152
153
154
155
СНИЖЕНИЕ ВЫБРОСОВ СОТЕХНИКА | ЭКОЛОГИЯ2МЕНЬШЕ ГАЗА – ЧИЩЕ ВОЗДУХОдин из самых безобидных, на первый взгляд, выхлопных газов становится в последнее время наиболеевредным для окружающей среды. Выбросы CO2 растут, и если так будет продолжаться, то глобальныеизменения климата, а с ними и природные катастрофы произойдут уже в ближайшие десятилетия. ПоэтомуКирилл Милешкин загибал пальцы, подсчитывая способы спасти атмосферу от избытка углекислого газа.МЕЛКАЯ МОТОРИКАВ цивилизованных странах показательвыбросов двуокиси углерода в последние три-четыре года вошел в числоосновных характеристик автомобиля.Ирония в том, что сократить количествовылетающего из трубы углекислого газаможно лишь одним путем – урезатьаппетит двигателя. Ведь масса выплюнутого автомобилем CO2 и литрысъеденного топлива напрямую зависятдруг от друга.Поэтому на передовой в войнес опасным врагом стоят отряды мотористов и инженеров автомобильныхкомпаний. Основные средства борьбыза чистоту выхлопа известны ещес середины 90‑х годов прошлого века:изменяемые фазы газораспределения,впускные тракты с изменяемой длиной,облегченные детали и узлы, не говоряуже о различных материалах и технологиях, снижающих потери на трение.Кроме того, по оценкам инженеров компании «Бош», выпускающей топливнуюаппаратуру для большей части европейских моделей, одно только взаимодействие турбонаддува (или механическогонагнетателя) с непосредственнымвпрыском снижает вредные выбросына величину до 4%. А если взять этупарочку и снять ту же мощность с меньшего объема (популярный нынче принцип даунсайзинга), то выбросы можносократить на треть.«Если машина не может коптить,то и ехать не может», – радостно констатировал главный герой чешского мульт­фильма «Крот в городе», закупориваясардельками выхлопные трубы. Действительно, самый дешевый и действенный способ снизить выбросы углекислого газа – заглушить двигатель. Сейчасза водителя это делает электроника.Например, система «старт-стоп», которой оснащают уже не только дорогиемодели, выключает мотор на светофорах, снижая выбросы на 4–8%. Различные гибридные схемы вносят еще болееощутимый вклад – аж до 25% в определенных режимах движения. Наконец,двигатель можно заглушить частично.Отключение половины цилиндровдо недавнего времени было прерогативой многоцилиндровых V‑образныхдвигателей, но такую систему начинают устанавливать и на более компактные моторы. Например, концерн«Фольксваген» оснастил ею новые «четверки» с турбонаддувом.Впрочем, экономить топливо и снижать выбросы можно, улучшая и другиепоказатели. Подсчеты конструкторовпоказывают, что снижение коэффициента аэродинамического сопротивлениявсего на 0,02 экономит 0,4 л/100 кмпри скорости 130 км/ч. Применительнок CO2 получается 3–6%. Еще столько жеспишут шины с пониженным сопротивлением качению. Недаром именнотакими оснащают все модели из экономичных линеек вроде «Блюэффишнс»у «Мерседес-Бенца» и «Блюмоушн»у «Фольксвагена».В итоге новое поколение машинпо сравнению с предшественникамина 13–30% экологичнее и экономичнее.По крайней мере, так утверждают производители. Автомобили с литровымидвигателями уже перешагнули психологическую черту выбросов CO2 в 100 г/кмили вплотную приблизились к ней. И этобез гибридных технологий, сулящихбольшую выгоду.Есть у этой медали и непригляднаясторона: расплачиваться за все достижения придется потребителю. Во‑первых,152 За рулем 07/2012152-155(2X1_2V)_CO2.indd 15207.06.2012 10:57:18 На правах рекламыпри покупке – производителю охотавернуть сумму, потраченную на разработку, внедрение и производствовсех ноу-хау. Во‑вторых, частенькои в ходе эксплуатации. Увы, надежностьне самая сильная сторона современныхавтомобилей. А ведь даже некрупныйремонт порой больно бьет по карману.Помнят ли об этом те, кто неутомимоужесточает нормы выбросов?