161
ЭКОНОМИКА | СТАТИСТИКАции должны  бы обратиться к  сторонней практике. Так ведь в  развитом зарубежье доля платных дорог  – около 3% протяженности сети. Например, в США из 6,7 млн. км национальной дорожной сети всего 7,4  тыс.  км платных. Ездить по  ним неразорительно, и у каждой есть бесплатный путь-дублер... «Интересно, когда и где у нас собирается строить хайвеи «Автодор»? Во  всяком случае, я об этом ничего не знаю», – сказал Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. А  еще ученый провел расчеты: при запланированных госкомпанией расценках на  строительство она никогда не сможет окупить затраты, а значит, – и гадать нечего – будет просить все новые средства из  бюджета. «Даже при тарифе 3–4 рубля за километр сроки окупаемости платных автострад невозможно спрогнозировать,  – уверен Блинкин. – Да и много ли желающих свернет на  такие дороги при подобном прейскуранте?»Москва без «москвичей»Как изменился за период кризиса автопарк и авторынок Москвы? Сравнение провели Игорь Моржаретто и Сергей Целиков.Продажи новых автомобилей в  регионе с  2003 по  2008  год росли как на  дрожжах. За  эти пять лет  – больше чем вдвое! При  этом традиционные марки потерпели в  битве за  Москву сокрушительное поражение. Еще в  2003  году количество новых машин российского производства в  полтора раза превышало число иномарок, в  следующем, 2004-м, «иностранцы» взяли верх, в  2005-м за  ними почти двукратное преимущество, а в 2008-м – десятикратное! По  прогнозу агентства «АВТОСТАТ», доля отечественных автомобилей в  столице будет снижаться. В  2009-м здесь зарегистрировали 310 тыс. новых машин, то есть на треть меньше, чем в  предыдущем. Но  это лучше, чем в целом по России, где рынок упал на 50%. Неизменным бестселлером в  Москве на  протяжении последних лет остается «Форд-Фокус». Причем его преимущество над ближайшим преследователем из  бюджетной линейки  – «Рено-Логан»  – почти двукратное. Третий результат у  «ШевролеЛацетти». Отрадно, что всю призовую троицу выпускают на  российских предприятиях. И  только на  четвертом месте расположился чистокровный «иностранец»  – «Опель-Астра». Затем идут «Мазда-3» и «Мицубиси-Лансер». Грустно, но  «Лада-Приора» занимает в Москве 24-е место (!) в рейтинге новых автомобилей, а  «Калина» и  вовсе 28-е. Вместе с  тем динамика продаж «Приоры» за  прошедший год выросла, тогда как у основных конкурентовиномарок снизилась. Где правят бал отечественные марки, так это на  вторичном рынке Москвы (впрочем, такая же ситуация и  в  большинстве регионов страны). Это объяснить просто: парк российских авто – самый массовый.ЗАТО ПАРК – НАШ! РЫНОК – «НЕ НАШ» АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПАРК МОСКВЫ (на 1 июля 2009 года)Марка Lada ГАЗ Ford Toyota Nissan Hyundai Mitsubishi Volkswagen MerсedesBenz Opel ЗАЗ «Москвич» Chevrolet Renault BMW Honda Mazda Audi KIA Volvo Daewoo Suzuki Peugeot Skoda УАЗ Иж Количество 845 147 252 822 189 165 167 300 156 647 144 164 129 944 128 460 106 174 94 203 92 926 86 584 86 285 81 004 76 955 75 520 75 207 69 902 63 723 59 292 59 277 48 354 46 092 44 455 33 565 31 689 Марка Lexus Subaru Land Rover «Ока» Citroen Dodge FIAT Jeep Infiniti Chrysler SsangYong Chery SAAB Great Wall Porsche Jaguar Cadillac Isuzu Rover Pontiac Alfa Romeo ЛуАЗ Acura SEAT Hummer Прочие ВСЕГО Количество 28 825 24 206 23 901 23 388 23 251 11 764 11 665 11 023 10 683 10 553 8589 7830 7425 6241 6020 3740 3373 3039 2914 2526 2287 1741 1725 1603 1446 5370 3 489 984Платными станут в нынешнем году 230 км трассы «Дон». Дашь «денежку» – шлагбаум откроется.Поскольку других схем проезда не  будет, то  найдутся поневоле желающие. И  еще: не  исключаю, через год-другой у шлагбаума с нас попросят уже по  пятерке за  кэмэ. Это оптимистичный прогноз. А  если финансы поискать не в карманах автограждан? По данным организации «Движение автомобилистов России», из  налогов автовладельцев собственно на  дороги сейчас расходуется около 9%, остальные деньги идут на  очень важные, без сомнения, цели  – пенсии, зарплаты бюджетникам, неотложные нужды... Да  мало  ли на  что еще! Но  при чем здесь целевые налоги?! Может, разумнее перераспределить средства от  транспортных налогов в  пользу автострад, чтобы не  плодить новые поборы? Эта мысль витает в  воздухе  – не  зря  же возобновились разговоры о  необходимости возродить дорожные фонды, в которые стекались бы все профильные деньги (и  соответственно расходовались). Напомню, это предложение поддержал президент России Д. Медведев.Состав парка более консервативен, чем рынок: по  количеству зарегистрированных автомобилей в  Москве по-прежнему лидируют машины двух российских производителей  – АВТОВАЗа и  ГАЗа. По  данным на 1 июля 2009 года, на учете в столи-це состоит 845 147 разных «лад» и «жигулей» (24,4% московского автопарка). Правда, это наследие недалекого прошлого: возраст половины вазовского парка превышает 10 лет. Машины марки ГАЗ в большинстве своем тоже преклонного возраста. Третье место в  общем зачете (и первое среди иномарок) принадлежит компании «Форд» (5,4% парка). Преимущественно это относительно свежие автомобили  – их возраст не  превышает пяти лет. Самые любимые модели москвичей  – «Фокус», «Фьюжн» и  «Мондео». А  вот патриотическая марка «Москвич» откатилась в Москве уже на 12-е место. В парке Московской области, как и  в  большинстве регионов России, с  большим преимуществом лидирует марка «Лада», причем больше половины машин – «классических» моделей. В  первую десятку в  Подмосковье попали и  иномарки «Ниссан», «Хёндай», «Мицубиси», «Шевроле», «Опель».За рулем 02/2010 161