68
69
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ РЕЖИМЫ ТРАНСМИССИИ 4×4Все включено«Подключите все, что есть, и тогда выберетесь из любого сугроба!» – такую рекомендацию частенько слышишь от владельцев вседорожников. А вот насколько это поможет, расскажет Сергей Мишин. Фото автора.Вискомуфты, «халдексы» и  прочая механическая и  электронная автоматика, самостоятельно подключающая полный привод и  блокирующая дифференциалы, уже не  редкость в  трансмиссиях полноприводных автомобилей. Тем не  менее на многих вседорожниках осталось ручное управление блокировками межосевых (на  некоторых – и  межколесных) дифференциалов. А уж переход между рядами раздаточной коробки – «ручной» непременно. У  любой «Нивы», будь она хоть «Шевроле», в арсенале есть две дополнительные возможности трансмиссии. Водитель сам волен решать, блокировать межосевой дифференциал или нет, и может выбрать один из двух рядов раздаточной коробки. Однако, чем больше вариантов выбора, тем больше шансов ошибиться.ВМЕСТЕ ИЛИ ВРОЗЬ?Вот, например, весьма распространенная рекомендация – межосевую блоки68За рулем 02/2010ровку всегда включать на  обледенелых и  заснеженных дорогах. Многие полагают, что благодаря ей улучшается поведение автомобиля на  скользкой дороге. Проверим, замерив разгон автомобиля на  льду и  снегу, прохождение ледяного круга и  скорость успешного выполнения переставки на  укатанном снегу. Торможение юзом исключили, поскольку состояние межосевого дифференциала на тормозной путь не влияет. Попутно оценили удобство управления автомобилем и  проходимость в глубоких сугробах. Экзамен держала «Шевроле-Нива» на шинах-липучках Nokian HKPL  R размерностью 205/70R15. Выписка из  зачетной книжки  – в  приведенных таблицах. Ничто не вызывает сомнений, кроме, пожалуй, разгона на льду. Наука говорит, что блокировка должна слегка улучшить разгон, однако в  жизни получилось по-другому. Казус в  том, что удерживать два колеса на  грани пробуксовки гораздо проще, чем четыре –одновременно они резче срываются в  буксование. А  даже небольшое проскальзывание на льду приводит к потере эффективности разгона. Результаты подтверждены оценками, полученными на круге и переставке, – очевидно, что маневрировать лучше при разблокированном дифференциале. А вот на прямой жесткая связь мостов слегка стабилизирует поведение автомобиля. Реальная помощь от блокировки – на подъемах, когда изменяется развесовка и  разгруженный передок склонен к пробуксовке. Итак, блокировка межосевого дифференциала на  ровных скользких дорогах, за  исключением движения на  подъем, не  дает никаких преимуществ, а  в  поворотах даже вредит, усложняя управляемость.ВО ВРЕД...При движении по  прямой все колеса проходят пути равной длины и вращаются с одной скоростью. Соответственно блокировка здесь никак себя не проявляет. Другое дело – движение в повороте, где все колеса идут собственными траекториями, проходят разные пути и должны вращаться с различными угловыми скоростями. Чем круче поворот, тем существеннее разница. И здесь жесткая связь только вредит. Уравнивание угловых скоростей колес приводит к их проскальзыванию или пробук- совке и,  как следствие, к  потере траекторной устойчивости. Интереса ради можете убедиться в этом на наглядном примере: на асфальтовой площадке выверните колеса «Нивы» до  упора, включите «нейтраль» в  коробке и  раздатке и  попробуйте протолкать машину руками до  описания полного круга. Одному, возможно, будет тяжеловато, но  вдвоем  – запросто. А  теперь заблокируйте межосевой дифференциал. Даже объединив усилия нескольких человек, не сможете сделать и четверти круга. Теперь поговорим о  проходимости, во  многом зависящей от  величины реализуемого крутящего момента. Он ограничен весом, приходящимся на ведущие колеса, и сцеплением их с дорогой. (Двигатель на первой пониженной передаче, как правило, способен создать куда больший момент!) Проблемы здесь могут возникнуть в  двух случаях. Первый  – у  колес разное сцепление с дорогой. Второй – значительное перераспределение веса (например, при движении на подъем) или потеря контакта с дорогой из-за значительных неровностей. При подобном раскладе дифференциалы оказывают медвежью услугу – реализуемый момент определится самым «бесполезным» колесом, вплоть до  нулевого момента на  том, что повисло в  воздухе. Тогда, чтобы автомобиль смог двигаться, межосевой «диффер» нужно заблокировать. Вывод: блокировка необходима только на  неоднородном покрытии, скользком подъеме или таких неровно…И НА ПОЛЬЗУРЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВУпражнение Время разгона 0–40 км/ч на льду, с Время разгона 0–40 км/ч на снегу, с Время прохождения ледяного круга, с Скорость выполнения переставки, км/ч Межосевой дифференциал разблокирован 11,9 4,8 19,8 44,2 Межосевой дифференциал заблокирован 12,4 4,4 20,5 44,7 Эффективность применения блокировки минус 4,2% плюс 8,3% минус 3,5% минус 1,1%РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОКУпражнение Оценка удобства троганья и разгона на горизонтали Оценка удобства троганья и разгона на подъеме Курсовая устойчивость на заснеженной дороге Управляемость Торможение на прямой Торможение в повороте Движение прямо в глубоком снегу Повороты в глубоком снегу Межосевой дифференциал разблокирован отлично буксуют колеса передней оси автомобиль немного рыскает, требует подруливания Межосевой дифференциал заблокирован отлично отличноавтомобиль немного рыскает, требует подруливания входе в поворот снос передней запаздывающие реакции на поворот при на дуге поворота занос даже при руля, на дуге поворота возможен занос оси; небольшом довороте руля задние колеса блокируются раньше отлично передних задние колеса блокируются раньше передних отлично отлично сильный занос задней оси отлично задние колеса сползают в колею, проложенную переднимистях, какие способны привести к диагональному вывешиванию автомобиля.ПЕРВАЯ ПОНИЖЕННАЯЗдесь все гораздо проще. Пониженная передача нужна, лишь если автомобилю не  хватает тяги  – в  рыхлом песке, густой грязи, на  крутом подъеме либо с тяжелым прицепом на крюке. Если момент ограничен сцеплением колес с  грунтом, излишняя тяга вредна. Пробуксовка лишь усугубит положение. Трогаться в таких условиях можно, лишь ограничивая подачу газа, то  есть величину крутящего мо-мента. Пониженная передача в  таких условиях зачастую может осложнить ситуацию. Когда силы сопротивления больше сцепления, движение попросту невозможно. Тогда придется расчистить колею или убрать снег из-под машины. Так что если ваш полноприводник буксует в снегу четырьмя колесами, берите лопату или ищите трактор. Буксует двумя – включение блокировки еще поможет. Переход на  пониженную передачу оправдан, если не хватает тяги, то есть мотор не способен провернуть колеса.Блокировка межосевого дифференциала на гололеде вредна. Исключение – разве что скользкий подъем.Буксуют четыре колеса – ни блокировка, ни пониженная не помогут. Придется искать буксир или откапываться.За рулем 02/201069