164
165
ПОДСОС ВОЗДУХАРЕМОНТ и СЕРВИС | МАСТЕРСКАЯИСКУССТВЕННОЕДЫХАНИЕНекоторым системам автомобиля свежий воздух абсолютно противопоказан. О неожиданных случаях его проникновения рассказывает Анатолий Вайсман.Когда медсестра удаляет из шприца воздух,не заигрывайте с ней: крошечный пузырек,попав в кровь, может нарушить питаниемозга. Посторонние газы в некоторых системах автомобиля тоже способны наделать бед.Так, в отличие от практически несжимаемой жидкости в гидроприводе тормозов, попавший в неговоздух под давлением многократно уменьшаетобъем: педаль становится «мягкой». А еслиупрется в пол, тормозов, считай, нет! В то же время современные тормозные жидкости очень гигроскопичны – и если эксплуатируются без замены лет пять и больше, то настолько насыщаютсяатмосферной влагой, что этот коктейль в раскаленных рабочих цилиндрах готов закипеть. Парвытеснит оставшу­юся жидкость – и чем тогдатормозить?У системы охлаждения свои фокусы.При чрезмерном нагреве жидкость первым делом закипает там, где ее давление самое низкое:на входе в помпу. Уже с первыми пузырями паранапор крыльчатки падает, нагрев ускоряется. Ещенемного – и напор упадет до нуля, жидкость забурлит в рубашке охлаждения, что для двигателяприговор.В системе смазки воздуху тоже не место. Насос забирает масло из картера. Если уровень мал,при энергичных маневрах он может прихлебыватьвоздух. Но краткие вспышки красной лампы простительны лишь на холостом ходу, а никак не принагрузке.У систем питания и выпуска отношения с воздухом более интимные. Чтобы горючее экологично сгорало в цилиндрах, его смесь с воздухомдолжна быть стехиометрической – 1 кг : 14,7 кг.Но стройную теорию грубо рушит постороннийвоздух. Если он подсасывается в цилиндры, например, через разрыв прокладки коллектора, смесьв цилиндрах будет точно обеднена.Сегодня датчик кислорода, как верныйцербер, стережет вход в каталитический нейтрализатор: устройство правильно работает лишьпри сгорании стехиометрической смеси. Если датчик сообщит контроллеру о лишнем кислороде,тот прикажет форсункам увеличить подачу бензина – и состав смеси скорректируется.Но представим, что воздух подмешиваетсяк отработавшим газам сквозь трещину трубыперед датчиком кислорода. Последний будет начеку и «настучит» контроллеру. По сути, сигнало том, что смесь бедная, является ложным, но контроллер прикажет форсункам прибавить топлива.Смесь в цилиндрах может значительно (до 20%)  На этом «Пежо»искали дырку…А посторонний воздух пропускал клапан адсорбера.  Изжеванноеуплотнительноеколечко двигателя«Хёндай» травиловоздух в системупереключенияконтуров системывпуска.обогатиться – увеличится расход топлива, вырастут выбросы СО и СН, начнутся перебои в работе,загорится сигнал «проверь двигатель». Вывинтишь свечи – они закопченные, то есть по всемпризнакам смесь богатая, но в памяти самодиагностики запишется ошибка «бедная смесь» – ведьлишнего кислорода в выхлопе меньше не стало.В этой спорной ситуации и проверяется квалификация диагноста.Посторонний воздух может проникать в двигатель не только через прорехи в прокладкахстыков деталей, но и сквозь «щели» в магистраляхвпускного коллектора, адсорбера, вакуумногоусилителя тормозов. Реже встречаются дефектысальников коленчатого вала (и не только его),из-за которых воздух попадает в картер, а оттуда,уже с картерными газами, по системе вентиляциидобирается до цилиндров. Часто смесь обедняетсятолько в одном цилиндре, – он работает с перебо­ями либо совсем отказывает, что наиболее заметно при малых оборотах.