44
45
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ОТОПИТЕЛИ «ЛАДЫ»Экзотермическая реакцияКомфорт езды зимой во многом зависит от эффективности отопления и вентиляции. Максим Сачков проверял разные типы систем в автомобилях ВАЗ. Фото Александра Батыру.Впрайс-листах официальных дилеров уже пару лет фигурируют «приоры» и  «калины» с  кондиционерами. Приобретая такой автомобиль, владелец получает дополнительное устройство, которое не просто спасает в жару, – это более сложная климатическая установка, круглый год поддерживающая комфортную температуру в  салоне. Климат-контроль дороже обычной «печки», но  лучше  ли? Сейчас выясним.БОЛЬШАЯ РАЗНИЦАПервым делом разберемся с  некоторыми техническими нюансами. Когда на «приоры» стали серийно монтиро-вать климатические установки, в конструкцию автомобиля внесли некоторые изменения. В  частности, применили иную шумоизоляцию моторного отсека, повысили эффективность системы охлаждения, модернизировали кузов – переделали щиток передка и рамку ветрового стекла. Сейчас для «приор», помимо обычных «печек» с  ручным управлением, предлагают два варианта климатических систем. Первая, разработанная компанией «Панасоник» (Panasonic Taiwan  Co., Ltd., совместно с  японской Matsushita Electric Industrial), предназначена для комплектаций «Норма» и  «Люкс», вторая, от  южнокорейской «Халлы»(Halla Climate Control Corp.), – только для люксовых и  экспортных версий. Несмотря на  схожесть многих функций, различий у  этих систем хоть отбавляй. Например, у  них разные типы компрессоров: у «Панасоника» дополнительный вентилятор закреплен перед радиатором системы охлаждения, а  у  «Халлы» он расположен позади. Что касается непосредственно отопителей, то  большинство деталей у этих систем тоже оригинальные. Вычислить производителя климатической установки можно, лишь взглянув на панель управления – у «Панасоника», например, в  центре средней ручки есть кнопка принудительного обо-Серьезный недостаток панели управления климатической установкой фирмы «Панасоник» – слепая шкала регулятора температуры. На ней нет ни строгих значений, ни даже красно-синих полос, чтобы выставить примерную температуру. При внешней схожести с «климатом» на панелях управления обычными системами вентиляции и отопления ручки, задающие направление потоков и температуру, расположены иначе. Естественно, отсуствует кнопка включения кондиционера.44За рулем 02/2010 На 11-градусном морозе за 40 минут двигатель «Приоры», оборудованной климатической установкой, успел прогреться лишь до 70ºС. Причина в высоких оборотах вентилятора, эффективно «охлаждающего» жидкость в радиаторе отопителя.Изменение температуры в салоне автомобилей «Приора» с обычным отопителем и с климатической установкой.ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУШНЫХ ПОТОКОВ НА ВЫХОДЕ ИЗ ДЕФЛЕКТОРОВ («приоры» с обычным отопителем и с климат-контролем)На ветровое стекло по центру Обычный отопитель, Тдв = 90ºС Отопитель с климат-контролем, Тдв = 70ºС Отопитель с климат-контролем, Тдв = 90ºС 28,8 31,0 37,0 На ветровое стекло по бокам 47,9 37,4 49,5 Впереди в ноги 36,2 32,5 37,7 Назад в ноги 32,8 35,7 39,5грева и обдува стекол, а «Халла» такой функции лишена. Теперь разберемся, в  чем разница между климатической системой и  обычной «печкой». Больше всего различий скрыто под панелью приборов. Блоки отопителей разные по конструкции и комплектующим – у «климата» в  корпус добавлены детали системы кондиционирования, заслонки снабжены приводами, иные радиаторы, вентиляторы, жгуты проводов, шланги. Но  по  точкам крепления все блоки унифицированы, а вместе с  ними одинаковы по  расположению и длине каналы, по которым воздух идет внутри панели приборов к  дефлекторам. Кроме того, в  машинах с  климат-системами рядом с  по-толочными светильниками установлен датчик, отслеживающий температуру в салоне: электронный блок обрабатывает полученные сигналы и отдает команды заслонкам и  вентилятору. Таким образом, «печка» поддерживает заданный водителем микроклимат.ГРЕЕМСЯ ПЕЧКАМИПроверим эффективность и  удобство пользования двух систем отопления «Приоры». В тесте участвуют два хэтчбека – с ручной «печкой» и с климатической установкой «Панасоник». Устанавливаем температурные датчики в области ног и шеи водителя, дожидаемся их выстуживания и задаем отопителям наиболее характерные для зимнего прогрева режимы. Воздушные по-токи направляем в  ноги и  на  стекла, температуру – на максимум, у обычной «печки» выставляем вторую скорость вращения вентилятора, а у климатической установки переводим регулятор на  Auto. Одновременно на  двух машинах заводим двигатель и  покидаем салон, плотно закрыв за собой двери. За бортом минус  11. Внутри первые несколько минут показания почти одинаковые. Но по мере прогрева двигателя климатическая установка постепенно увеличивает скорость вращения вентилятора, ее кривая прогрева для зоны ног начинает загибаться круче, чем у обычного отопителя. Разница в  результатах после 40-минутных испытаний составила 14,4ºС. В «Приоре» с «климатом» теплее и в головах. Правда, тут более продвинутая система выше лишь на 2,6ºС. Однако уже очевидно, что под контролем электроники «Приора» прогревается быстрее. Конечно, находясь в  салоне, тоже можно переключать режимы, добиваясь более эффективного прогрева. Но,  похоже, дело еще и  в  иной конструкции отопителя для климатической системы. Ведь из-за того, что электроника гоняла вентилятор отопителя на  повышенной скорости, двигатель за  40  минут успел прогреться лишь до  70ºС, в  то  время как на  второй «Приоре» стрелка указателя стояла на 90ºС. Померили температуру на  выходе из  дефлекторов  – разница незначительная, причем на стекло и  в  ноги задних пассажиров «климат» дул даже более теплым воздухом (см.  таблицу). А  когда охлаждающая жидкость в  автомобиле с  климатической установкой достигла 90-градусной отметки, ее преимущество стало безоговорочным. Эксперимент показал, что отопитель с  климат-контролем не  только удобнее, но  и  эффективнее обычной «печки». Теперь оценим разницу в ценах – за климатическую установку придется доплатить 26  тысяч рублей (данные на  конец 2009  года), правда, за  эти деньги покупатель получает и ABS. Доплата в 8,5% цены автомобиля – это существенно, но в абсолютных единицах измерения вполне терпимо. Впрочем, выбор за  вами, благо в  продаже есть любые машины. Когда карты раскрыты, правильный ход сделать совсем не сложно. Благодарим автосалон «АвтоГЕРМЕС Северо-Восток» за предоставленные для замеров автомобили.За рулем 02/201045