24
25
26
27
28
29
30
31
«ПОЛИЦИЯ»АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТ24За рулем 07/2012024-032_Баку-Москва.indd 2407.06.2012 15:29:04 – Послушай, мы ведь проводим тесты машин?Масел? Шин?– Ну да, сравниваем всю эту технику.– А почему бы нам не сравнить… ментов?– Не ментов, а инспекторов.– Пардон! В общем, почему бы не проехать странувдоль? Или поперек. А заодно завернуть к соседям,посмотреть на их копов…– Главное, чтобы их копы посмотрели на наспо-доброму… Возьмешь с собой?Примерно такой диалог случился у Игоря Моржаретто и Антона Чуйкина около года назад,а дальше выяснилось, что ехать долго, дорого,сложно… В МВД тем временем прошла реформа: нашамилиция стала полицией, отчего желание устроитьполицейский тест только усилилось. И тут компания«Рено» приглашает на тест-драйв в Азербайджане!В общем, мы вылетели в Баку, чтобы вернутьсяв Москву на дизельном «Дастере». И посмотретьне только на машину, но и на жизнь, а главное –на дорожную полицию трех стран. И, например,посчитать, сколько раз перед новой машинойс московскими номерами махнет полосатый жезл.– Фотоаппарат, диктофон, блокнот?– Всего по два. А свежих журналов – восемь.Полетели!…Первая фраза, которой встречала нас каждаяреспублика или регион, вынесена в заголовок:МОЛОДЦЫ,ЧТО ПРИЕХАЛИ!За рулем 07/2012024-032_Баку-Москва.indd 252507.06.2012 15:28:23 СТРАНА БЕЛЫХ «ЖИГУЛЕЙ»  Мы проехали по дорогам Азербайджанаоколо 400 км, но автомобиль с российскими номерами не остановили ни разу! Хотяна улицах столицы немало экипажей ДПС(YPX по-азербайджански), а по дорогев Грузию мы насчитали 12 пикетов. Деньги,отложенные для взяток, остались нетронутыми (пришлось на границе снова менятьманаты на рубли). Наверное, когда ездишьна новеньком БМВ (штатный автомобильдорожной полиции) и зарабатываешь больше многих сограждан, чувство собственного достоинства не позволяет опускатьсядо поборов. Тем более что четверть официальных штрафов возвращается в ДПС в видедополнительной прибыли. В общем, азербайджанский полисмен куда дальше ушелот бакинского милиционера, чем мы ожидали. Хотя, говорят, взятки все-таки берут.Может, нам «не повезло»?  Баку – самый большой и, видимо, самыйбогатый город на Кавказе. А что вы хотите – онстоит на нефти, купается в нефти! Старый городИчери-шехер, знакомый каждому по фильмам «Человек-амфибия» и «Бриллиантоваярука», со всех сторон обступают небоскребы.Мы были в канун Евровидения («Олимпиадуможно купить, но право на Евровидение –только честно выиграть», – гордятся бакинцы),когда завершалось сооружение самой длиннойв мире набережной. А над городом полыхал«костер» из трех башен бизнес-центра…26Начальник Государственной дорожнойполиции Азербайджанской Республикигенерал-майор Рамиз Зейналов:– Удалось ли нам из ГАИ сделатьсовременную дорожную полицию? Одно‑значно ответить очень сложно. Стараемсясоответствовать всем требованиям,предъявля­емым к дорожной полиции.Не просто смена вывески: одна из главныхзадач – прививать гражданам культурусоблюдения ПДД, сделать это привычкой.Пока культура вождения в стране хро‑мает, до европейской еще далеко. Толькоза прошлый год наши сотрудники выявили892 тыс. нарушений правил дорожногодвижения, 18 тыс. случаев управленияв нетрезвом состоянии. Более 100 тыс.водителей наказали за превышение скоро‑сти, за неправильный обгон – 13 тысяч.– По дороге до границы с Грузией мыпроехали 12 постов и пикетов дорожнойполиции. Нас не остановили ни разу! Этотакая установка – не трогать иностранцев?Или они ловят только нарушителей?