180
181
182
183
РОССИЙСКОГО АВТОПРОМАFIATЭКОНОМИКА | ИСТОРИЯБРАК ПО-ИТАЛЬЯНСКИИтальянская компания «Фиат» одна из старейших в мире (родилась в 1899 году), в России она тоже числитсяодним из самых заслуженных производителей автомобилей. Но в последние годы итальянцам у нас не оченьвезло. В причинах пытался разобраться Игорь Моржаретто.НАШЕ ВСЁ!Это про пиццу и «Чинзано» мы узналикакую-то четверть века назад, а вотитальянские машины в нашей странелюбят и уважают давно. Еще бы,у туринских автофабрикантов (аббревиатура, ставшая названием компании«Фиат», переводится как «итальянскаяавтомобильная фабрика в Турине»)всегда было желание открыть свое производство в России. Видимо, чем-топривлекали их российские покупатели,манили русские просторы… Перваяпопытка была предпринята в началеХХ века: в августе 1916 года в Москве,в Тюфелевой роще, заложили будущийзавод (АМО), который должен былвыпускать по лицензии полуторатонные итальянские грузовики «Фиат‑15Тер». Их собрали гораздо меньше, чемпланировали, – всего несколько сотен.Рабоче-крестьянское правительствонационализировало недостроенныйзавод и в одностороннем порядке разорвало контракт с «проклятыми капиталистами».Но итальянцы оказались людьминастырными и от планов продвижениясвоих автомобилей в России не отказались. Следующая возможность представилась лишь спустя полвека – и ониотыгрались по полной! В середине1960‑х, когда правительство СоветскогоСоюза решило построить главныйавтозавод страны, именно итальянцысумели предложить и лучшие условияконтракта, и удачную модель. Тут ониобошли своих извечных конкурентов –немцев и французов. Так в 1966 году былподписан договор об оказании технической помощи по организации в СССРпроизводства автомобиля «Фиат‑124».Лучший автомобиль Европы 1966 годастали с 1970‑го выпускать в СССР ужекак ВАЗ‑2101.До сих пор классические «жигули»составляют половину автопарка России. Мало того, в 1970–1980‑е годы180 За рулем 07/2012180-183_FIAT-1.indd 18007.06.2012 11:27:45   «Фиат‑124» – лучший автомобиль Европы 1967 года. С него, соб‑ственно, и начался современный российский автопром.  «Панда» образца 1991 года могла стать народным автомобилем, –в Елабуге собирались выпускать такие сотнями тысяч в год.русские «фиаты» хорошо продавалисьза рубежом; благодаря низкой ценеони даже успешно конкурировалис прародителями-«итальянцами».Но с начала 1990‑х «итальянцы»в России попали в затянувшуюся полосунеудач.РЫНОК НЕВЕЗЕНИЯНа первый взгляд, объяснить, почемуэто происходило, довольно сложно.Ведь по-прежнему в Италии могутделать красивые и современные автомобили, а уважаемая международнаянаграда «Европейский автомобильгода» доставалась «Фиату» чаще, чемлюбой другой марке, – 12 раз. Предприятия концерна разбросаны по всемумиру (крупнейшие, между прочим,сейчас работают не в самой Италии,а в Бразилии, Аргентине, Польше, Турции, Индии, Китае, Южной Африке).Как минимум пять раз (опять жебольше, чем любая другая компания)  «Мареа» и   «Палио»должны были попастьна конвейер Горьковскогоавтозавода в 1998–1999‑м.итальянцы за последние 20 лет пытались укорениться и в России. Увы, большей частью безуспешно…Но каким многообещающим былоначало! В конце 1980‑х в СССР решилипостроить еще одно гигантское предприятие по выпуску народных автомобилей.Завод мощностью до 800 тыс. машинв год заложили в Елабуге. В качествеосновного претендента на роль народного называли популярную итальянскуюмалолитражку «Фиат-Панда»; несколькоэкземпляров вовсю изучали на АВТОВАЗе на предмет подготовки к серийномупроизводству. Но гигантский проект развалился еще до того, как распался Советский Союз: поговаривают, фиатов­цыпредвидели скорый закат «нерушимого».Успели сдать всего пару корпусов.«Итальянцы» в Елабуге, правда, ещепоявятся, но это будет позже.Следующий большой контрактоформился в 1997 году: планировали создать совместно с ГАЗомпредприятие «Нижегород-моторс»и выпускать ежегодно свыше 100 тыс.легковых автомобилей двух-трехмоделей. Новому СП указом президента предоставили льготы и государственные гарантии; подготовили цехабывшего завода дизельных двигателей,даже закупили современное окрасочное оборудование. Но из-за дефолта1998 года проект опять не сложился.В память о нем на ГАЗе остался цехокраски, соответствующий мировымстандартам. А у итальянцев, похоже,только окрепло желание открыть производство в России!