НЕ БЕНЗИНОМ ЕДИНЫМС точки зрения выбросов СО2 все видыавтомобильного топлива предпочтительнее бензина. Даже более «грязная»(как полагают многие) солярка: легковые турбодизели, особенно большогообъема, сдержаннее бензиновых моторов сопоставимой мощности на 5–15%.Но это не повод призывать к скорейшейдизелизации. Иначе возникнут проблемы со сбытом горючего, ведь припереработке нефти получается примерно равное количество бензина и дизтоплива. Кроме того, по выбросам сажиДТ впереди планеты всей.Другая альтернатива – биотопливо.Вдумайтесь: двигатель, работающийна биометане, выделяет СО2 примернов 30 раз меньше, чем бензиновый(ЗР, 2012, № 4). Весомое преимущество!Однако массовое применение сдерживает неразвитая инфраструктура,а вкладываться в ее развитие никтоне спешит. Вдобавок производство биодизельного топлива ограничено посевными площадями, на которых выращивают сырье.Наконец, самое модное направление – использование электричества.Сюда направляют больше всего средств,а стоит ли? Выработка электрической  Альтернативныевиды топлива менеещедры на выбросСО2 (г/км), чемдавно знакомыйбензин. Но у каждого есть как плюсы,так и минусы.За основу при расчетах немецкиеисследователивзяли атмосферныйдвигатель со средним расходом7 л/100 км.Производитель:Corporation, USAwww.little-trees.com152-155(2X1_2V)_CO2.indd 15307.06.2012 10:57:21 | ЭКОЛОГИЯСНИЖЕНИЕ ВЫБРОСОВ СО2энергии одаривает природу углекислымгазом в два-три раза щедрее, чем весьтранспорт, вместе взятый! Даже маленький «Смарт» с электрическим двигателем, если высчитать вред от потребля­емой им электроэнергии, выделяет71 г/км СО2. Немало, учитывая размеры машины! Так что агитироватьза массовый и быстрый переходна электротягу, пожалуй, рановато.По крайней мере, пока большую частьэнергии не будут вырабатывать возобновляемые источники вроде ветряковили солнечных батарей.  Примерные доли эмиссии СО2, приходящиеся на различные источники.Они зависят от уровня развития конкретной страны.ПОД ПРИСМОТРОМ СТАРШИХВ Европе автомобилям разрешеновыбрасывать 130 г/км CO2 (в среднемпо модельному ряду для каждогопроизводителя). Норма действуетдо 2015 года, а к 2020‑му порог снизятдо 95 г/км. Однако роль государстване ограничивается лишь введениемболее строгих экологических норм.Оно должно стимулировать гражданпокупать новые автомобили, которые154 За рулем 07/2012152-155(2X1_2V)_CO2.indd 15407.06.2012 10:57:25   Полсотни квадратных метровлеса нейтрализуютуглекислый газот дыхания одногочеловека. В пробкена этой же площадипомещаются трилегковые машины, источающиедвуокись углеродав самом неэкономичном режиме.Получается, вырубка деревьев –порой логичныйи разумный способснизить выбросыпарниковых газов.извергают значительно меньше вредныхгазов. Например, за 15 лет БМВ 7‑йсерии при прежней мощности двигателястал чадить на треть скромнее. Нарядус кнутом, каким служат высокие налогина старые машины, есть и пряник: про‑грамма утилизации при поддержке пра‑вительства.Другое направление деятельностигосударства помимо гораздо большихфинансовых затрат требует и при‑влечения грамотных специалистов –это планирование дорожной сети.Автомобиль на крейсерской скоростивыбрасывает гораздо меньше СО2, чемтолкающийся в многокилометровыхзаторах. В идеале надо закладыватьновые трассы на ранних стадияхзастройки, но иногда приходится впи‑сывать дорогу в уже существующуюинфраструктуру. И как ни дико этозвучит, лучшим выходом для экологииможет иногда стать вырубка леса подновую магистраль.Как видите, существует множествовариантов для снижения выбросовэтого парникового газа. Важно выбратьрешения, которые будут не только кра‑сивыми, но и по-настоящему действен‑ными. Только тогда удастся сберечьи деньги, и здоровье.На правах рекламы  Избавлениеот одного светофораили железнодорожного переезда стоитнедешево, но этонемалый вкладв здоровье планеты.Производитель:Corporation, USAwww.little-trees.com152-155(2X1_2V)_CO2.indd 15507.06.2012 10:57:28