228
229
230
231
232
КЛАССИКИSKODA OCTAVIA SUPERБЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕВЕСНА ПАНИ «ОКТАВИИ»Полвека назад многое было по-другому, но солнце светило так же, да и голубая «Шкода»с той своей первой весны почти не изменилась. Впечатлениями от нее делитсяСергей Канунников. Фото Сергея Шерстенникова.Ну что, запыхалась немного? Да,100 км/ч для такого мотора,а главное, в таком возрасте –скорость серьезная. Но ведь мыопаздывали, да и твой хозяин Мирослав подбадривал: мол, можно ещебыстрее! Запас по педали газа, действительно, не был исчерпан, но машинувсе-таки жалко – не молоденькая ведь,хотя и выглядит прекрасно.ЛИЦОМ К НАРОДУТрудно поверить, но с 1949‑гопо 1955‑й в Чехословакии автомобиличастникам практически не продавали.Машину удавалось получить лишьза большие заслуги перед государствоми партией. В 1952 году таких гражданнабралось всего пятьдесят три! Причем половине из них достались иномарки. Ну а подавляющее большинствомашин, произведенных в стране (в томчисле на заводе «Шкода» в МладаБолеславе), попадали в государственные и партийные учреждения.Послабление пришло в 1955‑м.Из СССР задул теплый ветерок перемен, да и Чехословакии требовалисьнормальные товарно-денежные отношения. Первым народным автомобилемпослевоенной эпохи стала «Шкода‑440228 За рулем 07/2012228-232_Octavia.indd 22807.06.2012 18:49:44 За рулем 07/2012 229228-232_Octavia.indd 22907.06.2012 11:39:31 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕSKODA OCTAVIA SUPERСпартак» (это имя не прижилось и про‑существовало недолго): симпатичныйдвухдверный седан с 40‑сильным мото‑ром. Автомобиль стоил 27 900 кронпри средней зарплате в 1300. В 1959‑мдебютировала «Шкода-Октавия»,наследница 440‑й модели.Изменились элементы отделки(впрочем, их и так меняли регулярно),но главное – вместо архаичных попе‑речных рессор в подвесках появилисьпружины. К слову, народные автомо‑били с полностью независимыми под‑весками фирма «Шкода» строила ещедо Второй мировой.ПРО МИР И ДРУЖБУСамый близкий к «Октавии» нашавтомобиль – «Москвич‑407». Ихобъединяют тесноватая посадка, близкостоящие педали: нажимая на газ, с непри‑вычки временами задевал тормоз.Впрочем, испытывая «Шкоду»в СССР (советских граждан иномаркамине баловали, – машины покупали в каче‑стве аналогов, в основном для МЗМА),наши инженеры отмечали: по частиразгона, тормозов да и экономичностичехословацкий автомобиль превосходитсоветский. Но «Шкода» была двухдвер‑ной и сзади еще более тесной.Эта чешская «пани» – в версии«Супер», с 1,2‑литровым мотором;в 1962‑м он развивал 47 л.с. (сначалабыло 45). Главное – привыкнуть к алго‑ритму переключения передач: первая –от себя, вперед, задняя – на себя, назад.Синхронизаторы – на всех ступенях,кроме первой (она требует особо акку‑ратного обращения и, желательно,полной остановки), для второй поло‑вины 1950‑х это норма.С «москвичами» «шкоды» встре‑чались не только на городских улицахи в ходе сравнительных испытаний,но и на гоночных трассах. Еще одинпризнак потепления в мире соци­ализма – ралли «За мир и дружбу»,дебютировавшее в 1960‑м: некийаналог мирового первенства, только,как правило, с участием пилотов лишьиз стран СЭВ. Многодневку (первоералли стартовало в Праге, а финиширо‑вало в Москве) первые два годабезоговорочно выигрывали спорт­с­мены ЧССР. Кстати, эта аббревиатура(если кто забыл – Чехословацкая Соци‑алистическая Республика) появиласьв том же году, после принятия новойконституции.230 За рулем 07/2012228-232_Octavia.indd 23007.06.2012 11:39:34 Конституция, волна реабилитаций,в 1962‑м тело бывшего лидера Готвальдавынесли из местного мавзолея… Симпа‑тичная «Шкода-Октавия» воспринима‑лась одним из символов улучшающегосянастоящего и светлого будущего.ОТ ВЕСНЫ ДО ВЕСНЫЗавод в Млада-Болеславе получалнемало валюты от неплохого экспорта.