148
РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКуРСОдин красный, другой синийОтличный ответ на задачу № 23 «Ошибка» принес Алексею Селютину из Омска приз от НПТК «Супротек» – комплект составов для обработки двигателя и трансмиссии.! З И Р Пи  графики мощностей обязаны совпадать». Победитель, как и некоторые другие знатоки, детально проанализировал графики  – и  нашел еще немало ляпов. В  сущности, на  графиках почти нет точек, при которых М и  N соотносятся правильно. Кстати, читатели отмечают, что при правильном построении графика, с  началом координатных осей от  нуля, проверить достоверность кривых позволяют и другие приемы. Если из начала координат провести прямую, касательную к кривой  N, то  угол наклона этой прямой к горизонтальной оси максимальный, а  его тангенс указывает на  величину крутящего момента. В  данном случае момент максимальный. Любая прямая справа от первой пересекает кривую  N уже при меньшем моменте. Если пересекает в  двух точках и  более, то на этих режимах крутящий момент один и  тот  же, а  вот значения мощности разные  – они  ведь пропорциональны оборотам! Подобный анализ, даже без привлечения высшей математики, вполне доступен большинству из вас – были  бы под рукой карандаш с  линейкой и стремление понять эти закономерности! Поздравляем Алексея Селютина с победой!Задача, на  первый взгляд, незатейлива: некие вольные художники настолько увлеклись вычерчиванием графиков крутящего момента и  мощности двух двигателей, что допустили несколько существенных ошибок. Вот их-то мы и предложили найти. Не скроем – хотели прощупать сегодняшний уровень технической подготовки автолюбителей. Один ошибки увидит сразу, другой  – после анализа кривых. К  нам пришло немало писем от  истинных знатоков автомобиля! Однако заблуждающихся больше. Многие не  подозревают о прямой связи между крутящим моментом и  мощностью  – отсюда и  не  замечают режущие глаз проколы в графиках. Но рассуждают красиво! Например: «Один двигатель явно бензиновый, а  другой  – дизельный», «Первый мотор  – для спорта, второй  – для деревни», «Этот  – с  наддувом, а тот – атмосферный», «Тут фазы ГРМ жесткие, а  там  – регулируемые»... Некоторые бросились доказывать, что неверны формы кривых: что это, мол, за  горбы и  впадины  – такие характеристики двигателя в принципе невозможны. Да, если открыть учебник, то в нем изменение мощности бензинового двигателя по  оборотам обычно изображают плавной линией, которая сначала монотонно поднимается, затем начинает все больше отклоняться, достигает вершины  – и  дальше плавно спадает. Фокус в том, что c ростом оборотов меняется массовое наполнение цилиндров, возникают всевозможные потери и  так далее. Для бесхитростного двигателя это верно, но  внешние скоростные характеристики современных двигателей зачастую выглядят более замысловато. Например, у  сегодняшних моторов ВАЗа они, мягко говоря, не совсем такие, как в учебниках. Наш художник, работавший над гра-фиками, постарался ввести в  заблуждение: на картинке есть вопиющие ляпы! Взгляните: при 5000  об/мин мощности равны, а крутящие моменты различаются почти на  25  Н·м. Подобного быть никак не может! Какой  бы двигатель ни  крутил ведущие колеса  – бензиновый, дизельный, паровой, газотурбинный, электрический, – связь между мощностью N и  крутящим моментом  М незыблема: N = М·n, где n – число оборотов коленвала. Нужно только учитывать, в каких единицах измеряются параметры. Если мощность в  киловаттах  – кВт, крутящий момент в  ньютон-метрах  – Н·м, а  n – в об/мин, то N = n·М/9555,2. Если параметры указаны в  старых единицах (л.с., кгс·м, об/мин), то N  =  n·М/716,2. Но  связь всегда единообразна! Иначе говоря, если значения мощности двух двигателей при одних и тех же оборотах совпадают, то и  параметры крутящего момента будут одинаковы. Цитируем победителя: «В  задаче мощности N1 и N2 при 5000 об/мин совпадают, но  М1 и  М2 различаются...». Правильно, эта ошибка просто бросается в  глаза. Цитируем дальше: «При оборотах менее 5800 об/мин крутящий момент М2 больше, чем М1, следовательно, и мощность N2 в том же диапазоне оборотов должна быть больше, чем N1». Далее: «С 5800 до 6400 об/мин графики моментов совпадают, значит,Задача № 26НА ПИКЕ ЗИМЫ «Собираюсь на инструментальный контроль. Машину уже подготовил, но, вынужден признаться, многого не понимаю, потому и деньги из заначки на всякий случай достал. Однажды с телеэкрана майор ГИБДД убеждал: зимой, мол, особого внимания требуют тормоза. Но я так и не понял, что зимой важнее – общая эффективность тормозов или равномерность тормозных сил на правом и левом колесах? А главное – при чем тут зима?! Объясните, коллеги!» Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 марта 2010 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи. Ответ найдете в майском номере ЗР.148 За рулем 02/2010