ГАММАRENAULT TRUCKSГРУЗОВИКИ | СТРОИТЕЛЬНАЯВ ПОИСКАХ ОПТИМУМАКомпания «Рено тракс» сделала любопытные дополнения в гамме строительных грузовиков. О наиболееинтересных новинках узнал Дмитрий Федоров. Фото автора.Ага! Вот, оказывается, откудаедут все эти грузовики, доверхугруженные щебнем. Я не одингод гадал, откуда их столькона прибрежной трассе, идущей к Барселоне. Оказывается, из этого громадногокарьера, куда меня привезли для краткого знакомства с обновленной гаммойгрузовиков «Рено».Кардинальных изменений в модельной линейке средне- и крупнотоннажных строительных машин нет. Каки раньше, она начинается с «Мидлума»,продолжается специальным ответвлением от магистральной линейки «Премиум Лендер» и заканчивается тяжелымвседорожным «Кераксом», некогдасозданным для армейских нужд, а потомуспешно освоившим также профессиюстроителя. Итак, по порядку.На «Мидлуме» долго останавливаться не буду. В России он большеизвестен как основа для фургонов,доставляющих товары в магазины,поэтому увидеть под эти именемполноприводный самосвал былонесколько необычно. Грузоподъемность в этом варианте составляет 10 т,привод постоянный полный, двигатели(Евро‑5) развивают 270–300 л.с. Вроденичего необычного, но мне понравилсясвоеобразный внедорожный круизконтроль на этой модели. Допустим,если ты забираешься на крутой подъем,не надо все время удерживать обороты двигателя в зоне максимальнойтяги: начал движение, вышел в нужныйрежим, нажал клавишу на панели –и всё, убираешь ногу с газа. Дальшегрузовик будет сам карабкатьсяна подъем с заданной скоростью.ГИДРОУДАРЕще интереснее система полного привода, примененная на тяжелом семействе «Премиум Лендер». Эти машиныне являются строго вседорожными,их задача – вывоз или доставка грузов из мест, на подъезде к которымнет дорог с твердым покрытием илискользко, как зимой в горах. Строгоговоря, 90% времени они проводятна обычных магистралях и не более10% – там, где действительно могутпотребоваться все ведущие.Использовать традиционную схемус механической подачей тяги на передние колеса для таких грузовиковрасточительно: растет масса, повышается центр тяжести, ограничиваютсяскоростные возможности, а все этонапрямую влияет на расход топлива,экономить которое – первоочереднаязадача для перевозчиков.Ради этого «Рено тракс» даже запустила в Европе отдельную программу«Оптифьюэл» для транспортных компаний. Она включает все аспекты проблемы, от обучения водителей методикеэкономичного вождения до переоснащения уже проданных машин роботизированной коробкой передач «Оптидрайвер+» (расход топлива падает на 3%,если сравнивать с ездой с обычноймеханической коробкой) и ведущимимостами с более «длинными» главнымипарами. Кстати, данную коробку передач выбирают 80% покупателей версии«Премиум Лендер», поскольку этимашины редко работают в условиях,когда «Оптидрайвер+» может не выдержать перегрузок (превышение полноймассы в 70 т, буксование в грязи, крутыеподъемы в карьерах).Тем не менее специально дляезды по бездорожью роботизированная трансмиссия на «Премиум188 За рулем 07/2012188-191(2X1_2V)_Kerax.indd 18807.06.2012 11:26:41 На правах рекламы Несмотря на безобидный вид, «Мидлум» снабжен постояннымполным приводом, блокировками межосевого и межколесныхдифференциалов и способен взбираться на 50‑процентные склоны. Седельные тягачи «Премиум Лендер» теперь тоже можнозаказать с гидростатическим приводом передней оси «Оптитрак».Элементы этой системы выделены желтым окрасом: в ступицах –гидромоторы, сразу за передним колесом расположен масляныйбак, а перед задним виден радиатор охлаждения масла. Насосвысокого давления – в центре рамы, за кабиной.188-191(2X1_2V)_Kerax.indd 18907.06.2012 18:48:31 ГАММА| СТРОИТЕЛЬНАЯRENAULT TRUCKSЛендер» имеет режим Off Road. В этомслучае смена передачи в коробкевсегда не превышает одной ступени(в обычном режиме она может про‑скочить до трех скоростей), старт про‑исходит на первой вне зависимостиот массы машины. Переключениеидет в диапазоне максимальной тяги1500–2000 об/мин. И, само собой,блокируется режим принудительногоперехода на высшие ступени для допол‑нительной экономии топлива.