170
172
173
ГРУЗОВИКИVOLVO FH13Шведское семействоУже год в Калуге работает завод по сборке тяжелых грузовиков «Вольво». С семейством их родственников по шведской линии знакомился Николай Мордовцев. Фото Георгия Садкова.ет двадцать назад никому даже не  приходило в  голову, что кроме МАЗов-КамАЗов в  нашем отечестве будут делать и  совсем другие грузовики. Автопроизводители европейской «большой семерки» очень быстро сообразили, что промсборка на новой территории – дело выгодное, а коли так, то пора и в России открывать свои заводы. Наиболее оперативно и  настойчиво за  дело взялась шведская компания «Вольво». Еще в конце 90-х был проект отверточной сборки грузовиков на территории ЗИЛа, но  дело не  заладилось, и позже производство развернули в Зеленограде. В марте 2003 года там собрали первый седельный тягач «ВольвоFH12». В технологический процесс бы-Лла включена даже сборка рамы, и  сами шведы признали, что наше качество ничем не  уступало европейскому. В  2007  году уже собрали 506  грузовиков серий FH и  FM. Следующий этап – запуск в январе 2009-го сборочного производства в  Калуге, рассчитанного уже на  10  тысяч автомобилей. (Еще 5  тысяч грузовиков будут выпускать под маркой «Рено тракс»  – обе компании входят в  состав одного концерна.) Конечно, при таких объемах рано говорить о  локализации производства, и  здесь, видимо, не  скоро начнут штамповать, сваривать и  окрашивать кабины, как на «ИВЕКО-УралАЗе» или на заводе «ФИАТ-Соллерс» в Елабуге. Двигатель – тоже далекая перспектива. В Калуге собирают шасси для гру-зовиков и  самосвалов, а  также комплектные седельные тягачи. Последние, по  прогнозам шведов, будут особенно востребованы, поэтому в  программе «Вольво Восток» есть бюджетный «Вольво-FM9 Регион Профи». Но флагманом компании остается серия  FH. Не  случайно первым грузовиком, собранным в Калуге, стал именно седельный тягач «Вольво-FH13». В  отличие от  братьев-близнецов, которым сразу была уготована работа под седлом, первенца целый год возили по выставкам и презентациям. Но сладкая жизнь фотомодели закончилась, и  машину устроили на  работу. Теперь ее будут снимать разве что фотокамеры ГИБДД.ПРОЖИТОЧНЫЙ МАКСИМУМТак каким же может быть «Вольво-FH» российской сборки? В  первую очередь таким, какой нужен отечественному перевозчику. Скорее всего, с самой просторной кабиной из  всей гаммы грузовиков  – «Глоубтроттер». Это имя существует уже 30 лет. С годами менялись каркас, фасад, интерьер кабины, но  остается неизменной суть  – максимальный уровень комфорта. «Глобус» сразу  же завоевал уважение российских водителей качеством отделки и  продуманным интерьером. Комфортом грузовик не уступает легковой машине, с поправкой, конечно, на специфику работы. Регулируемая рулевая колонка с  фирменным пневмоза-170 За рулем 02/2010 ГРУЗОВИКИ | VOLVO FH13жимом, сиденья с  электроподогревом и электроприводами регулировок, с велюровой или кожаной обивкой. Мне довелось немало поездить за рулем «Вольво-FH». Трасса Москва  – Питер, зимники Якутии и  Чуйский тракт Алтая, Западная Сибирь и Урал, Испания и  Швеция  – поверьте, можно запросто проехать 400  километров за  один присест и  выйти из  машины со свежей головой, а не с чугунной. Наши дороги при езде на  FH становятся как будто лучше  – огрехи их скрадывают большие шины, длинные малолистовые рессоры и пневмобаллоны подвески, четырехточечная пневмоподвеска кабины и,  наконец, «подвешенные на воздухе» сиденья. И  суровые холода не  помеха. Основная «печка» уверенно справляется с 40-градусными морозами, а на подхвате мощная «сухая» автономка. Могут установить жидкостный отопитель, который перед пуском еще и  прогреет выстудившийся дизель. Разумеется, для жаркого лета есть кондиционер. Бытовые условия тоже вполне достойные. Над ветровым стеклом – почти шкаф объемом около 200  л. Под нижним матрацем левый ящик  – для одежды, правый – под инструмент, вы-движной по  центру  – под продукты. На  заказ поставят небольшой холодильник.