– Очень приятно такой вопрос услы‑шать, ведь несколько лет назад о нас гово‑рили совсем другие вещи. Вы знаете, сей‑час не те времена, чтобы наказывать людейпросто так, без нарушения. Во‑первых,везде установлены камеры видеонаблю‑дения. Во‑вторых, граждане, особенномолодые, стали намного образованнееи прекрасно знают свои права (хотя зача‑стую это не мешает им нарушать правила).И без причины полиция давно уже никогоне останавливает, причем для нее нетразницы – едут соотечественники или ино‑странцы. Кстати, гражданам других странне делаем никаких поблажек. А гостям мывсегда рады!За рулем 07/2012024-032_Баку-Москва.indd 2607.06.2012 18:37:43  Власти Бакузакупили несколькотысяч новенькихлондонских кэбов(правда, собранныхв Китае), чтобыокончательновытеснить с улиц«бомбил», которыхдо этого там былонемало.  В какую же лужу сел один из авторов, когда,не заглянув в пресс-релиз, вещал на АЗС про 2‑литровый дизель! Ну, едет он прекрасно, а заправка эта былапервой, что не позволило еще оценить экономичность.На самом деле рабочий объем – полтора литра. Восемьклапанов, турбонаддув, 90 л.с. и 200 Н·м выступаютпротив 1375 кг снаряженной массы и еще двух человекс вещами – получается интересная и быстрая борьбабез всяких нечестных приемчиков вроде турбоямы.Разве что в шести передачах сначала путаешься.  В автопарке страныоколо 1,1 млн. легковых автомобилей. Еслине брать в расчет столицу,заполоненную «мерседесами», то самый распространенный автомобиль –белые «Жигули», причемтюнингованные: всестекла наглухо затонированы. А задние пружиныобрезаны на пару витков,отчего даже пустые«пятерки»-«шестерки»«семерки» глиссируют,словно вспоминая нелегкий груз (как на этомфото).  Азербайджанскийманат примерно равеневро, а бакинские ценыблизки к московским.Зато топливо дешевле,чем в России: дизельное стоит примерно20 рублей за литр, А95 –24 целковых. Зарплатапростого дорожногополицейского, кстати,от 400 до 1 тыс. манатов(в рублях – считайтесами). Плюс премия.  Не полицейские БМВ и не дешевое топливо пробудили в нас зависть,а интеллектуальная транспортная система, которую Баку создал с помощьюкорейских специалистов. Она управляет светофорами, автобусами, ведетвидеонаблюдение и т. д., – в результатеза первые полгода средняя скоростьвыросла с 30 до 45 км/ч, а машинпо некоторым улицам стало проходитьвчетверо больше. Специалисты центрауправления – сплошь молодые ребятас высшим образованием – то и делосбиваются на английский. Их бы манерыда бакинским водителям, которые паркуются намного хуже, чем ездят…За рулем 07/2012024-032_Баку-Москва.indd 272706.06.2012 17:32:24 | СПЕЦТЕСТ«ПОЛИЦИЯ»ВОЕННО-ГРУЗИНСКИЕСКАЗКИ  Полицейские в Грузии не берут на лапу.Вообще. Не прячутся, а патрулируют дорогии улицы (ночью специально обозначаютсебя включенной «люстрой»). Их не боятся.Не знаем, как сильно их любят, но уж точноуважают. И, главное, доверяют. Посты похожи на аквариумы, как и само здание МВД, –так зримо реализуют концепцию прозрачности. ГАИ действительно разогнали в 2004‑м,а численность всей полиции сократили втрое.Аварийность, вы не поверите, сокращается.И еще: теперь машины в Грузии не угоняют.На права можно сдать за полчаса, зарегистрировать машину – за 20 минут. Сказкастала былью.Мы колесили по Тбилиси, проехалиот одной границы до другой, накрутив500 км, и миновали шесть постов полиции.Видели с десяток патрульных «шкод» и один«Приус». На нас не обратили ни малейшеговнимания. Надо крепко нарушить правила,чтобы тебя остановили. Общаются с водителем в этом случае только под видеокамерой.