148
149
150
151
АВТОРЕЦИКЛИНГТЕХНИКА | ЭКОЛОГИЯДОСТОЙНЫЕ ПРОВОДЫ«Вот молодец этот самый – усопший: вовсе не требует лишних хлопот», – пел незабвенный бард.Увы, о «железных конях» так не скажешь. Цивилизованный подход к утилизации автомобилей исследовалКирилл Милешкин.ВТОРОЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАССПроизводитель заботится об утили­зации машины еще до ее рождения –на стадии проектирования, выбораматериалов и отработки технологий.Компания «Опель», к примеру, приме­няет более 130 видов пластмасс, годныхк вторичному использованию. Болеетого, уже на этом этапе разрабатываюторигинальные инженерные решениядля упрощения последующей утилиза­ции. Так, отказ от болтов и саморезовпри соединении пластиковых деталейв пользу сварки или защелок сэкономитвремя при переработке. Такие деталиможно не разбирать на мелкие компо­ненты, выуживая металлические вкрап­ления, а отправлять в переработкуцеликом.Любопытно, что нашедшие вторуюжизнь в новых автомобилях металлы,покрышки и пластики, вполне воз­можно, прежде трудились в отправлен­ных на покой машинах. Но в другойформе. Область применения тех жеполимеров, коих в современноймашине около 10% общей массы, чрез­вычайно широка. Переработанныепластиковые бутылки становятсядекоративной крышкой двигателя,корпусом воздушного фильтра илирешеткой радиатора, а измельченнаярезина – уплотнителем. Да что там,некоторые лицевые детали интерьерапрестижных БМВ и «мерседесов» тожеимели предыдущую жизнь.Некоторые вторичные материалымигрируют внутри автомобиля. Этосвязано с тем, что они могут не соот­ветствовать жестким требованиямпо прочности или безопасности, но ещевполне жизнеспособны во вторичных148 За рулем 07/2012148-151(1_2V)_Recycling.indd 14807.06.2012 10:57:38 элементах. В итоге текстиль обивкидеградирует до шумоизоляции пола,стекло – до армирующего материала,применяемого для увеличения жесткости пластиковых элементов. Другойпример – разработанная «Тойотой»более десяти лет назад термопластическая смола. Она начинает жизненныйпуть в роли бампера, после чего с легкостью перерождается в салонные плафоны, набивку сидений или элементыотделки интерьера.По подсчетам немецкой независимой организации TÜV, контролирующей автопроизводителей Германии и их продукцию, современный«Фольксваген-Гольф» примернона 40% состоит из повторно используемых материалов. Другими словами,более полутонны компонентов этоймодели изготовлено с минимальным вредом для окружающей среды.И все без исключения производители(кстати, не только автомобильные)нацелены на дальнейшее улучшениеэтого показателя.РАЗБИРАЕМ ПО СОСТАВУ  В российские шредеры автомобили, увы, отправляются примерно в таком виде.Соблюдаемый минимум – снятие бензобака, и то лишь ради безопасности рабочих.  Теме рециклинга нашлось место в имиджевой рекламе автопроизводителей. Так призываетутилизировать машины «Шкода».  Прошло то время, когда продукты рециклинга прятались в невидимых глубинах авто.Нынешние технологии позволяют делать из вторсырья даже внешние детали салона люксовыхмоделей.Отслужив свой век, автомобиль попадает в отлаженную систему рециклинга.В Старом Свете она практически всеядна: в переработку уходит до 85%живого веса, оставшееся сжигают илизахоранивают. К 2015 году в Евросоюзевступят в силу еще более жесткиенормы: 95 и 5% соответственно.К тотальной разборке автомобиляневозможно приступить, пока в неместь рабочие подушки безопасностии пиропатроны. Команда на блокуправления – и все надувные мешкивыстреливают из-под обивки. Затеммашину подвергают процедуре осушения: из агрегатов откачивают всеэксплуатационные жидкости, вплотьдо масла из амортизаторов и кислотыиз аккумуляторов, – их либо используют как топливо, либо применяютв производстве аналогичных жидкостей. Например, отработанное масло,пройдя многоступенчатый технологический процесс, становится основойдля свежего продукта.Далее машину начинают «раздевать».