ДИНАМИЧЕСКИЙ ФАКТОРСамые известные в России моторы для «Вольво-FH»  – дизели семейства D12 теперь не  устанавливают, хотя модификация D12D соответствовала нормам Евро IV и мощность в 380-460 л.с. вполне устраивала наших перевозчиков. На  смену пришло новое семейство – D13. А чтобы несчастливое число не отпугивало покупателей, в шильдике на  кабине его нет. Впрочем, объем двигателя только 12,8  л, так что до  чертовой дюжины он не добирает. Мощность – от 360 до 520 л.с., Евро V. Предлагают и  мотор D16Е. Несколько лет он был самым мощным серийным европейским дизелем: 540, 580 или 660 л.с. и момент от 2600 до 3100 Н·м. Самый молодой двигатель для «Вольво-FH»  – D11В (390 и  430  л.с.) появился летом 2008  года. Делают его во  Франции на заводе «Рено тракс». Разница между вариантами для «Вольво» и  «Рено» лишь в  надписи на  клапанной крышке: Renault dXi11. Этим дизелем комплектуют «Рено-Премиум» с  2006  года. Шведы  же, видимо боясьрисковать репутацией, два года выжидали, как покажет себя ими  же разработанный и  выпускаемый под их присмотром мотор. Очевидно, что он будет самым недорогим для «Вольво-FH». Примечательно, что оба двигателя конструктивно схожи: чугунные блоки с мокрыми гильзами, составные поршни с  жаропрочными стальными днищами и бобышками, с алюминиевыми юбками. Общая для всех цилиндров головка с верхним распредвалом, привод ГРМ и  вспомогательных агрегатов шестернями со  стороны маховика, четыре клапана на  цилиндр. Топливная система с  электронно-управляемыми насос-форсунками. Конечно же, есть турбонаддув и  интеркулер. Нормы Евро IV и Евро V инженеры «Вольво» одолевают водным раствором мочевины – AdBlue, но для отдельных модификаций практикуют и  рециркуляцию отработавших газов (EGR). Этот прием помогает снизить количество окислов азота в выхлопе. Еще одна особенность современных дизелей «Вольво»  – моторный декомпрессионный тормоз (VEB), эффективно гасящий скорость автопоезда на спусках: за «Вольво-FH» не стелется смрад от горящих тормозных накладок.Volvo-FH13 400 4×2ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина  ширина  высота  база  Полная масса автопоезда, кг  Нагрузка на ССУ, кг  Максимальная скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л ДВИГАТЕЛЬ: дизельный, Р6, 12,8 л, 294 кВт/400 л.с. при 1900 об/мин, 2000 Н·м при 1100–1700 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: заднеприводная, М14. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – зависимая, рессорная/зависимая, пневматическая; тормоза – пневматические, дисковые, c ABS; шины – 315/70R22,5. 5887 2500 3900 3700 44 000 13 000 90 ДТ/710172 За рулем 02/2010 Хорошая кабина и  мощный двигатель  – еще не  весь грузовик. Не  менее важен правильный подбор агрегатов трансмиссии. У «Вольво тракс» свои коробки передач. Для FH предназначены 12- и 14-ступенчатые, с жестким тоннельным картером. Конструкция традиционна: основная коробка трехступенчатая, перед ней делитель, а  сзади  – планетарный демультипликатор. Итого 12 передач плюс две «черепахи» и четыре передачи заднего хода. Сегодня более половины тяжелых грузовиков для западных перевозчиков оснащены механическими коробками с  автоматизированным переключением передач. У  «Вольво» семейство таких коробок  В таком «кабинете» можно без  устали провести  несколько часов  кряду.носит название I-shift, их устанавливают на магистральные и развозные грузовики, автобусы и даже на самосвалы. Главные достоинства  – проще управление автомобилем и ниже расход топлива. Есть и  несколько вариантов ведущих мостов, с  разной осевой нагрузкой, передаточными числами, с блокировками дифференциалов или без них. Седельные тягачи обычно комплектуют мостами с  экономичной и  надежной одинарной гипоидной передачей с передаточными числами от 2,2 до 3,8. А  это тоже поможет более точно настроить автомобиль на будущую работу в России.  Пневмоподвеска  (на фото хорошо  видны реактивные  штанги ее направляющего аппарата)  не только бесшумна, но и довольно сниходительна  к дорожному  покрытию.На правах рекламы