Как в Австрии. Впрочем, реформа полициидошла еще не до всех рядовых водителей,поэтому водят они «по-грузински», не слишком считаясь друг с другом. А пешеходыв Тбилиси просто рискуют жизнью: шагнувпо московской привычке на зебру, скорееуслышите визг тормозов непонятно откудавзявшегося «Опеля», чем гостеприимное«Молодцы, что приехали!».28  Нам повезло: проехали по знаменитой ВоенноГрузинской дороге. Это 208 км какой-то сказки! Онаначинается у Тбилиси, вдоль берега Куры проходитдо места слияния с Арагви (ах, какие слова!), затемпо ущелью реки Байдарка поднимается к Крестовомуперевалу (2400 м). Пересекает Скалистый хребет –и впереди уже наш Терек и Владикавказ. Дорогаоткрыта недавно после долгого перерыва и местами,честно говоря, пребывает в таком состоянии, чтовпору встретить грустную процессию с телом убиенного Грибоеда. Зато позволяет испытать машину(«Дастер» – молодец!), себя (тоже ничего), грузинскуюпограничную службу (пять минут на все формальности)и российскую (заслуживает отдельного рассказа).  «Боржоми»,«Киндзмараули», хачапури,для бывалых автомобилистов – «Колхида»… Сегодняу Грузии есть еще один бренд,широко известный за еепределами. Это реформаМВД и, в частности, ГАИ. Мы,наслушавшись рассказов коллег, стремились в Тбилиси,как в сказку, чтобы проверитьее личным опытом. И вот –Тифлис подо мною…За рулем 07/2012024-032_Баку-Москва.indd 2806.06.2012 17:32:33 Руководитель Сервисного центра МВДГрузииполковник Леван Сонадзе:– У нас уже давно нет ГАИ, всеми проблемами на дорогах занимается патрульная служба. Причем вопросы, связанныес дорожным движением, отнимают только40–45% времени, – патрульные следятза порядком, решают бытовые конфликтыи т. д. А Сервисный центр занимается регистрацией автомобилей, выдачей водительских удостоверений и других разрешений.У нас 11 агентств по всей Грузии; одинтолько центральный офис в Рустави (практически на окраине Тбилиси) пропускаетв день около 3,5 тыс. человек. Например,весь процесс регистрации авто занимает15–20 минут. Не верите? Пойдемте, я вамвсе покажу! Вот инспектор осматриваетавтомобиль, проверяет соответствиеномеров и документов; данные поступаютв компьютерную сеть. Другой инспектор,регистратор, имеет доступ к базе налоговой и таможенной служб, он проводитпроверку за несколько секунд. Уплатитьтаможенные сборы или погасить какую-тозадолженность можете тут же, в отделениибанка. У инспектора есть права нотариуса,поэтому сделка купли-продажи заверяетсяна месте, выдается документ. И завереннаякопия на любом языке!Хотите получить обычный номернойзнак? Он стоит 70 лари. Можете выбратькомбинацию сами, но это будет дороже.Самый дорогой вариант – семь «семерок»,он стоит 10 тыс. лари. Почему-то никто покане заказывал.Как вы говорите, называется у вас такаясистема – принцип одного окна? Не знаю…Скорее, это конвейер, придуманный, чтобылюдям было удобно. Причем сначаламы сделали работающую схему, а потомописали ее в законе. То есть вывод один:надо законы приспосабливать к удобномусервису, а не наоборот.  Грузины просто ликвидировали те структуры, где не смогли победить коррупцию: пожарный надзор, санэпидстанцию,техосмотр… А процедуры, которые были связаны с обслуживанием граждан, перевели на коммерческие рельсы.Выдачей прав, регистрационных документов на машинызанимается Сервисное агентство МВД; на все действияустановлены жесткие регламенты (в том числе по времени).Номера выдает компьютер. Экзамены на получение правдлятся около 30 минут. Мы это проверили лично – каждыйполучил по водительскому удостоверению. Да, экзаменнетрудный и, возможно, потом новичку придется непростона дороге. А что, нашим выпускникам автошкол легко?  Несмотря на то чтоВоенно-Грузинская дорогабыла закрыта для проездаоколо четырех лет, обестороны построили современные переходы.  Интеллектуальнаятранспортная системаработает и в Тбилиси.