Покрышки сжигают целикомпо особой технологии или измельчаютв крошку. Последняя обычно продолжает служить в отрасли – из нее изготавливают резинотехнические изделия или дорожное покрытие. Стеклаотправляют на профильные предприятия или пускают на изготовлениестройматериалов (плитка, смеси).После этого наступает чередтщательной сортировки остальных компонентов по материаламЗа рулем 07/2012 149148-151(1_2V)_Recycling.indd 14907.06.2012 10:57:41 | ЭКОЛОГИЯАВТОРЕЦИКЛИНГ  Концерн «Фольксваген»разработал фирменнуютехнологию рециклингасовместно с фирмой«СиКон» (SiCon).и вариантам дальнейшего исполь­зования. На каждой пластиковойдетали есть маркировка о составе, безкоторой переработка затруднительна.Основная часть отправится на пере­плавку, кроме, пожалуй, практическинепригодной для рециклинга пласт­массы с армирующими вставкамиили состоящей из нескольких слоев.Элементы, не подверженные износу(например, задние фонари или эле­менты декора), отмывают и продаютпо сходной цене как б/у. Это законнодаже в Западной Европе. Приличнаячасть пластиковых деталей современ­ной машины (по некоторым оценкам,более 40%) изготовлена из полипропи­лена. Его легко переработать, а сфераприменения простирается далекоза границы автомобилестроения.Использовавшийся ранее поливинил­хлорид, напротив, сложно исполь­зовать вторично. При сгорании онвыделяет множество токсинов, так чтоу него единственный путь – на свалку.Оставшийся железный скелетотправляется в шредер. Меньше чемза минуту молотковая дробилка пре­вращает кузов легковушки в кучку мел­ких кусков металла. Используя элек­тромагнитную, весовую и воздушнуюсепарацию, из нее вычленят черныеи цветные металлы, а также остаткипрочих материалов, не выловленныхна предыдущих этапах. Ценные отходыотправят металлургам, остальноесожгут или захоронят на полигонах.Все полезные соки из бывшего автомо­биля выжаты.  «Дженералмоторс» внес вкладв ликвидацию разливанефти в Мексиканскомзаливе. Из использованного сорбента – пластиковыхшариков, собирающихмаслянистую пленку, –концерн производилаэродинамическиеэлементы для подкапотного пространства гибридного«Шевроле-Вольт».150 За рулем 07/2012148-151(1_2V)_Recycling.indd 15007.06.2012 10:57:43 Чаще всего за счет владельца. В Европе(в частности, в Голландии, котораясчитается лидером авторециклинга)круглые суммы в специальный фондплатят производители и импортерытранспорта. Однако всем понятно, чтоэти траты учтены в ценнике новогоавтомобиля. А в Японии утилизационные сборы вообще открыто взимаютпри покупке новой машины или прохождении периодических осмотров.Себестоимость утилизации тожевезде разная. В Голландии она составляет около 88 евро на один автомобиль. При этом государство взимаетс производителей лишь по 45 еврос машины, остальное добирают самикомпании-операторы. В Японии переработка обойдется в 100–180 евров пересчете на европейскую валюту,в Великобритании – в 250–350 евро,во Франции – в 300–330 евро. Продавая бэушные запчасти с разобранныхмашин, компании-утилизаторы легковозмещают все затраты на переработкуи даже имеют прибыль – заметим,помимо дополнительных компенсаций,которые получают от государства.В нашей стране подобная систематолько создается. Процесс идет,но медленно. Возможно, это и неплохо:к мысли, что за утилизацию придетсяплатить, надо приучать постепенно.Платить действительно придется – глобальная индустриализация и стремление человека к комфорту сделаличистую окружающую среду дефицитным товаром. А потому и утилизациявышла из числа бесплатных благ.P.S. О перспективах автомобильнойутилизации в России читайте на с. 178.На правах рекламыЗА ЧЕЙ СЧЕТ БАНКЕТ?  Автомобильныефирмы компенсируют часть затратна содержаниецентра утилизациивыручкой от продажи бывших в употреблении запчастей. Исключение –битые машины.Для них жесткоеправило – никакой перепродажикомпонентов!Производители снимают с себя ответственность за работоспособность дажене поврежденныхв аварии деталей.Производитель:Corporation, USAwww.little-trees.com148-151(1_2V)_Recycling.indd 15107.06.2012 10:57:44