192
193
194
ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ТОРМОЗАГРУЗОВИКИ | УСТРОЙСТВОВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВОПневматику на тяжелых грузовиках используют в добром десятке систем. Важнейшая из них – тормозная.Кирилл Милешкин изучил ее устройство, а вместе с ним преимущества и недостатки.ЖИДКОСТЬ ИЛИ ВОЗДУХ?Отказ тормозов на многотонном автопоезде или переполненном автобусе…Катастрофа! Отсюда повышенные требования к надежности. Наиболее слабым звеном конструкторы посчиталирабочую жидкость и заменили ее обычным воздухом. Логика проста: не надовозить с собой канистру (да-да, не поллитровую баночку!) тормозухи и принеобходимости доливать, что на грузовике намного сложнее. Запасы воздухапополняются постоянно: компрессор,приводимый двигателем, поддерживаетрабочее давление в системе. Поэтомунебольшие потери из-за негерметичности соединений водитель порой дажене замечает. Еще один плюс, особенноактуальный для грузовиков: не нужнопрокачивать тормозной привод послестыковки с прицепом.Но есть, разумеется, и минусы.Воздух в систему (из атмосферы)частенько поступает влажный. Коррозия деталей еще полбеды, а вот закупоренные льдом магистрали и каналы –вполне реальная угроза при минусовыхтемпературах. Поэтому между компрессором и ресиверами, где хранитсявоздух, установлены влагоотделители.Они бывают двух типов. Термодинамические охлаждают воздух, когдатот проходит по трубкамрадиатора, конденсат сливается в специальный отсек фильтра и удаляетсяоттуда по мере накопления. Другойвариант – адсорбционный. В этомслучае воздух проходит через гранулывещества, которые связывают влагу.Патрон с адсорбентом постепеннотеряет свойства и требует заменысогласно регламенту. Для пущей надежности в одной системе часто используют оба устройства. Еще один минуспневматических тормозов – болеесложная, громоздкая и металлоемкаяконструкция. Впрочем, учитывая размеры носителей, недостаток можносчитать несущественным.НЕЗАВИСИМОСТЬ РАДИНАДЕЖНОСТИИтак, закачанный компрессором воздух проходит через регулятор, поддерживающий рабочее давление, и влагоотделитель. На следующем рубежестоит предохранительный клапан, который делит потокна четыре независимых контура –к механизмампередней оси, задней оси, стояночноготормоза и вспомогательной системы.Последняя обслуживает, например,моторный тормоз и сравнительнопримитивна. Остальные три магистрали начинаются с ресиверов, гдехранится запас осушенного воздуха.Предохранительный клапан изолируеткаждый контур от соседних, а такжеот устройств, забирающих и подготавливающих воздух. Таким образом,разгерметизация одного участка никакне отразится на работоспособностиостальных.Водитель, нажимая на педальтормоза, приводит в действие двухсекционный тормозной кран. Однаего половина открывает путь воздухук передней оси, вторая – к задней. Притрехосной компоновке на оба заднихмоста идет один контур. В грузовиках  Точное распределение сил особенно важнодля многозвенных автопоездов: накатываниетяжелого прицепа на тягач чревато потерейустойчивости автомобиля. За всем следитэлектроника, в том числе и за четкой работойантиблокировочной системы.192 За рулем 07/2012192-194(1_2V)_Pnevmatika.indd 19207.06.2012 11:42:10 На правах рекламыс большим количеством осей делениепроисходит как по схеме «перед-зад»,так и «чет-нечет», когда один контуробъединяет первый-третий, а другой –второй-четвертый мосты.Но вернемся к принципу работысистемы. От тормозного крана воздухпоступает в тормозные камеры, они-тои приводят в действие механизмыу колес. Точно необходимое усилиеотмеряют регуляторы с электроннымуправлением, внося поправки в зависимости от массы и распределения груза.Водитель отпускает педаль, и воздух, до этого момента прижимавший192-194(1_2V)_Pnevmatika.indd 193  Объем и расположение ресиверов на грузовикезависят от егопредназначения.Запас воздухана тягачах и прицепах, которыеперевозят тяжелыегрузы, насчитываетсотни литров.07.06.2012 16:44:31 | УСТРОЙСТВОПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ТОРМОЗА  Схема устройстваи основные компонентытормозной системы:  1 – компрессор;  2 – регулятор давления;3 – четырехконтурныйпредохранительныйклапан; 4 – ресивер;5 – обратный клапан;6 – кран стояночнойсистемы; 7 – кранрабочей системы;8 – клапан управлениятормозами прицепа;9 – регулятор тормозных сил; 10 – клапанограничения давления;11 – передняя ось;  12 – задняя ось;  13 – тормозная камера;14 – тормозная камерас энергоаккумулятором;15 – контур вспомогательной системы.колодки, стравливается в атмосферу: онсделал свою работу и больше не нужен,ведь компрессор уже наполнил ресиверы свежей порцией.Контуры тягача снабжают воздухом и систему прицепа. На немустановлены собственные ресиверы,тормозные камеры, регулятор сил.Отдельный предохранительный клапанзащитит пневмосистему тягача от неполадок в хвосте автопоезда.a  На поршень 3 в корпусе энергоаккумулятора 2давит пружина 1. Через толкатель 4 она воздействует на шток тормозной камеры 5, который  перемещает тормозные колодки.Для работы ручника на тормозныхкамерах грузовика и прицепа дополнительно устанавливают энергоаккумуляторы. В отличие от рабочей системы,которая срабатывает при повышениидавления воздуха, стояночная включается при его отсутствии. Водитель дергает рычажок или нажимает кнопку,через открытый клапан стравливаетсядавление в магистрали. Пружинаэнергоаккумулятора, оставшаясябез воздушного подпора, приводитв движение механизмы, сжимающиеколодки. Стояночная система блокирует колеса при существенной утечкеиз магистрали или при неисправностиэнергоаккумулятора. Чтобы продолжить движение, контур придется заглушить вручную. Зато такая особенностьпозволяет реализовать аварийноеторможение, например, при отрывеприцепа от тягача на ходу.бв  Для включения стояночного тормоза (рис. б) нужно выпустить воздух из подпоршневого пространства энергоаккумулятора и разжать пружину. Рабочая системаиспользует только объем тормозной камеры (рис. в, нижняя часть).194 За рулем 07/2012192-194(1_2V)_Pnevmatika.indd 19407.06.2012 11:42:16