Проверяли – автобусыходят точно по графику!  Официальных отношений у нас с Грузией нет, поэтомуобменный курс нигде не указывается. Но на границе меняют1 лари на 17 рублей. Бензин и дизтопливо весьма дороги:около 40 рублей за литр, зато поесть, попить и пожитьв Тбилиси можно куда дешевле, чем в Москве.Полицейский, который несет службу на дороге, в городе, в селе, получает от 800 до 2 тыс. лари (13,6–34 тыс.рублей), что по грузинским меркам очень и очень хорошо.Прибавьте полную медицинскую страховку для всей семьии перспективу отличной пенсии – и поймете, почему онине берут взяток. Хотя, конечно, играет свою роль и опасениебыть пойманным особой инспекцией и отданным под суд.За рулем 07/2012024-032_Баку-Москва.indd 292906.06.2012 17:32:44 | СПЕЦТЕСТ«ПОЛИЦИЯ»БРОШУ ВСЁ, УЕДУ НА РОДИНУ!  Итак, дюжина пикетов в Азербайджане,шесть постов в Грузии и с десяток патрулей – но ни одного повода пообщатьсяс москвичами полицейские не нашли! Ну уждома-то, думали мы, нас радостно «примут». И не ошиблись. На первом российскомучастке пути, на трассе Ростов – Баку и далеедо Калмыкии, насчитали 37 постов и пикетов.В районе Кавминвод их плотность достигает, кажется, 1 копа на километр, что вовсене избавляет от гигантской пробки. Дальше –меньше, и в Волгоградской области, где сделано фото, ДПС встречается так же редко, какприличные участки дороги. Красота!  Нам много рассказывали про реформуполиции, – мы можем сказать лишь о том,что сами видели. Пикетов ГАИ по мере удаления от Кавказа становится все меньше,и они, похоже, реально ловят нарушителей,а не путешественников с неместными номерами. Оно и понятно: численность ДПС сократилась достаточно сильно. В Урюпинскомрайотделе ГИБДД, который ныне обслуживает два района – свой и соседний, осталось14 инспекторов ДПС; одновременно дорогипатрулируют всего два экипажа. МРЭО работает так: четыре дня в Урюпинске, еще двадня – в поселке Новониколаевском, соседнемрайцентре. И ведь справляются! Урюпинскийрайотдел даже несколько лет назад наградили новым автомобилей «Хёндай» за снижение аварийности. А может, всё к лучшему?По крайней мере проезжих зря не трогают.Начальник УГИБДД по Республике Калмыкия полковник Владимир Раев:– Сейчас на всю Калмыкию 172 инспектора ДПС (территория республики – 500на 600 км). А было вдвое больше! Конечно,уследить за всеми дорогами сложно, темболее что через республику проходитдагестанский транзит – поток грузовыхавтомобилей из Махачкалы на Волгоград и дальше на Москву. Их водителии машины работают на износ: летомшоферы от переутомления часто засыпают,а зимой наши инспекторы обязательновозят с собой большие термосы с чаем –отпаивать замерзающих в степи (еслистаренький КамАЗ, не дай бог, сломается).Кстати, транзитники обеспечивают намбольшую часть ДТП (всего за прошлый годв республике их случилось 477). Междупрочим, недавно нашли два угнанныхв Москве «аккорда», – их спрятали в фуресреди ящиков с электрическими лампочками.Чтобы следить хотя бы за основнымитрассами, устанавливаем видеокамеры.По-хорошему, нужен вертолет, но этонесбыточная мечта. Более реальнымкажется другое наше предложение: приклеить на рога всему скоту кусочки светоотражающей пленки. Республика у нассельскохозяйственная, животные частовыходят на дорогу и становятся причинойаварий. Так что это не только шутка.  