212
213
214
215
БЕЗ ГРАНИЦОЛИМПИЙСКИЙ ТРАНСПОРТИгры для перевозчиковКрупнейшее событие февраля – Олимпийские игры в Ванкувере. Но наш рассказ не о борьбе за медали, а о схватке за спонсорские контракты. Достижения крупнейших автопроизводителей, оспаривающих титул официального перевозчика Игр, комментирует Алексей Воробьев-Обухов.212 За рулем 02/2010 ОТ СОТЕН – К ТЫСЯЧАМПровести Олимпиаду престижно, но  весьма недешево. Средствами помогают спонсоры: даже на  первых играх 1896  года в  Афинах такой уже был – всем известная компания «Кодак». А  вот автомобилями с  олимпийским оргкомитетом никто не  делился еще 60  лет  – вплоть до  Игр 1956  года. А делиться начали тогда, когда повсеместно развилось телевидение. Миллиарды жителей Земли, любующихся с экранов спортсменами на фоне рекламных баннеров, – ради такой аудитории не  жалко предоставить даже тысячи новеньких авто. Хотя начало кампании «Олимпиада» было довольно скромным: участников Игр 1960  года в  Риме развозили 284  малютки ФИАТ-500,ФИАТ-600 и  даже… по  сотне мотороллеров «Веспа» и «Инноченти». Теперь сравните: 2006 год,  Турин; спонсор, понятное дело, тоже отечественный  – ФИАТ, но  вместо скутеров  – 3000 самых современных автомобилей: от  миниатюрной «Панды 4×4» до  солидной «Кромы». Не остались в тени дочерние фирмы – «Альфа-Ромео» и «Лянча». Подобными темпами наращивали участие в олимпийских перевозках и  другие глобальные игроки рынка. 1956  год, Мельбурн: «Форд», «Крайслер» и  «Ровер» разорились всего-то на  121  автомобиль. Опять Австралия, Сидней, 2000 год – и 2000 машин только от  «Холдена», местного филиала «Джи-Эм» (а  всего оргкомитет получил тогда 3500 авто).За рулем 02/2010 213 БЕЗ ГРАНИЦ | ОЛИМПИЙСКИЙ ТРАНСПОРТ  Малюткам ФИАТ-500 было суждено стать первыми олимпийскими автомобилями. Счет в 1960 году шел еще на сотни.   На зимних Играх 2006 года в Турине всех обошел, естественно, ФИАТ,  который предоставил уже в десять раз больше автомобилей, чем в 1960-м.Борьба за  право стать официальным перевозчиком Игр всегда идет нешуточная. И  побеждают, как правило, свои, местные. Например, в США и Канаде, кроме «Дженерал моторс», никто к Играм и подступиться-то не смог. И  не  сможет. Разве что в  Атланте милостиво разрешили поучаствовать небольшому количеству БМВ и  «ниссанов». Размах на  играх в  Солт-ЛейкСити (2002  год) был истинно американский  – более 5000 авто всех семи брендов «Джи-Эм». В нынешнем году фишка другая  – экологическая. Олимпиаду будет обслуживать целая флотилия «эквиноксов» («Шевроле») с  топливными элементами, работающими на водороде. Еще не забылась блестяще проведенная Олимпиада в КНР, где, кстати,есть не только собственное автомобилестроение, но  и  представлены почти все мировые концерны. В позапрошлом году здесь получила статус генерального автомобильного спонсора «Фольксваген Груп Чайна». Спортсменов возили по  дорогам Поднебесной аж 6000 «маготанов» («Пассат»), «сагитаров» («Джетта»), «туранов» и «тигуанов». Впрочем, небольшая доля рекламного пирога досталась и  чисто местной «Чери»: фирма предоставила 50 гибридных А5, наглядно доказывавших: в Китае есть и высокие технологии, и забота об экологии!КАЛУГА – СОЧИ, ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ!По дороге к Олимпиаде на берегу Черного моря автоконцернам предстоит обеспечить спортсменов транс-портом, а себя рекламой еще дважды. В  Ванкувере, само собой, всех вновь покатает «Дженерал моторс», а в Лондоне-2012 – БМВ, тоже, по сути, местный поставщик. Не забыли, кому принадлежат МИНИ и  «Роллс-Ройс»? Кстати, обслуживающий персонал сможет объезжать лондонские пробки на мотоциклах и – впервые на Играх – велосипедах с эмблемой БМВ! А как же поддержали отечественного производителя в  России? Ведь было  бы здорово  – пара миллиардов телезрителей по  всему миру видят надписи Lada, Lada… Уж  после этого экспорт был бы обеспечен! Это не так наивно, как может показаться: в  1980  году Игры в  Москве прекрасно обошлись «москвичами», «жигулями» да  «волгами». А  огонь доста- Для представителей «Джи-Эм» получать ключ от Олимпийских  игр, проходящих на американском континенте, давно стало традицией.   «Шевроле-Эвеленч» в спецверсии CATT, пожалуй, единственный автомобиль, перевозивший олимпийский огонь в открытом  факеле. 214 За рулем 02/2010    В 2012 году в Лондоне олимпийский транспорт (тут будут еще  мотоциклы и даже велосипеды) предоставят фирмы БМВ и МИНИ.    «Фольксвагену» было не слишком трудно снабдить Олимпиаду  в Пекине целой флотилией (Green Fleet) экологически чистых авто:  эта фирма давно и прочно обосновалась в КНР. И без Игр почти все  такси здесь только с «дубль вэ» на радиаторе.вили на  специальной версии «рафика». Увы, «старым» российским заводам нынче не  до  олимпийских достижений – немудрено, что генеральным автоспонсором сочинской Олимпиады стала компания «Фольксваген Груп Рус». Во сколько это ей обошлось  – не  раскрывается, но  известно, что минимальный взнос составляет 100 млн. долларов деньгами и предоставленными товарами. С  товарами ясность уже есть: около 3000  автомобилей «Фольксваген», «Шкода» и  «Ауди». Причем во  всех классах, включая микроавтобусы, грузовики и  машины для людей с  ограниченными возможностями (не  забыты и  Параолимпийские игры). Кроме размещения на  стадионах и  олимпийских трассах баннеров с логотипами «олимпийских» марок, «Фольксваген» получит право вплоть до 2016 года рисовать пять колец на дверях и капотах авто.   Не совсем автомобиль, но олимпийский – это  точно. Хотя МИНИ  и не стал спонсором Пекинской  Олимпиады, маркетологи придумали  катать спортсменов  и болельщиков  на таких вот велорикшах.   В Ванкувер  факел везла в лучшем случае одна  лошадиная сила.  Но ее подстраховывали сотни бензиновых под капотами,  разумеется, «шевроле».За рулем 02/2010 215