О следующем проекте известносовсем мало. В начале 2000‑х «Фиат»рассчитывал наладить сборку своихмоделей в Тольятти. По некоторымсведениям, для этого даже разработалина фиатовской платформе перспективную модель «Лады». План был такой:на конвейере Волжского автозаводасобирать и итальянские автомобили,За рулем 07/2012 181180-183_FIAT-1.indd 18107.06.2012 16:37:04 РОССИЙСКОГО АВТОПРОМА| ИСТОРИЯFIATКРАТКАЯ ИСТОРИЯ КОМПАНИИ «ФИАТ»В РОССИИ, 1991–2012 годыи российскую модель, созданнуюсовместными усилиями. Возможно,идея могла сработать (видевшие ту,секретную «Ладу» говорят, что она удалась), но вмешались «внешние силы».В конце 2004 года на АВТОВАЗ пришелконцерн «Рособоронэкспорт», стараякоманда управленцев была отправлена в отставку. Дальнейшие переговоры с итальянцами завершилисьничем. А вскоре акционером заводастал альянс «Рено-Ниссан» – и тема«Фиата» закрылась окончательно.РОМАН С МЕТАЛЛОМС 2006 года права дистрибьюторамарки «Фиат» получила компания«Северсталь-авто». Собственностьюроссийской фирмы был автозавод УАЗ,но ее основной акционер Вадим Швецов вынашивал амбициозный план –стать крупнейшим автопроизводителемстраны. Он подыскивал иностранныхпартнеров, и тут его интересы совпалис планами концерна «Фиат». Компания «Северсталь-авто» (позже онаполучила иностранное имя «Соллерс»)начала с продаж автомобилей «Фиат»,но довольно быстро перешла к следу­ющему этапу. На бывшем Заводемикролитражных автомобилей (дочернее предприятие КамАЗа), купленномнезадолго до этого, организоваликрупноузловую сборку всемирногоседана «Фиат-Албеа». Вскоре заводосвоил также сварку и окраску кузовов,а к седану добавился фургон «Добло».Бизнес успешно развивался: в 2007 годуоткрылась еще одна сборочная площадка – в уже упомянутой Елабуге.Там стали собирать фургоны «Дукато».В течение нескольких лет они былисамыми популярными иномаркамиэтого класса в России. В 2010 году приступили к крупноузловой сборке седанаС‑класса «Линия».Казалось, наконец-то у итальянцев в нашей стране все складываетсяхорошо! Даже больше. В феврале2010 года в присутствии председателя правительства РФ руководители«Фиата» и «Соллерса» подписалисоглашение о создании совместногопредприятия по разработке и производству автомобилей. План впечатлял масштабом: выпускать ежегоднодо 500 тыс. машин различных классов.Для развития проекта правительствоРоссии гарантировало предоставление беспрецедентного (и практическибеспроцентного) кредита в размере2,1 млрд. евро. Ни один иностранныйпроизводитель таких условий в Россиине получал. Ходили слухи, что проект опекал лично Виктор Христенко,тогдашний министр промышленности, но даже в таких «шоколадных»условиях итальянцам в который разне повезло. В 2011 году «Соллерс»и «Фиат» партнерские отношения расторгли. Российская компания сошласьс более перспективным, по ее мнению,партнером – «Фордом», а «Фиат» опятьпустился в свободное плавание. В концетого же года сборка итальянских моделей в Елабуге и Набережных Челнахпрекратилась.Не задался еще один проект, который концерн «Фиат» собирался развивать параллельно. В 2007 году ИВЕКО(дочернее предприятие «Фиата»,  «Добло» начали выпускать в НабережныхЧелнах в 2007 году, прекратили – в 2011‑м.  «Албеа» собирали на заводе «Соллерс»с 2006 года. Неброский, но достаточно совре‑менный седан пользовался популярностью;в родном Татарстане на него «подсели» так‑систы и даже государственные службы.  Там, где совсем недавно собирали«фиаты», теперь монтируют оборудованиедля «фордов».специализирующееся на коммерческой технике) и российская фирма«Самотлор-НН» учредили в НижнемНовгороде совместное предприятие«Савеко». Объем производства новогоСП на первом этапе должен был составить 25 тыс. легких коммерческихавтомобилей «ИВЕКО-Дейли». Черездва года, в октябре 2009‑го, был поданиск о признании «Савеко» банкротом,а строительство заморозили. Впрочем, под него успели выделить толькопустую площадку.182 За рулем 07/2012180-183_FIAT-1.indd 18207.06.2012 11:27:52 ЖАДНОСТЬ ПОДВЕЛАТак почему же не осуществился ни одиниз проектов, заявленных итальянскойкомпанией в России? С кем бы онани начинала свой бизнес – с ГАЗом,Волжским автомобильным заводом,группой «Соллерс», – итог всегда один.Опрошенные эксперты сходятся во мне‑нии, что, конечно, «Фиат» не прочьпоработать в России, но при этом черес‑чур старается сэкономить. Уже лет пят‑надцать он теряет свою долю не толькона рынках Европы, но даже на своемсобственном, домашнем. Да, автомо‑били туринского бренда чаще другихполучают награды за технику и дизайн,но вот качество никогда не было ихсильной стороной. Концерн пережи‑вает не лучшие времена. Нескольколет назад итальянцы купили тонущуюкомпанию «Крайслер» и теперь рас‑считывают совместными усилиямиснова занять лидирующие позиции.