тысяч через пять  – и  обалдел: ремень тощ и  ободран по  краю. Я  в  сервис! Поставили новый ремень, ролик, помпу, а  результат тот же. Поехал к другим мастерам – и снова ремень сгрызло! Кинулся к третьим. А теперь надежда на вас…» От  такой предыстории я спиной ощутил сквознячок  – что-то не  так. Приступили к делу. Ремень терся о реборду со  стороны двигателя. Дело для нас не  новое: к  опорной шайбе между роликом и  корпусом приклеили для первой пробы алюминиевую прокладку толщиной 0,12 мм. Расположили по науке, на середине дуги, по которой ремень огибает ролик. Результат превзошел все ожидания: ремень побежал в другую сторону намного резвей, чем должен! Неужели перестарались? Поставили прокладку вдвое тоньше  – но ремень и с ней убегал от двигателя! На  всякий случай проверили помпу и ролик – не помогло. Самое же удивительное ожидало нас, когда вернулись к  исходному варианту, без прокладки: ремень, как заколдованный, продолжал упорно бежать от двигателя! Тогда я приклеил прокладку на  диаметрально противоположной стороне шайбы. Вроде  бы все вернулось к  нормальной логике – ремень переметнулся к двигателю. Но с такой силой, что от кромки, трущейся о натяжной ролик, полетели блестки износа, закурилась пыль!Попробовали другой ремень. Безрезультатно. Таких фокусов еще не было… И  вдруг осенило: шайбу-то мы не  проверяли. Измерил микрометром толщину: разница по  диаметру до  0,1  мм! Видимо, на  первых 40  тысячах шайба стояла удачно  – владельцу просто повезло. Ремень мы усмирили – просто поставили новую, ровную шайбу. Как показывает опыт, надо строго следить и за натяжением ремня. Ослабленный, он норовит сползать из-за малейшего дефекта роликов, что, к сожалению, встречается нередко. Следя за  поведением ремня на  работающем двигателе, опытный мастер мигом определит нужную толщину прокладки. Соблюдая осторожность, отожмет плоским ключом ремень от реборды – и  оценит, как быстро ремень сползает на прежнее место. Естественно, чем быстрее, тем толще нужна прокладка. Остальное – дело навыка. Если пра-  Из-за поломки успокоителя цепи «классики» нарушились фазы газораспределения.  Результат – обрыв клапана.  Владельцу «Джетты» не повезло – ремень  ГРМ лопнул при скорости 120 км/ч. Обломки  клапанов впечатались в поршни и головку  блока.вильно натянутый ремень при работе остается там, куда поставили, цель настройки достигнута. При  замене ремня, отработавшего срок, советую сразу менять и  ролик – много на нем не сэкономите. Если хочется оставить прежний, проверьте люфты подшипника и его шум. Сомнительную деталь замените! У но У нового подшипника стоит заранее снять крышку и пополнить смазку. Ремень полуторалитровых 16-клапанных моторов ВАЗ «убегает» реже, чем у  8-клапанных, но  у  первых серьезный минус: при обрыве ремня, как правило, гнутся клапаны, а  бывают разрушения и пострашней! С ремнями 1,6-литровых моторов проблем вроде бы меньше  – если верить АВТОВАЗу, у  них встреча клапанов с  поршнями маловероятна. От  этой беды не  застрахованы также иномарки. При первом  же опыте с  16-клапанным мотором ВАЗ-2112 мы попытались воспользоваться уже известными приемами, разве что дистанционных шайб между роликами и  блоком здесь нет. Компенсирующую прокладку наклеили прямо на  головку. Сделали – а результат нулевой. Потом озарило: перекашивать нужно оба ролика  – и  натяжной, и  поддерживающий. А так как они вращаются в разные стороны, прокладки под роликами должны располагаться симметрично: если ремень убегал в сторону двигателя, подкладываем их с  внутренней стороны каждого ролика (на виде сверху оси вращения роликов будут «расходиться» от  двигателя). В  противном случае ставим прокладки с наружной стороны роликов. Сегодня рынок предлагает огромную гамму ремней  – простых и  «усиленных», дорогих и  не  очень. Бывает, попадаются и вовсе бракованные. Если после всего-то 500–1000-километрового пробега ремень вытянулся, бьется о защитный кожух, сразу его меняйте. Не ждите беды!138 За рулем 02/2010