Ну а для тех случаев, когда нужнадополнительная тяга и на переднейоси, предназначена система гидроста‑тической передачи момента «Опти‑трак». Она передает крутящий моментна переднюю ось посредством маслапод давлением, которое приводитвстроенные в ступицы гидромоторы.Сам по себе «Оптитрак» не новинка,«Рено» применяет его уже два года.Но пока его устанавливали лишьна двухосные шасси с различныминадстройками. Сейчас же примене‑ние заметно расширили: «Оптитрак»теперь можно заказать и на трехосныеодиночные автомобили (как с колес‑ной формулой 6×4, так и 6×2), а такжеседельные тягачи (4×2 и 6×4).Но данная система все же не явля‑ется полноценной заменой обычногомеханического подвода мощности.Склонная к перегреву, она способнаработать только при небольших ско‑ростях (при превышении 27 км/ч онаавтоматически выключается и вновьподсоединяется, когда скорость падаетдо 15 км/ч). В сильный мороз надежноефункционирование гидравлики «Опти‑трака» тоже не гарантировано. Притемпературе ниже –25 ºC производительне отвечает за ее работоспособность.Но ведь «Премиум Лендер»вовсе не экстремальная внедорож‑ная машина. Его стихия – стройкив тепличных условиях Европы, гдедополнительная помощь «Оптитрака»требуется, чтобы, к примеру, вытя‑нуть тяжелый полуприцеп по склонуиз зыбучего гравия. Вот здесь онреально помогает.БОЛЬШЕ НЕ БЫВАЕТРешать задачи в самых тяжелых усло‑виях призвано семейство «Керакс».Для стран со слабой базой техниче‑ского обслуживания эти модели дажеготовы делать под заказ в «облегчен‑ной электронной» версии. Не говоряуже о возможности комплектациидвигателями Евро‑3 мощностьюот 330 до 500 л.с., хотя в той же Европе,естественно, предлагается Евро‑5.Несмотря на внешнюю схожесть,интерьер кабины «Керакса» прощеи практичнее, чем у «Премиума», бамперполностью стальной, без хрупких пласт‑массовых элементов, фары защищенырешетками, а под двигателем смонти‑рована мощная «лыжа». И хотя в этойгамме тоже присутствуют двухосныешасси, сегодня познакомимся с самымитяжелыми машинами данной линейки. Еще одна новинка из гаммы «Премиум Лендер» – шасси с колеснойформулой 8×4. Любопытно, что это семейство предлагается с двумятипами кабин: более низкими по посадке (от развозных машин)и высокими (от магистральных тягачей). Здесь – последний вариант.Главная новинка – четырехосный«Керакс 8×4» в исполнении «Экстрим».Название говорит само за себя: этонаиболее выносливая модель, рас‑считанная на запредельные условияэксплуатации – карьеры, нефтяныеразработки. Рама, передние мосты,задняя тележка с параболическимирессорами – все сделано с изряднымзапасом прочности. В подвеске, к при‑меру, усилены элементы крепленияи введены дополнительные точкисмазки. Двигатель снабжен центробеж‑ным воздушным фильтром, а коробкупередач снабдили отдельной системойохлаждения. Кроме того, по утвержде‑нию производителя, именно «Керакс8×4 Экстрим» обладает наибольшимв классе углом переднего въезда – 37º,что дополнительно улучшает его прохо‑димость. Дорожный просвет тоже одиниз лучших: 385 мм под передней осьюи 370 мм под задними мостами.Дополнительные возможности дляпреодоления бездорожья дает еще однаверсия – «Керакс 8×8». В ней собранывсе преимущества шасси «Экстрим»,а подключаемые на скоростях до 50 км/чдва передних ведущих моста позволяютсерьезно улучшить проходимость. Этаверсия предлагается с двигателямимощностью от 430 до 460 л.с. и способнавезти груз массой более 50 т. До сегодняшнего дня модель предлагаласьтолько на экспорт за пределы Европы,но в ближайшее время она появитсяи на стройках Старого Света. Помимо самосвального кузова на «Керакс 8×4 Экстрим» можномонтировать самые разнообразные надстройки – краны, бетономешалки, насосы.190 За рулем 07/2012188-191(2X1_2V)_Kerax.indd 19007.06.2012 11:26:52 На правах рекламы «Оптитрак» отныне доступен и для трехосных шасси. В числеосновных преимуществ гидропривода передних колес перед привычным механическим фирма называет меньшую на 490 кг массу системыи вытекающую из этого экономию 10% топлива. Полноприводный «Керакс 8×8» предназначен для работы в самыхсложных дорожных условиях, где от грузовика требуется высокаягрузоподъемность в сочетании с надежной проходимостью. Высокий дорожный просвет, рекордный в классе угол въездаи мощная стальная защита двигателя сразу указывают на экстремальные условия работы этого «Керакса».188-191(2X1_2V)_Kerax.indd 19107.06.2012 11:26:54