Соответственно главная цель сегодня –завоевать американский рынок, одиниз крупнейших в мире. А российский…Он в списке приоритетов находится,видимо, только в конце первой десятки.Дальше – чистые фантазии. Навер‑ное, людям, которые с итальянскойстороны вели переговоры с россий‑скими партнерами и Минпромторгомо предоставлении режима промсборки,поставили задачу максимально пере‑ложить расходы на русских. И хотянаши были готовы предоставитьвыдающиеся условия, «Фиат» ока‑зался крайне неуступчивым. В итогеитальянцы категорически отказалисьпередать совместному предприятиюнаработки по новой платформеCompact Wide. То есть вы вкладывайте,стройте заводы, развивайте дилерскуюсеть, а мы будем решать, какие моделиставить на производство, где вамотводится роль сборщиков, не более…В такой трактовке совместная работастала «Соллерсу» неинтересной.Разрыв с «Соллерсом» и переори‑ентация на американский рынок дорогостоила «Фиату» и его дилерам в Рос‑сии. Львиную долю продаж в послед‑ние годы давали модели, собранныев Набережных Челнах («Албеа»,«Добло») и Елабуге («Дукато»), про‑дажи прочих были микроскопиче‑скими. Результат закономерен: в апрелеэтого года в России продано лишь144 машины – примерно по однойна каждый дилерский центр. Сравните:год назад, в апреле 2011‑го, россиянеприобрели 2,7 тыс. «итальянцев». Сбытстал валиться с декабря, когда подошлик концу запасы машин, собранныхна заводах «Соллерса». Тем не менеев марте еще удалось продать 1,1 тыс.автомобилей.  «Историческое» подписание соглашения 2010 года о строительстве завода на 500 тыс.автомобилей в год. Сидят: Вадим Швецов («Северсталь») и Серджио Маркионне («Фиат»).Благословляют союз глава Татарстана Минтимер Шаймиев и премьер-министр РоссииВладимир Путин. Через год договоренность расторгли.С января этого года продажами«фиатов» занялось представительство«Крайслер». Перезапуск итальянскоймарки пришелся как раз на кризисныйапрель. В новой гамме пока всего двелегковые модели (500, «Пунто») и паракоммерческих («Добло», «Дукато»).Но эти модели, собранные за рубе‑жом – в Италии, Польше, Турции, –пока проигрывают конкурентам в цене(от 555 тыс. руб. за самый дешевыйпятидверный «Пунто» с кондиционе‑ром и передними электростеклоподъ‑емниками), а имидж марки в Россиине так высок, чтобы при прочих равныхпокупатель выбрал именно «Фиат».На этом фоне представителиитальянского концерна выступаютс оптимистическими заявлениями.В прошлом году, когда российское пра‑вительство ужесточило условия пром‑сборки, в списке «подписантов» неожи‑данно для всех снова оказался «Фиат»!Причем итальянцам удалось каким-тообразом убедить Минпромторг воз‑родить старое инвестиционное согла‑шение о создании совместного пред‑приятия ИВЕКО и «Самотлор-НН».В его рамках теперь уже альянс «ФиатКрайслер» планирует построить новыйзавод в Санкт-Петербурге. Еще однимпартнером готов выступить Сбербанк.Поначалу он хотел предоставить ита‑льянцам уже имеющиеся мощности(«Дервейс», ТагАЗ), но в конце концовприняли решение строить заводс нуля. Переговоры о месте с властямиСеверной столицы продолжаются ужевторой год, и, похоже, «Фиат» сновавыбивает для себя особые льготы. Хотяпока речь идет лишь о сборке моделейзаокеанского партнера – до 120 тыс.вcедорожников марки «Джип» в год.Эксперты только разводятруками по поводу подобного выбора:реально ли сегодня продать такуюармаду американских вседорожни‑ков? Ведь продажи «джипов» в месяцне превышают 300 штук на всю Рос‑сию… А сборку коммерческих «дукато»вроде бы столковались организоватьв Москве, на ЗИЛе. Тоже очень стран‑ный выбор, особенно с точки зренияэкономики проекта.В любом случае «Фиат» сдаватьсяне намерен и обещает в ближай‑шее время сделать новые заявленияпо поводу проектов сборки. А покакомпания проводит реструктуризациюдилерской сети: ее хотят объединитьс автосалонами марок «Крайслер»и «Джип». Для того же, чтобы постро‑ить и развить полноценную сеть диле‑ров, концерну может понадобитьсяоколо двух лет.Ведь за последние 20 лет россий‑ский рынок вырос, стал вторым по про‑дажам в Европе, а «Фиат» осталсяна тех же позициях, что и два десятиле‑тия назад.За рулем 07/2012 183180-183_FIAT-1.indd 18307.06.2012 11:27:53