«Октавии» расходились по всему миру –от Эквадора и Японии до Канарскихостровов и США. Но основными рын‑ками сбыта были европейские. Причемне только восточные. В 1961‑м в ГДРпродали 3963 машины, в Финляндии –4061, в ФРГ, чьи граждане знали толкв автомобилях, – 1624. Немало! Правда,стоила там стандартная 40‑сильная вер‑сия очень немного – 3995 марок, всегона 200 марок дороже самого дешевого«Жука». А «Опель-Олимпия» и «ФордТаунус 12 М», более престижныеаналоги, обходились соответственнов 5785 и 5555 западногерманских марок.Через 50 лет, когда по дорогаммира катаются совсем другие «окта‑вии», мы колесим на той, первой,по залитым весенним солнцам холми‑стым дорожкам близ города Либереца,неподалеку от Млада-Болеслава. Ищемподходящие места для фотосъемки. Этоне очень сложно, поскольку внешнездесь все изменилось не сильно: лугане заняли помпезные новомодныезамки нуворишей, а городки не оккупи‑ровали безвкусные дворцы чиновников.Увлекшись, мы забыли о времени.На обратном пути слегка пришпорили«Октавию», мобилизовав ее и свои  Модные в начале 1960‑х приборы и сегодня выглядят современно.Только вот спидометры нынче размечают до куда больших скоростей.возможности. Не ралли, конечно,но мотору, коробке передач, тормозами узеньким шинам пришлось потру‑диться.Двигатель не очень любит большиеобороты. На затяжных крутых подъ‑емах, где требуется включать вторую,и на дальнице (автострада по-чешски),где держали 100 км/ч, стрелка указателятемпературы воды хоть и не критично,но неумолимо шла вправо. Склоненк перегреву и бензонасос, неудачно рас‑положенный между горячим радиатороми не менее теплым двигателем. Комфорт‑ная скорость «Октавии» – 80–90 км/ч.А вот тормоза понравились.Конечно, в отсутствие гидровакуумногои тем паче вакуумного помощника уси‑лие для интенсивного замедления надоприкладывать солидное, но машина  Ламповый приемник честно работает.Правда, не так чтоб уж очень хорошо…  В этом автомобиле два рычага переключения передач! Отремонтировать привод подрулевого оказалось сложно, поэтомуМирослав установил напольный (как на всех «октавиях» с 1963 года). Но родной, ни к чему не присоединенный, оставил.За рулем 07/2012 231228-232_Octavia.indd 23107.06.2012 11:39:38 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕSKODA OCTAVIA SUPERпри этом не рыскает, не заставляетотлавливать себя рулем.Работы светлой баранкой и безтого достаточно. Хочешь пройтикрутой узкий поворот побыстрее –изволь заранее выбрать люфт, быстроповернуть руль куда надо и, как толькокапот туда направился, вращать егообратно. Немного писка высоких шин,и «Октавия» вновь старательно ускоряется. А на дальнице, где разрешены130 км/ч, наша «пани» даже обогналапару грузовиков. Как в молодости!Ну вот, все фото сделаны, двигатель поостыл – пора прощаться. Жаль!Мне кажется, она готова ехать хотьдо Москвы. Ведь и весна нынче совсемтакая же, как полвека назад…  Именно так крепили антенну на машинахс заказными радиоприемниками.Редакция благодарит МирославаЧерного и компанию «Шкода»за предоставленный автомобильи помощь в организации съемки.  Моторчик объемом 1,2 л (верхние кла‑паны, нижний распредвал) в начале 1960‑хразвивал уже 47 сил.ГАММА ПЕРВОЙ ОКТАВЫ«Шкоду-Октавия» (заводское обозначение – «Тип 985») выпускалис 1959 года. На автомобиль с хребтовой рамой и независимыми подвесками ставили 1,1‑литровый мотор мощностью 40 л.с. (с 1961‑го –42 л.с.). На версии «Октавия Супер» применяли двигатель объемом1,2 л, развивавший 45, затем – 47 л.с. Паспортная максимальнаяскорость такой машины – 118 км/ч. С 1960 года понемногу строилитакже «Октавию TS» (расшифровка аббревиатуры – «туринг спорт»)с увеличенной степенью сжатия и двумя карбюраторами. Моторы1,1 и 1,2 л развивали 50 и 55 л.с. соответственно.В линейке были также универсал «Комби» и родстер «Фелиция».Первый делал филиал во Врхлаби, второй – в Квасинах. До 1964‑го,когда на конвейер встала совершенно новая заднемоторная модель1000 МВ, выпустили 229 531 экземпляр, из них в версии «Супер» –79 489, TS – 2273. Универсалов до 1971‑го произвели 54 086 штук.  Пепельница наддинамиком и термометрна магните примерноиз тех же времен, чтои автомобиль.  Для задних пасса‑жиров есть даже под‑локотники. Но просторанемного.232 За рулем 07/2012228-232_Octavia.indd 23207.06.2012 11:39:42