Однажды попал к нам «Хёндай-Терракан», егошестицилиндровый двигатель трясло, как в ознобе. Мы заподозрили подсос воздуха, но как найтиреальную дырочку в таком сложном моторе? Заметив, что механик готовит жидкость WD‑40, хозяинсовсем помрачнел: уже не раз мотор ею поливали,да все без толку!Не сразу получилось и у нас. Вот уже израсходовали граммов триста зелья, а результата нет.Случайно пульнули струю куда-то в сторону –и двигатель вдруг зарокотал ровно! Но куда попали? Пока спорили, мотор, словно дразня, вновь164 За рулем 07/2012164-165(1_3G)_Vozduh!.indd 16407.06.2012 11:16:48 задергался. Уже зная примерное направление,брызгали туда вновь и вновь, помаленьку сужаякруг поиска. Двигатель на секунду успокаивался,потом снова начинал трястись. Так и добралисьдо механизма управления заслонками, переключающими контуры впускной системы. А затем –до изжеванного резинового колечка, уплотняющего ось заслонок: оно и пропускало воздух! Новоеобошлось хозяину в пятак, что странным образомзадело его самолюбие: из-за этакой фитюлькистолько неприятностей!Еще случай. Прикатил гарантийный «Хёндайiх35». Первые 7000 км он вел себя пристойно,но затем его стали обгонять дети на скейтах.Машина явно дурила. Но с чего начинать поиск?Идею неожиданно подсказал владелец: «Послеторможения мотор совсем никакой!». Тут уж мыего и завели… Он поначалу задергался, но потом,когда пережали ручными тисками шланг вакуумника, – заработал ровно.Вижу, владельцу не терпится прокатиться,хоть и с дубовыми тормозами. Отъехал метровна сто и вернулся счастливый: машину не узнать!Вооруженный знанием, он отправился к дилеруна замену дырявого усилителя: «Пусть только попробуют отказать!».Следующий пример. Двигатель ВАЗ‑2112 мыполивали и так, и сяк, а он всё куражился. Но вотбрызнули на ДМРВ – угомонился. Оказалось,между этим датчиком и дроссельным патрубкомнет прокладки. Водитель скромно объяснил, чтонедавно чистил патрубок, но прокладки там «отродясь не было». Слукавил, конечно. Пришлосьпоставить свою, – мотор заработал ровно.А вот уникальный случай полезного подсоса!Двигатель впрысковой «семерки» уподобилсяИлюше Обломову – сочетал обжорство с ленью.Пока искали причину, хозяин попросил заменитькорпус воздушного фильтра. По его словам, парумесяцев назад, когда заменяли «гармошку», корпус треснул. Юнца пожурили, ведь через трещинув цилиндры шел неочищенный воздух!Ну а с новым корпусом… мотор перестал заводиться. Корпус фирменный, все дырки на своихместах, «гармошка» свежая, как будто с полкимагазина не слезала. На всякий случай поставилидругую – и двигатель победно запел! Оказывается,фильтр от неизвестного производителя воздухпочти не пропускал, и, не будь трещины в корпусе,мотор вообще не смог бы работать.Закончу несколькими словами о технологиях.Мы предпочитаем выявлять подсос воздуха в двигатель горючими жидкостями вроде WD‑40. Онине вредят электроприборам, легко проникают в любые щелки, а при попадании в цель выравниваютработу двигателя. Противопожарные меры, самособой, принимаем. Вода же, попадая в цилиндры,затрудняет их работу, глушит. С нею искать подсоссложней, да и электропроводке она не на пользу.С системой выпуска иначе: поливать раскаленные трубы водой бесполезно, горючими жидкостями – опасно. Как искать дырки? В наши дниприменяют так называемые дым-машины: дымподают в исследуемую магистраль – струйка выдает прореху. Эти недешевые устройства увидителишь в отдельных дилерских центрах. Чащедиагносту приходится уповать на собственныеслух, осязание и обоняние: при работающемдвигателе из любой трещинки системы выпуска«сечет» по носу, ушам, рукам…  Чтобы выявитьподсос воздухачерез вакуумныйусилитель, можнопережать шланг.Но только не жесткий – такой насилия не терпит!На правах рекламы164-165(1_3G)_Vozduh!.indd 16507.06.2012 11:16:50