Калмыкия оказалась совсем не «лютой»,а доброй республикой, с бесконечными степями и гостеприимными служивыми на редкихпостах ДПС. По нашей просьбе они продемонстрировали «вооружение» – в багажникепатрульной «Приоры» нашлись все необходимые приборы (включая наладонник), чтобывыявить и наказать нарушителя. Впрочем,здесь самая большая опасность – сон, которыйодолевает на монотонной дороге, а прибор, способный засечь зевающего водителя за несколько верст, пока еще не придумали.30За рулем 07/2012024-032_Баку-Москва.indd 3006.06.2012 17:32:52 П   Оба автора любят путешествовать и слегка досадуют, когдадорога подходит к концу. Особенно в этот раз: машина понравилась чуть не до ссоры – кто кого везет к дому и, следовательно, кто забирает на выходные «Дастер»? Два самых яркихмомента: обгон в Калмыкии, когда потребовалось поднажатьи автомобиль легко набрал 140 км/ч, а под педалью еще былзапас, и финальное перелистывание меню борткомпьютера:средний расход – 6,5 л/100 км. Подсчет на бумаге прибавил10%, но и это прекрасный результат. Кстати, в Закавказье,пока ехали чуть медленнее, расход не превышал 6 литров.В общем, нам было что рассказать ламе в главном буддистском храме в Элисте, когда выяснилось, что он большойпоклонник «За рулем» и мечтает именно о «Дастере». Жальтолько, ждать своей машины ему придется долго, причемотнюдь не по соображениям веры и не из-за финансов (кстати,автомобиль с дизелем стоит от 607 тыс. рублей, с опцияминабежит до 700 тысяч). Очередь на «Дастер» все еще оченьдлинная и едва ли укоротится по выходе этого материала…Проверено ЗР.озади 2960 км, 60 российских пикетов и постов ДПС, дюжинаазербайджанских, шесть грузинских. Нас остановили дважды,оба раза в России: в Северной Осетии и на Ставрополье. Первыйраз клюнули на номера, проверили документы и отпустили. Второйраз попытались развести по классической схеме. В районе аэропортаМинеральные Воды машину остановил пикет ДПС. Двух бравых капитанов, видимо, заинтересовали московские номера «Дастера» – иныхпричин не было. После внимательной проверки всех документов(вдруг что-то не так?) водителя пригласили в машину ДПС, гдеодин из капитанов несколько раз по-доброму поинтересовался:«А не выпивали ли вы вчера вечером? Я ведь понимаю, командировка…». Такие заходы он делал как минимум трижды, но триждыводитель говорил твердое «нет» и предлагал служивому, если тотне верит, отправиться на освидетельствование. Тот, впрочем, всё обещал «что-нибудь найти, если ты сам не признаешься». Мораль: будьтетверды! В конце концов капитаны пожелали нам счастливого путии тут же быстро уехали в противоположном направлении. Видимо,ловить в другом месте менее уверенных водителей…А теперь вопрос: сколько раз, по-вашему, тормознули бы в Россиимашину с азербайджанскими или грузинскими номерами?Поскольку мы затевали путешествие как некий полицейский тест,давайте, как всегда делает ЗР, распределим места.1 место 12 место23 место3Патруль грузинскойполиции. Реформавывела службуна европейскийуровень, причеми по функционалу,и по честности,и по тому, как относятся к служивымграждане.Дорожная службаазербайджанскойполиции. Милициядалеко позади,но пройдено примерно полпути до настоящих, как из книжеки кино, защитниковпорядка.Российская ДПС.Попались же намэти два капитанамента (по-другомуне скажешь)!Мы пообщалисьи с совершеннодругими людьми,настоящими полицейскими (полковник Раев, капитанКарпов, мы о вас говорим – и не только о вас). Честно, боялись,что тормозить нас будут чаще, а вымогать взятки грубее. Всегодве остановки, один неприятный торг – уже хорошо. Но мало.Реформа буксует, скорее напоминая именно смену вывескии сокращение численности, а не принципиальные изменения.Поэтому, как ни грустно фиксировать проигрыш «своей команды», приходится это делать.Интересно, когда возьмем реванш?А вообще – разве мы не молодцы, что поехали?!За рулем 07/2012024-032_Баку-Москва.indd 313106.06.2012 17:32:58